Можно ли представить себе, как в далекие 50-е годы молодежь ехала в дикую тайгу на север Сибири строить город? Что ждало их? Палатки из брезента, дикие морозы зимой и надоедливая мошка знойным летом. Одни ехали сюда, спасаясь от «крепостного» советского права в деревнях, другие — за романтикой. Старожилы рассказывают, что сходившие с трапов поездов советские ребята в рюкзаках везли не одежду и кастрюли, а книги — русскую классику. В Братск приезжала творческая, рабочая интеллигенция, спортсмены, инженеры, работники культуры. Много было и простых людей, но на поверку те, кто здесь остался, оказались не такими уж и простыми.
Многие, кто прибывал в строящийся город, тут же отбывали — не выдерживали морозов, плохих жилищных условий, высоченных производственных планов. Те же, кто оставался, в моем представлении — настоящие герои. Люди, закаленные Сибирью, тайгой, тяжелой физической работой. Эти люди не сибиряки, их трудно назвать сибиряками по происхождению, так как в Братске много выходцев из Центральной части России, Украины, Белоруссии, да со всего Союза. Нет, эти люди — братчане. Настырные, упертые, выносливые, требовательные, перфекционисты и даже гегемоны. Вот только представьте: женщины таскали со строек города стройматериалы, чтобы построить лыжную базу! Это же просто невероятно. Многие объекты в городе появлялись стихийно, на чистом энтузиазме, к примеру, знаменитая братская санная трасса или красивейший мемориал Славы.
Братск — город с большими амбициями. В 80-е годы ходили слухи о выделении Братска в Братскую область, а город проектировался для проживания не менее чем 600 тысяч человек — как нынешний Иркутск. И так бы все и было, не сомневаюсь, братчане бы все построили и сделали, если бы не сменившийся курс государства. Кстати, события 90-х годов вскрыли еще одну уникальную черту братчан — невиданную склонность к криминалу. Братчане до сих пор помнят и с некоторой гордостью произносят такие фамилии как Тюрин, Скрипник, Моляков. И хотя были эти люди жестокими, а все-таки заслужили определенный авторитет у некоторых местных жителей.
По городу ходит легенда, что однажды криминальная группировка забралась в квартиру, чтобы ее обчистить. Оказалась, что квартира принадлежала скромной братской учительнице, и взять там было решительно нечего. На следующий день воры вновь забрались в квартиру и обставили ее импортной техникой и прочими ценными вещами. Такая вот братская справедливость. А еще братский криминал был не чужд поэзии: один авторитет даже установил добротный памятник Пушкину на улице Кирова за свой счет.
В новый век Братск совсем другой. Обескровленный финансово, он теряет былые мощные позиции, а вместе с ними и инициативных горожан, образованную молодежь, даже старшее поколение уезжает. Куда едут? Красноярск, Иркутск, Краснодарский край — там, где, кажется, посытнее да потеплее.
Но многие возвращаются. И это радует. Тем более, что есть, куда вернутся. Ведь Братск — отличный город для тех, кому не подходит суета больших городов. Как не очароваться Братским морем и великолепным песчаным пляжем Зяба, тангуйскими берегами, удивительной природой полуострова Тэнга? Как не прокатиться на великолепной горнолыжной трассе Пихтовой в 5 минутах езды от города? Как не посетить прекрасный Драматический театр или кукольный — «Тирлямы»? Наши прекрасные широкие улицы с фонтанами и клумбами Советская, Кирова, Крупская, построенные и обновленные уже в 21 веке, запали в душу не одному гостю из того же Иркутска или Новосибирска. А уж как мы с детьми любим по ним гулять! Великолепное сочетание добротной городской инфраструктуры и близкой живой природы — характерная особенность Братска, которую я ни на что не променяю!
Иван, житель Братска
Какой сопливенький абзац про благородных домушников.Таких историй,в каждом городе по 5 копеек за двухтомник.Испоганить в целом хорошую статью одним абзацем,это высший пилотаж!