Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Землетрясение в Непале: рассказ очевидца

С 24 марта иркутяне Михаил Крайнов и Екатерина Акатова путешествовали по Непалу. Их поездка должна была завершиться 10 мая в Катманду. 25 апреля в стране произошло землетрясение, которое унесло жизни более шести тысяч человек. Магнитуда первого толчка была 7,9 баллов. Затем Непал потрясла серия афтершоков мощностью до 6,7. Наши земляки не пострадали, спецбортом МЧС они вернулись в Россию.

Сегодня мы с Катей вернулись домой после поездки в Непал. Успешно прошли маршрут в горах (за 30 дней) и 24 апреля прилетели в Катманду, чтобы еще полмесяца осматривать достопримечательности, отъедаться вкусностями (я в горах похудел на 5 килограммов), а также отпраздновать и Катин день рождения, и годовщину свадьбы.

Утром 25 апреля, выполнив культурную программу, купили к обеду дыню с арбузом и возвращались в наш guest house. Все это в районе Тамель, одна из самых широких улиц которого выглядит так:

Улица в Тамеле. Фото mikka.livejournal.com
Улица в Тамеле. Фото mikka.livejournal.com

Мы в момент первого, самого сильного толчка, находились на более узкой улице (однополосной). Продолжался первый толчок около одной минуты. Мы упали на землю, прикрыли головы руками, а вокруг с силой раскачивались дома. Уже в ретроспективе стало ясно, что безопасней было забежать в дом, а не лежать на улице, так как развалилось все-таки немного домов, а вот кирпичей/балконов/камней упало достаточно, убив и ранив значительное число людей. Хотя у двоих наших сложилось семиэтажное здание, со второго этажа которого они успели выбежать на улицу, отделавшись сломанными ступнями.

Страшно было очень, но сначала мы не оценили неординарность землетрясения, считая, что местные к такому привычные. Быстро пошли к гостинице, так как возле нее расположена небольшая площадь со ступой, подальше от зданий. Что удивительно, при последующих толчках женщины, в основном молчали, а некоторые мужчины просто визжали. Мимо прошел мужчина с разбитой головой, потом пронесли труп.

В результате землетрясения в Непале погибло более 6 тысяч человек, 16 тысяч — пострадали, 1,7 тысячи — все еще остаются под завалами.МЧС

Пробыв какое-то время возле ступы, мы решили покинуть это место, так как атмосфера страха вызывала сильный дискомфорт. По счастью, в нескольких сотнях метров мы наткнулись на школу с огромным двором — заготовкой(?) стадиона. До зданий было далеко, потому место абсолютно безопасное, и следующие три часа при частых повторяющихся толчках мы провели там. В принципе уже стало ясно, что происходит разгрузка напряжения и вероятность сильного афтершока невелика. То есть, если целостность здания сохранена, то у него большой шанс устоять при последующих толчках.

Но хозяин гостиницы считал иначе и, закрыв вход внутрь, сам стоял на площади. На вопрос, когда можно будет вернуться, был ответ, что после правительственного распоряжения. По наивности мы поверили ему, но попросили на время открыть вход, чтобы взять теплые вещи (ночами весьма прохладно). Пока мы забирали вещи, он трясся внизу, как заяц, регулярно крича, чтоб мы спускались (комната у нас на четвертом этаже). Покинув узкие улочки Тамеля, мы пошли на большую открытую площадку, так называемый Ратна парк, с отсутствующими деревьями.

Стемнело, в парке стало неуютно: холодно, народу все прибывало, а местная молодежь совсем не выглядела доброжелательной. Решили вернуться в гостиницу, но не тут-то было: она оказалась запертой, а хозяин свалил в неизвестном направлении, выключив мобильник. Сидеть возле ступы было не многим лучше Ратна парка, я уговорил Катю пойти найти работающий отель. На улицах, несмотря на поздний час, встречалось много иностранцев, которых, как и нас, не пускали внутрь. Нам повезло, и мы нашли комнату в Chill Out Resort, где и переночевали.

Утром мы вернулись к Stupa Guest House, где остался почти весь багаж. Хозяина так и не было, но хотя бы удалось до него дозвониться. Минут через десять он приехал на мотоцикле выспавшийся, вымытый и довольный собой. Хотелось прибить его. Забрали вещи и пошли заселяться в Chill Out Resort, после чего пошли смотреть, что и как.

Столб в машине. Фото mikka.livejournal.com
Жилой дом в Патане. Фото mikka.livejournal.com
Жилой дом. Фото mikka.livejournal.com

Столб в машине. Фото mikka.livejournal.com

Жилой дом в Патане. Фото mikka.livejournal.com

Жилой дом. Фото mikka.livejournal.com

Основная проблема, вставшая перед нами — питьевая вода и еда. Ресторанчики были закрыты все поголовно, с трудом нашли работающую лавку, где купили воду и печенье с шоколадками. Ближе к вечеру наткнулись на работающий китайский супермаркет с чуть более богатым ассортиментом, а главное, у них работала точка питания, где удалось поесть горячей еды: рис с яйцом (перед этим в другом месте мы почти поели суп, но перед нами кончилась вода).

В последующие дни открывались новые магазинчики, 28-го вечером открылся один ресторан в Тамеле (с сильно урезанным ассортиментом), но было заметно, что точки, открывавшиеся раньше, быстро истощали свой запас, особенно в вопросе питьевой воды. Радовало, что они не пытались нажиться на этом: воду можно было как и до катаклизма купить за 20 рупий (10 рублей) литр. Но удручало почти полное бездействие как самих властей, так и массы населения, сидящих по открытым местам и ничего не делающих. А снабжение само по себе не восстановится. Так что даже, если не учитывать, что делать там особо стало нечего: часть достопримечательностей закрыта, часть разрушена, питаться вареным рисом и аналогом можно и дома, не затем обычно едешь в экзотическую страну — пора было покидать Непал.

Наши мысли были подтверждены и рассказом работника посольства, что в более удаленных районах, где запасов особо не было, местным выдают в день по пачке лапши и все. Снабжение долины Катманду с населением 6 миллионов человек осуществляется по двум дорогам, частично поврежденным землетрясением, но, что важнее, никто возобновлением этих поставок не занимается.

Так, 27 апреля мы перебрались в лагерь для россиян, расположившийся во дворе Российского центра науки и культуры (RCSC), юридически относящемся к посольству, но физически расположенному в другой части города. На самом деле там не отказывали никому из стран СНГ, было несколько человек из Израиля, Франции и негр из Кении.

Катя под навесом RCSC, на туристическом коврике, где мы ночевали с 27 на 28 апреля. Фото mikka.livejournal.com
Катя под навесом RCSC, на туристическом коврике, где мы ночевали с 27 на 28 апреля. Фото mikka.livejournal.com

В это время уже было известно, что самолеты МЧС ждут в Дели, когда непальские власти дадут разрешение на посадку. Одновременно с этим прорабатывался вопрос о том, чтобы вывезти нас, что давалось нашим дипломатам с большим трудом: все непальские правительственные здания закрылись на неделю, и работники ведомств работали на улицах, площадях возле своих учреждений. Качество такой работы, как понятно, было соответствующим.

По данным МИД РФ, среди погибших граждан России нет.

Работники посольства работали на износ и результат был достигнут: 28 апреля было получено разрешение на посадку двух самолетов МЧС с последующей эвакуацией ими нас. 29 апреля ночью нас довезли до аэропорта. Оказалось, что в здание пускают только пассажиров, на чей рейс регистрация уже началась. Множество иностранцев ожидали вылета на траве вокруг аэропорта. Пройдя все процедуры, мы сели ожидать прилета самолетов. В пять утра приземлился первый борт, а через несколько минут и второй.

Была произведена оперативная выгрузка оборудования и прилетевших мчсников. По словам наших дипломатов, растаможка груза и выдача виз роте МЧС осуществлялась за российский счет(!). После этого нас оперативно загрузили в самолет, и мы покинули Непал.

Ил-76. Фото mikka.livejournal.com
На борту Ил-76. Фото mikka.livejournal.com

Ил-76. Фото mikka.livejournal.com

На борту Ил-76. Фото mikka.livejournal.com

Затем была четырехчасовая стоянка в Дели, где самолет заправили, провели ему техобслуживание, а нас неожиданно покормили. Потом почти семичасовой перелет в Москву (Домодедово), где нам повезло купить дешевые билеты до Иркутска. И 30 апреля мы уже были дома.

В сети наткнулся на отчет с несколько странным взглядом на ситуацию: «Я с удивлением прочитал про горы трупов, про разрушенные кварталы, про панику и мародерство. Про героический МЧС, готовый спасти и забрать всех прямо сейчас, дескать самолет стоит в аэропорту и ждет только нас. Все это мусор… 28 апреля. Вторник МЧС так и не прилетел. Как объяснил нам Станислав — главный в Центре — МЧС считается военной организацией, и для приземления их бортов нужно специальное разрешение непальских властей. А у властей и без этого хватает дел. Да и имидж российских околовоенных организаций в последнее время не на высоте. Непал наш. Ходят слухи, что испанцев и израильтян эвакуировали гражданскими рейсами. Но у нас так не принято, России нужен пафос спасения.

Пытаюсь продумать дальнейший план действий. Пока ничего не вырисовывается. Можно остаться в крепости, можно вернуться в Тамель, можно уехать в Покхару(?) или на восток. В любом случае, лучше выбраться из долины Катманду. Я далек от мысли, что вскоре здесь начнется зомби-апокалипсис, но лучше поискать не столь густонаселенное место до приезда Головкина».

Трех украинцев тоже вывезли гражданским рейсом, но три билета можно при таком числе желающих улететь раздобыть, а сотню с лишним — нереально. Да и если все так хорошо в Катманду в частности, и в Непале вообще, то зачем было автору проводить время на территории центра?

Но еще больше доставил комментарий некоей Аллы Колобаевой: «Армада МЧС самолетов уже готовится к вылету, съездят за госсчет, отдохнуть». У Аллы очень своеобразный взгляд на отдых, судя по всему.

К процитированному выше отчету появились комментарии Елены Зданко, где уже напрямую поливают грязью наше посольство и частично МЧС: «Ребята, есть предложение отправить жалобы на действия сотрудников посольства и некоторых СМИ за невыполнение должностных обязанностей, неоказание помощи людям в ситуации, угрожающей их жизни, распространение лживой информации. Думаю, это необходимо сделать, потому что органы власти имеют только дезинформацию от тех, кто получает немалые бюджетные суммы и умеет только прикрывать свою неспособность и нежелание что-либо делать. Ведь тут тоже — спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Если мы сами не будем менять ситуацию в стране и отношение к нам чиновников, никто „сверху“ этого сделать не сможет. Простите за резкость и несколько иную тематику, но и в Катманду, и по дороге домой меня постоянно возмущало наплевательство представителей нашего посольства и их бодрые рапорты, отправляемые на родину…

Да и МЧС прилетели искать людей под завалами, а не спасать своих граждан. Спасибо, что в самолеты пускают… Вообще-то нормальные люди понимают, что МЧС совершенно не виновато. Такие вопросы решаются на государственном уровне. Знакомые ребята МЧСовцы уже с 26-го больше суток сидели в аэропортах, готовые вылететь каждую минуту. Госчиновники не могли договориться».

Мое мнение: улетать оттуда надо было однозначно — проверять на себе, начнется там коллапс или нет, никакого желания не было, а делать там сейчас реально нечего.

Мы же с Катей хотим выразить огромную благодарность всем работникам посольства, работавших над нашей эвакуацией, руководителям Российского Центра Науки и Культуры в Катманду Станиславу Симакову и Антону Маслову, постоянно проживающему в Катманду Дмитрию, сумевшему организовать приготовление горячей пищи на сто с лишним человек, и, конечно, МЧС.

И еще, первый раз в жизни мы ощущали, что небезразличны своему государству. Это многого стоит.

Михаил Крайнов, Живой Журнал

  • Всеволод Рулев 4 мая 2015 в 12:33

    Я читатель ЖЖурнал. Что не пост, обязательно про украинцев… И отзывы на страничке крайне любопытны. Политикой несёт аж за версту.

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля