Пожарная тревога
22 июля дым от небольшого пожара на северо-западе Ольхона заметил пилот-любитель из Москвы Антон Волков, приехавший отдыхать с собственным одномоторником «Сигма». Он сразу забил тревогу и передал координаты очага на землю.
— В тот день я взлетел примерно в девять с чем-то утра, слетал на северо-восток, — рассказывает молодой человек. — Возвращаюсь, смотрю: струечка дыма такая небольшая из леса поднимается. По ощущениям соток пять примерно горело, маленький очаг прямо напротив Харанцов. Я туда подлетел, жена была на земле с радиостанцией ручной. Передаю ей: «Танечка, видишь вот там струйка дыма, где я в вираже?» и говорю ей передать мои координаты в службу 112. Они уже звонят в лесничество, и те начинают что-то делать.
Несмотря на своевременное оповещение, сперва сил на тушение было недостаточно. В первые пару дней сотрудники островного лесничества пытались обойтись своими силами, но без особого успеха. Через пару дней перебросили лесников из других лесничеств нацпарка, подтянули технику. Все дружно при поддержке волонтеров работали на очагах, обустраивали минерализованные полосы на наиболее опасных направлениях. Однако, несмотря на все усилия, пожар на Ольхоне разгорался и за несколько дней достиг площади 300 гектаров.
Как пояснил руководитель дирекции ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Вадим Бороденко, в последние недели на острове держалась жаркая погода без осадков. Засуха вкупе с людской халатностью в итоге могла привести к возгоранию. Постфактум установить источник пожара уже невозможно — вероятные «улики» сгорели без следа. Специалисты грешили на любимое развлечение туристов — запуск бумажных китайских фонариков.
Из-за недостаточно оперативного реагирования огонь охватывал все большую территорию. Лесники отмечают, что долго не могли добраться до очага. Накатанных дорог к месту пожара не было — пламя быстро распространялось по малодоступной лесистой местности в зоне ответственности Прибайкальского нацпарка. А так как поблизости не оказалось водоемов, в гору раз за разом приходилось таскать тяжелые ранцевые огнетушители.
Из-за неконтролируемого роста пожара на Ольхоне и других территориях Приангарья врио губернатора Сергей Ерощенко 23 июля ввел в регионе режим чрезвычайной ситуации. На Ольхоне усилили пожарную группировку, в том числе сотрудниками агентства лесного хозяйства. Для обеспечения безопасности туристов привлекли на остров дополнительные силы полиции. К месту тушения прибыла группировка МЧС в количестве 45 человек. Однако через несколько дней, когда наметились первые успехи в борьбе с огнем, режим ЧС тихонько сняли. Антон Волков вспоминает, что тогда оптимизм огнеборцев оказался преждевременным.
— К 25 числу здесь действительно все перекрыли и попросили местных вместо поездок на Хобой выехать на пожар, — вспоминает Антон. — Тогда на подмогу вышли примерно человек 60-70. Все эффективно работали, где-то окопали, где-то локализовали — сам свидетелем был и об этом доложил, но сразу предупредил у себя в фейсбуке, что лишь бы это не было разовой кампанией. Вечером 26-го дождик все это слегка припорошил, пожар был неактивный, что-то там тлело только, и все обрадовались. Режим ЧС, как мне известно, мэром Ольхонского района был снят. На следующий день кордоны на Хобой сняли, и все эти УАЗики с туристами опять туда двинулись. Туристы опять везде ездят, китайские фонарики по небу залетали. И природа, вероятно, обиделась на то, что мы не дотушили — и 26-27 июля на острове стоял горизонтальный сильный ветер до 14 метров в секунду. Так все раздувало, что образовался верховой пожар, его по деревьям так тащило, и все это сопровождалось ярким страшным заревом.
С 27 по 30 июля добровольцы и специалисты сообща поднажали и ударными темпами тушили пожар. К борьбе с огнем подключились и туристы, находившиеся в тот момент на острове. Один из отдыхающих, мужчина из Мурманска, оказывал помощь вплоть до ликвидации последних очагов. Посильную поддержку лесникам оказали подростки из театрального лагеря, собранного в Хужире. Кроме того, на остров целенаправленно прибывали активные добровольцы. В последние дни в тушении пожара участвовали сотни человек и несколько десятков единиц техники.
Погоня за верховиком
До Ольхона мы 30 июля добирались с группой добровольцев от всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО) из Шелехова и Усть-Орды, вызвавшихся помочь в тушении ольхонского пожара. С собой ребята везли экспериментальную установку для ликвидации возгораний в лесу — совместной разработки ВДПО и одного из отечественных производителей спецтехники. Машину планировалось протестировать «в полях».
По дороге с места передавали, что помощь по-прежнему нужна: едкая гарь и густая дымка от пожаров на севере острова держалась до вечера 30 июля. Ждали дождя, которого не было много дней. По прибытии выяснилось, что лесопожарная обстановка заметно улучшилась. На базе островного лесничества Прибайкальского нацпарка мы встретили группу черных от копоти лесников, только что вернувшихся из леса. Во главе группы старший госинспектор Еланцинского лесничества Сергей Гончаров, по-простому Анатольич — крупный добродушный мужчина с густой бородой, имеющий тридцатилетний стаж работы.
— Эх, вас бы три дня назад сюда, когда была наиболее сложная обстановка и шел верховой пожар, — сетует лесник, оглядывая вновь прибывших. — Сейчас пожар уже локализовали, завтра даем ликвидацию.
Как выяснилось, еланцинское подкрепление привлекли к тушению пожара на Ольхоне 26 июля. Лесники с материка застали наиболее трудный период, когда 27 июля по лесному массиву на севере острова пошел самый страшный лесной пожар — верховой, прорвавшийся через заградительную полосу. Тогда, по признанию Сергея Гончарова, за пожаром пришлось пару дней «погоняться».
— Это как живая тварь, — поясняет мужчина. — Где какое слабое место, он идет на прорыв. Набирается температура, создается тяга, там где, например, уклон на сопке. И дальше огонь как в трубу тянет. Останавливали встречным палом. Погнали минполосу вниз, четыреста метров — одна группа снизу, другая сверху. Как только пожар подходит, мы начинаем сразу отжигать по кромке зажигательным аппаратом. Для того, чтобы огонь не перекинулся, поджигается сразу вторая полоса. Создается тяга между ними, огонь оттягивается от кромки и затем с огромной скоростью начинает двигаться навстречу верховику.
Тем не менее, работа для добровольцев нашлась — назавтра требовалось выехать и дотушить оставшиеся тлеющие очаги. После короткого отдыха ранним утром выдвигаемся на тот участок леса, где еще вчера полыхал огонь. Через полчаса тряски по разбитой лесной просеке мы подъезжаем к месту, где еще недавно в экстренном порядке обустраивались минерализованные полосы и пожар удалось локализовать.
Земля дымила по всей округе, запах гари крепко перебивал привычные лесные ароматы. Передвижение вдоль обугленных древесных стволов поднимало в воздух столбы пепла от сгоревшей травы. Мужчины распределились по чаще и тушили опасные места с помощью ранцевых огнетушителей. Где требовалось, подкапывали обгоревшую землю, разгребали деревья и кустарники, а затем проливали горящую точку водой.
Привезенную на остров экспериментальную машину добровольцам опробовать полноценно не удалось. Крупномасштабных возгораний на месте уже не было, а мелкие очаги установка заливала на раз, обдавая тлеющие огоньки с помощью специальной насадки облаком водяной пыли. Но, по признанию представителя компании-производителя, у машины больше возможностей, чем удалось показать. Руководство иркутского отделения ВДПО намерено предложить установку для оснащения территориальных подразделений агентства лесного хозяйства.
Неадекватные меры
Лесники нацпарка остались в недоумении от практически поголовного равнодушия местных жителей к действующему на острове пожару. Они пришли на помощь, когда пожар вышел из-под контроля и бушевал в нескольких километрах от поселка Харанцы. И то после того, как власти Ольхонского района ввели режим ЧС, а полицейские кордоны перекрыли туристам дорогу на мыс Хобой, куда местные водили множество тургрупп и зарабатывали на этом немалые деньги.
Безразличием жителей Ольхона к спасению и сохранению собственного природного богатства поражен и Антон Волков. Молодой человек по нескольку раз в день совершал облеты очагов пожара, информировал оперативные службы и общественность о реальной лесопожарной обстановке на острове. И параллельно публиковал видео пылающих лесов, снятое с воздуха, раз за разом призывая привлечь дополнительные силы для тушения. И здесь же, на земле, в первые дни пожара он с ранцевым огнетушителем наравне с другими огнеборцами пытался сдержать пламя. Тем обиднее для парня, что пожарная безопасность Ольхона ему, москвичу, оказалась ближе и важнее, чем местным.
К слову, настоятельные просьбы инициативного пилота в интернете о подкреплении в виде самолетов БЕ-200 звучали не так уж утопично. Сергей Гончаров отмечает, что массированное тушение с воздуха заметно облегчило бы ликвидацию пожара: очаг находился в труднодоступной малолюдной местности, где заливка пожара с воздуха была оправдана. Как минимум два подобных самолета базируются в Красноярске и относятся к Сибирскому региональному центру МЧС. Но за все время тушения эти борты так и не прибыли на подмогу, стояли «на приколе». По имеющейся информации, не только не было команды на вылет, но и присутствовал недостаток топлива. Но это совсем другая тема.
С окончательной ликвидацией пожара жители и гости Ольхона смогли вздохнуть спокойно. Но ненадолго. По сообщению очевидцев, на Еланцинском направлении уже который день горят труднодоступные прибрежные участки. Четыре сопки выгорели практически полностью, а дым догорающего побережья до сих пор отчетливо виден с острова. А на противоположном бурятском берегу в районе полуострова Святой Нос зафиксировано серьезнейшее возгорание площадью в несколько тысяч гектаров. Дым от того страшного пожара сейчас заносит и на Ольхон.
Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»
Фото эти смотреть противно. Все «добровольцы» в костюмах, с рюкзачками….Эти рюкзаки протекают,60% из крышки снизу в штаны,40% остается на тушение.Жара тогда была ужасная. Больше 30 градусов. Еще и от земли жар. Муж уезжал с парнями в 7 утра, возвращался в 8 вечера. Приезжал весь в грязи,…