Для спасения заповедной тайги в Иркутскую область мобилизованы силы федеральных ведомств. На тушении пожаров в Ольхонском районе сейчас работают 90 бойцов ФБУ «Авиалесоохрана» из республики Хакасия. Накануне в регионе побывал глава Рослесхоза Иван Валентик. Руководитель ведомства отметил, что между всеми подразделениями осуществляется эффективное взаимодействие, сложности в маневрировании людьми и техникой вызывают погодные условия.
Борьба с огнем продолжается
Руководитель федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик 27 августа принял участие в выезде на место ликвидации крупного пожара в Ольхонском районе. На момент его прибытия площадь возгорания превысила три тысячи гектаров, шли работы по локализации огня. Пожар тушили 132 человека: парашютисты-десантники из федерального резерва «Авиалесоохраны», сотрудники Сибирского регионального центра МЧС России и волонтеры из Заларинского района.
Иван Валентик отметил, что между всеми подразделениями, прибывшими на тушение пожаров в Иркутскую область, осуществляется слаженное взаимодействие и эффективная работа. По его словам, руководство области своевременно вводило в регионе режим ЧС и противопожарный режим.
— Сегодня федеральные и межрегиональные силы Рослесхоза привлекаются регионами только в режиме ЧС, когда речь идет уже о больших площадях. Поэтому считаю, что решение проблемы кроется в увеличении вдвое федерального резерва Авиалесоохраны и в создании условий для ее своевременного привлечения регионами для предотвращения ЧС, — подчеркнул глава Рослесхоза. — У нас есть проработанные предложения о таком расширении, о равномерной дислокации этого резерва в пожароопасный сезон по всей России с акцентом на Сибирь и Дальний Восток, что позволит обеспечить кратный качественный авиамониторинг, эффективную профилактику и локализацию пожаров на малых площадях.
Работа по тушению пожаров в Иркутской области на данный момент продолжается. Вместе с сотрудниками специальных ведомств на местах задействованы добровольцы. По информации в соцсетях, 29 и 30 августа в Ольхонском районе на пожарах находятся около 70 человек. Волонтеры располагаются вблизи деревни Куртун. Один из отрядов задействован на тушении пожаров в районе деревни Шида. За субботу при участии добровольцев потушены 5 очагов возгорания.
Согласно оперативным данным на сайте Агентства лесного хозяйства Иркутской области, на 30 августа в регионе зафиксирован 21 лесной пожар. Среди них 15 действующих и 6 локализованных пожаров.
Подкрепление из Хакасии
Для тушения пожаров в Иркутскую область были переброшены десантники федерального резерва из Тывы. 90 бойцов ФБУ «Авиалесоохрана» из республики Хакасия сейчас задействованы на трех пожарах в Ольхонском районе.
— Мы работаем в режиме ЧС. До того, как приехать сюда, десантники почти два месяца тушили пожары на территории республики Тыва. Когда ситуация там стабилизировалась, мы были переброшены в Иркутскую область, — объясняет старший инструктор парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана» Юрий Кухаренко. — Здесь пожары крупные и их достаточно много. Мы сразу включились в работу и приступили к выполнению поставленных задач.
Огнеборцы из Хакасии задействованы на тушении пожаров №52, №59 и №31 в Ольхонском районе. В настоящее время 31-ый пожар на территории Прибайкальского национального парка локализован. По словам Юрия Кухаренко, обстановка стабильная, если не произойдет форс-мажора, его можно будет закрыть. Два других пожара — действующие, работы там сейчас продолжаются, десантники прокладывают минерализованные полосы.
Как рассказал Юрий Кухаренко, тушение пожаров в Иркутской области осложняет ветер и то, что в лесах все подсохло. Приходится учитывать рельеф местности: большие перепады высот и крутые склоны. В республике Тыва отрядам приходилось работать при высоких температурах (в июле там стояла жара около 40 градусов) и на больших высотах — все действия производились на высоте выше 1 000 метров.
— На некоторых пожарах на Байкале мы с этим столкнулись, дождь осложняет работу, потому что выпадают незначительные осадки, которые не могут затушить пожар, но мешают выполнению отжига, — поделился старший инструктор ФБУ «Авиалесоохрана». — Отжиг — одна из технологических операций, которая зачастую необходима, и мы не можем ее выполнить из-за того, что заморосило где-то, потом приходится ждать, когда высохнет.
Отжиг, как правило, выполняется от минерализованной полосы. Это делается для того, чтобы пожар, в том числе верховой, подошел к минполосе, а огонь малой интенсивности ушел в сторону пожара. Отряды десантников профессионально занимаются ликвидацией лесных пожаров, выезжая в регионы, где объявлен режим ЧС.
— Мы работаем в тесном контакте с руководством области. Постоянно присутствуем на селекторных совещаниях по лесопожарной ситуации в регионе. Взаимодействуем с Агентством лесного хозяйства Иркутской области и с иркутской авиабазой. Я здесь недавно, тем не менее проблем в работе с ними не возникает, — говорит Юрий Кухаренко.
По словам координатора ФБУ «Авиалесоохрана», чтобы впредь не происходило таких природных катастроф, необходимо заниматься воспитанием детей и молодежи, пропагандой с раннего возраста. Пожары в основном происходят по вине человека. Люди не знают требований поведения в лесу или не хотят их соблюдать, поэтому возникают возгорания.
— Мы на пропаганду тратим около 10% денежных средств, я не знаю точной статистики, могу ошибаться, а на тушение лесных пожаров более 50% уходит. Я глубоко убежден, что должно быть наоборот, надо работать с людьми, — резюмировал Юрий Кухаренко.
Удар с воздуха
На тушении пожаров в Ольхонском, Качугском и Жигаловском районах в настоящее время работает авиация. Общая площадь возгорания составляет 18 тысяч гектаров. В наземных особо охраняемых территориях действует 8 пожаров общей площадью 6,5 тысяч гектаров. В Иркутской области площадь пожаров почти 26 тысяч гектаров, в то время как в соседней Бурятии огнем охвачено более 100 тысяч гектаров.
— У нас Бе-200ЧС работает, берет по 10—12 тонн воды, Ил-76 по 42 тонны воды выливает на пожары, вертолеты Ми-8 — от трех до пяти тонн с водосливным устройством, — перечисляет и. о. начальника «Иркутской базы авиационной охраны лесов» Василий Панченко. — В Ольхонском районе у нас один Бе-200ЧС остался, один Ил-76, два вертолета Ми-8 ГУ МЧС России по Иркутской области, два вертолета Ми-8 авиакомпании «Ангара» и один вертолет авиакомпании «АэроБратск». Мы заключили контракты с авиакомпаниями, и они нам помогают тушить пожары.
Чтобы сбросить воду на тайгу, охваченную огнем, авиация совершает минимум по три вылета в день. Ситуацию мониторят самолеты Ан-2, которые совершают по одному вылету в день, и вертолеты Ми-8 — по два—три вылета.
— Вчера вылетали на пожар №31, прошли нормально, а уже в районе Ольхона видимость нулевая, вертолет отработал по точкам, где смог людей расставил, продукты завез, все остальное у нас не получилось посмотреть. Ждем слабые осадки, вроде бы обещают, тогда дым рассеется, — рассказывает пилот. — У нас сильная задымленность идет от Бурятии, не столько наши пожары дают много дыма, сколько оттуда идет, сильно мешает работать.
Ежедневно в восемь часов утра самолет Бе-200ЧС вылетает на разведку. На большой высоте экипаж смотрит, где есть видимость, где нет. Как объяснил Василий Панченко, видимость должна быть хотя бы в пределах километра и, естественно, для самолетов авиации МЧС должна быть видна поверхность озера, чтобы они могли безопасно производить забор воды.
Все действующие в регионе пожары находятся под пристальным вниманием иркутской авиабазы. Каждому из них присвоен особый статус, пожары анализируются и полностью обсуждаются. В ходе совещаний решают, в какие лесничества необходимо дополнительно отправить технику и людей.
— У нас ежедневно работает оперативный штаб, все решения принимаются сообща, разбирается каждый пожар, сначала на межведомственной комиссии, потом уже на селекторах с лесхозами, — рассказывает и. о. начальника иркутской авиабазы. — После того, как был введен режим ЧС, в работу был запущен сводный план тушения пожаров, который позволяет привлекать силы и средства посторонних организаций.
Иркутская авиабаза задействована на тушении пожаров с начала пожароопасного периода — с апреля. По словам Василия Панченко, раньше всех в Ольхонском районе начался пожар №52 — с 27-го июля. Все остальные очаги появились в августе. Самый резонансный пожар №31 в бухте Песчаной сейчас локализован. Специалисты осматривают его кромку, работы там продолжаются. Закрывать пожар №31 не торопятся, его нужно доработать до конца, чтобы через некоторое время он не разошелся снова.
Пожары в Ольхонском районе сложные: деревья растут на голых скалах, и огонь убегает между скальниками, его невозможно поймать. В горах на курумниках (прим. — скопления каменных остроугольных глыб) растет кедровый сланец, высохший из-за сухой погоды он вспыхивает, как порох.
Иркутская авиабаза продолжит работать на пожарах №81, №88 и №89 в Качугском районе и на пожарах №52, №59, №67, №69 и №72 в Ольхонском районе. Силами авиации планируется работа на локализованных пожарах: №24 в Жигаловском районе, №90 и №91 в Качугском районе, №68, №70 и №71 в Ольхонском районе. Как отметил Василий Панченко, без внимания не останутся пожары на землях особо охраняемых территорий: №5, №6, №7 и №8 заповедника и №4, №5 и №6 Прибайкальского национального парка.
Выезд на место
Специалисты Агентства лесного хозяйства Иркутской области вместе с добровольцами борются с огнем. На этих выходных отряды работали недалеко от деревни Шида Ольхонского района на пожаре №71.
— Я весь день находился с волонтерами, проводил инструктаж, объяснял, как правильно прокладывать минерализованные полосы, показывал, в чем заключается наша работа на данный момент, — поделился ведущий специалист-эксперт отдела охраны и защиты лесов Агентства лесного хозяйства Иркутской области Антон Берданосов. — Нам удалось локализовать пожар, все мы настроены на то, чтобы ликвидировать его.
Поскольку очаг возгорания находится на горе, добровольцы сначала прокладывали минерализованную полосу, по возможности в ранцах заносили воду и отливали ее. Из-за сильной задымленности вертолеты на этом участке не используются. Не проводится разведка с помощью авиации, потому что на данный момент видимость составляет 600—1000 метров.
Из-за засушливого лета воду в этой местности практически невозможно взять, в труднодоступные места специально организован ее подвоз. Тление происходит между россыпями курумника. Если его не ликвидировать, возможно, через неделю здесь появится новый очаг. Волонтерам приходится разгребать тлеющую сухую траву лопатами, техника туда не идет.
В субботу ветра в районе деревни Шида не было. Как пояснил Антон Берданосов, ветер скоростью 5 метров в секунду не считается, в пятницу порывы достигали 15—20 метров в секунду. Шквальный ветер заново раздувает то, что, казалось бы, потушено, и за час—два возникает новый открытый огонь.
Представители Агентства лесного хозяйства области на данный момент работают в Качугском и Ольхонском районах. За последние двое суток их силами локализовано три пожара, еще один на подходе. Продолжать такую тенденцию намерены и дальше.
— В Ольхонском районе у нас достигнуто полное взаимопонимание всех структур, задействованных на тушении лесных пожаров. Нам помогают региональные власти, направляют технику и людей, — говорит Антон Берданосов.
В настоящее время противостояние со стихией в лесах Иркутской области продолжается. Еще одни выходные позади, их результат — несколько локализованных пожаров. Совместными усилиями представители ведомств и волонтеры спасают уникальную байкальскую природу от гибели.
Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»
Краем уха слышал где горит лес будут стоять коттеджи..