— Кризис можно победить только работой. Работой, выполненной с любовью, — уверена мастер по пошиву одежды и хозяйка ателье Галина Марьина. Швея с многолетним стажем раскрыла секреты своего дела и поделилась собственными рецептами выживания в нелегкие экономические времена.
Бабушкина прялка и юбка из маминой шторы
Рукоделию Галина Марьина начала обучаться очень рано — ей было чуть больше пяти лет, когда бабушка Татьяна Андрияновна познакомила малышку с прялкой. В старом бабушкином доме пряли всегда: зимой в просторном зале, а летом — прямо во дворе. Тогда Галя и узнала главные секреты хорошей швеи — терпение и труд. В школьные годы учителя не могли нарадоваться на прилежную и старательную девочку, ее поделки и шитье стабильно отправляли на разные выставки, не только школьные, но и городские. Став чуть старше, Галина стала шить и вязать одежду. Все новинки, что советские модницы всеми правдами и неправдами старались привезти из-за границы, она спокойно шила себе сама.
— Отлично помню свою первую юбку, которую сшила в 14 лет, — улыбается воспоминаниям мастер. — Для нее я выпросила у мамы красивую штору, долго шила, зато, когда надела, гордости моей не было предела.
Еще одна любимая вещь тех лет — ажурная кружевная блузка. Галина Викторовна до сих пор помнит ее красивый цвет берлинской лазури и то, как исколола себе все пальцы, вывязывая тонкое кружево.
Несмотря на все успехи, в те годы Галина Марьина расценивала шитье исключительно как увлечение, а не будущую профессию. Романтичная девушка буквально зачитывалась самыми разными книгами и мечтала преподавать литературу в школе. Но не сложилось. Из-за проблем со здоровьем Галя в вуз не поступила. Погрустив немного, вспомнила о своем хобби и решила отправиться учиться на швею.
— В училище профессию можно было получить всего за год, — рассказывает Галина Викторовна. — Я подумала: ну отучусь годик, потом, может, поработаю, а дальше — жизнь сама покажет.
Профессия не отпускает
Спустя год жизнь показала, что Галя нашла себя и свое призвание: через несколько месяцев работы в ателье юная швея о другой профессии уже и не задумывалась. Чуть позже окончила техникум по специальности инженер-технолог швейного производства. Удалось девушке пройти и еще один важный для каждой швеи экзамен — сшить собственное свадебное платье.
Заядлая театралка, она увидела его в одной из постановок музыкального театра. Платье было сложное и совсем не по канонам моды тех советских лет, но другого уже не хотелось. Галина Викторовна сегодня вспоминает, что потратила на шитье собственного подвенечного наряда две недели.
Тогда, в начале 80-х работы в ателье было много. В магазинах продавали только какую-то невыразительную и скучную одежду — проще было найти иголку в стоге сена, чем на прилавке советского универмага стильную вещь. Поэтому женщины и штурмовали ателье, прося симпатичную и рукастую Галочку сшить им такую же вещицу, как в модном журнале. На работу Галина Марьина в те годы ходила как на праздник: любимое дело, которое спорилось в руках, и ставшие почти родными клиенты. А дома ждал муж и двое малышей — сын и дочка, которые всегда были одеты лучше всех в садике.
Все изменилось с началом перестройки. Тогда Галина Марьина была в декрете с третьим ребенком, сыном Лешей. Малыш подрос, нужно было выходить на работу, а выходить оказалось некуда.
— Мне тогда по большому блату удалось устроиться в больницу санитаркой, — с горечью говорит швея. — Трое детей, было не до сантиментов. Деньги были нужны тогда всем, хоть в магазинах и не было ничего.
О том, чтобы заработать шитьем дома, даже речи не шло: у людей часто не было денег на хлеб и молоко, ни о каких обновках и не думали. Приходилось вытаскивать из шкафов старые вещи, перелицовывать и носить. Долго санитаркой Галина Викторовна не проработала — не смогла. Через пару лет удалось вернуться в шитье закройщицей на массовое производство. Работать приходилось много, кроили по одним и тем же лекалам из года в год. Никакого творчества или благодарной улыбки клиента, окрыленного удачно сшитой обновкой. Попробовала Галина Викторовна себя и в административной работе: несколько лет прослужив директором комбината бытового обслуживания в Чунском районе.
— Тоже не мое оказалось, — говорит мастер. — Я много раз честно пыталась уйти из швейного дела, отказаться от своей профессии, но, пусть это и пафосно прозвучит, моя профессия сама меня всегда к себе возвращала, я не могу без этого.
Когда жизнь в стране постепенно наладилась, одна коллега пригласила Галину Марьину мастером в только что созданное ею ателье, которое располагалось в модном торговом центре Иркутска. Через несколько лет ателье пришлось закрыть — «развернуться» не удалось: арендная плата оказалась слишком велика, а клиентов было немного. Тогда руководство торгового центра предложило открыть собственное ателье Галине Марьиной.
Сарафанное радио
Решиться на открытие собственного дела Галине Викторовне было нелегко — не было ни опыта, ни денег. Но швея с улыбкой говорит, что попала под двойной удар: с одной стороны — руководство центра, которое уговаривало остаться и предлагало льготные условия аренды, с другой — семья, которая говорила, что у мамы все получится. После бессонных ночей и тяжелых раздумий на свет появилось ателье, и Галина Марьина не прогадала.
Получилось, пусть и не сразу. Муж продал машину, на эти деньги Галина Викторовна закупила необходимую технику и стала ждать своих первых клиентов. Параллельно приходилось постигать и азы ведения малого бизнеса. Сегодня в ателье маме помогает и дочь Татьяна. По образованию девушка менеджер, но ее призвание — это изготовление декора к нарядам, сшитым мамой. Шляпки с вуалетками или удивительной красоты ободки, украшенные атласными цветами, пользуются все большой популярностью у иркутянок.
Тот факт, что ателье находится в торговом центре, привлекает большой поток клиентов, которым нужно «посадить» купленную дорогую обновку по фигуре. Сначала к новому ателье посетительницы модных бутиков относились настороженно, но затем понесли дорогие платья и шубы.
Сегодня Галина рассказывает: успешное ателье — это отличная работа швеи плюс удачно выбранное помещение. Причем «отличная работа мастера по пошиву одежды» — это не просто безукоризненно выполненный заказ, это еще и умение понять, что точно нужно пришедшему в ателье человеку. Иногда идею нужно подкорректировать, а иногда и прямо заявить — вам это не подойдет. Бывает, что клиенты прислушиваются, а бывает, что все равно гнут свою линию, не поверив опытному мастеру.
Галина честно признается, что самые сложные и капризные заказчицы — это невесты. Ведь каждая девушка в день свадьбы хочет выглядеть неотразимо. Иногда, впрочем, забывая об элементарных правилах подбора одежды.
— Чтобы уберечь от разочарования, я выполню работу по заявленному эскизу, а потом на первой примерке, когда клиент сам видит, что ему выбранный наряд не идет, предлагаю варианты переделок. Был у меня случай, когда свадебное платье пришлось выбросить — сшила по требованию заказчицы, которая меня и слушать не хотела, а переделать оказалось нельзя. Я была в шоке несколько дней, девушка, думаю, тоже.
Поверившие мастеру один раз чаще всего приходят вновь и быстро становятся теми, кого Галина Викторовна с теплой улыбкой называет «родными клиентами». Марьина обшивает целые семьи — начиная от элегантного пальто для 70-летней дамы, заканчивая экстравагантным платьем с вырезом на спине для ее 20-летней внучки. Приходилось Галине Викторовне работать и с халатом 19 века, теперь он находится в экспозиции одного из городских музеев.
— Я, возможно, опять скажу банальность, но я люблю свое дело и более того, я люблю своих клиентов, — смущенно говорит швея. — Хочу, чтобы сшитые мною вещи приносили радость, здоровье и удачу. Хочу, чтобы через мои руки они впитали положительную энергетику и отдавали ее хозяину.
Довольные клиенты часто рекомендуют отличного мастера своим знакомым. Сарафанное радио, в прямом смысле, — говорит про это Галина Викторовна, — работает на все 100%, лучше любой дорогостоящей рекламы. Нужно только качественно выполнить заказ, с полной самоотдачей.
Кризис встречаю по одежке
«Работать, работать и еще раз работать!», — такой у этого мастера жизненный девиз. Особенно много трудиться нужно во времена «смутной экономики». Труд, по заверению швеи и бизнесвумен, — это единственный способ пережить все кризисы — и финансовые, и душевные.
— Сейчас многие впадают в панику и ступор, вместо того, чтобы трудиться, — говорит Галина Викторовна. — Пока ты будешь впадать в апатию или истерику, весь твой бизнес рухнет. Паниковать некогда, нужно браться за дело.
Наступление кризиса опытная швея всегда встречает по одежке — все меньше становится заказов на пошив, все больше несут вещей на перелицовку. И очень часто из кофты или платья, которые двадцать лет пролежали в бабушкином шкафу, можно сделать модную и стильную вещицу, ведь мода циклична, через десятки лет дизайнеры вновь оживляют ту или иную модную тенденцию.
Постоянная слежка за всеми новинками капризной моды — это еще одно обязательное требование к хорошей швее или портному. Бывает, добавишь одну—две такие модные фишки к надоевшему платью, и оно заиграет совершенно по-новому.
Галина Марьина уверена: точно также можно перелицевать и бизнес — нужно искать новые детали и пути развития своего дела, открывать новые горизонты и возможности. И в этом случае кризис — отличная мотивация для того, чтобы рассмотреть привычное дело под немного другим углом. Неизменным остается одно — желание мастера сшить для каждого вещь, подходящую именно ему, зарядить ее положительной энергетикой, чтобы люди чаще радовались и улыбались, даже в непростые времена.
Надежда Гусевская, ИА «Иркутск онлайн»
Автор фото — Илья Татарников
Для данной статьи - ужасная подборка фотографий, полностью нивелирует текст! И эти розы? это декор для изделий????!!!!!!!