Реакция пассажиров
Александр, студент:
— Знаете, я уже с ноября, как приехал в Иркутск на учебу, подаю водителям по 15 рублей, потому считаю эту цену справедливой. Цены на ГСМ растут, перевозчики несут расходы, это весьма затратно и в итоге не очень выгодно. Поэтому 15 рублей, на мой взгляд, оптимальны. Но пока выше поднимать нет необходимости, в ближайшее время — максимум до 17 рублей. У нас стипендию на 50 рублей сократили — это сколько проездов мы потеряли?
Татьяна Николаевна, пенсионерка:
— Для нас это ощутимое повышение. У меня внучка в школу каждый день ездит — туда-обратно 30 рублей. Хотя я как пенсионерка редко езжу на автобусах. С другой стороны, всем жить надо, а стоимость проезда давно не наценяли. И повышение — это нормально, хоть и ощутимо. Сделали бы 20 рублей — и это бы платили. Думаю, 20 рублей было бы справедливо. А дороже станет накладнее.
Андрей:
— Нормально воспринимаю это решение. Шофера тоже люди, им кушать надо и семьи кормить. А за 12 рублей это проблематично, тем более тариф не поднимали столько лет. С людьми общаюсь и мы понимаем, что рост на три рубля не накладно. Тем более по сравнению с другими городами Сибири. И, если по человечески, возможно было бы максимум поднять до 18 рублей. Это потолок цены, на мой взгляд.
Мнения водителей
Михаил, водитель маршрутного такси №2:
— Какие доходы? Сейчас запчасти наценились в 10 раз больше. Что нам эти 15 рублей? На три рубля подняли за восемь лет — это смех. Справедливо рублей 20 должно быть, наверное. Но и пассажиров жалко — в их положение тоже нужно войти. Люди в целом нормально отреагировали на повышение цены проезда, не возмущаются.
Тимур, водитель маршрутного такси №2:
— Маленькая разница чувствуется, в три рубля. Но та же солярка стоит 40 рублей за литр. О чем тут можно говорить? Надо за проезд 20 рублей, но все эти старые машины, которые работают на маршрутах, убрать. И будет чистота и порядок. Пассажиры сами говорят, что не против повышения, но, главное, просят, чтобы опрятно и тепло было в салоне. А ведь эти вещи во многом зависят от администрации города. Пускай установят четкие условия, по которым будет работать общественный транспорт. Сейчас этого контроля особо не чувствуется.
Алексей, водитель маршрутного такси №10:
— Расходы, которые от нас сейчас требуются — неимоверны. Например, мы открыли ИП, а с чего платить налоги? Автобус куплен в кредит, а работаем только на то, чтобы выкупить его у банка. Лично у меня трое детей — семья как голодала, так и голодает. Какие тут доходы от повышения цены? Из-за роста доллара цены на запчасти выросли в полтора-два раза. Купил я новую «Газель». Захожу тут в магазин — раньше корзина сцепления с диском стоила пять тысяч рублей, а сейчас она же стоит 9800, буквально за два месяца.
Вся страна в кризисе, также и мы. И повышать куда? У людей тоже доходы падают. Проблемы общественного транспорта, я считаю, целиком на совести администрации города. Они неизвестно что хотели от перевозчиков, затягивали и отказывали в поднятии тарифа. Пассажиры же вину за это перекладывают на нас. Среди них разные попадаются: кто-то 20 рублей дает без сдачи, другие ждут рубль сдачи с 16 рублей. Но в основном все понимающие.
Арамис, водитель автобуса №65:
— Нужно менять автопарк, убирать с маршрутов старые машины. Но новые российские автобусы и запчасти очень дорогие, газ дорогой. Не хватает денег. Также чувствуется, что и у людей денег нет, совсем мелочь дают. Порой платят сколько есть — и по 12, и по 6 рублей. Кто просит подвезти по-человечески, помогаю. Но большинство спокойно отдает 15 рублей. И готовы даже 20 платить. Я был во многих регионах — там в городах уже давно по 20, 23 рубля и близко к этому. Нам же здесь тяжело. Хотя можно было бы и по 10 рублей возить, при условии что снизят налоги и цены на газ. Он же в руках у государства. Пусть как-то решится вопрос с запчастями — и сможем возить дешевле.
Позиция перевозчиков и мэрии
Решение о повышении тарифа городские перевозчики выбивали несколько лет. Однако всегда для обоснования новой цены чего-то не хватало — то документов, то нужного количества заявителей. Как пояснил председатель некоммерческого партнерства автотранспортных предприятий Иркутска Сергей Ошурков, в первый месяц трудно судить о том, как изменилась ситуация. Но в целом с поднятием тарифа даже на три рубля доходность немного увеличилась. Часть перевозчиков к весне уже намечают поставить свои автобусы на капремонт. При этом в связи с передачей полномочий по установлению тарифа на общественном транспорте с областного на муниципальный уровень остается неясным правовой вопрос дальнейшего увеличения цены проезда.
— Мы намерены и дальше добиваться повышения стоимости проезда, потому что нынешний тариф по-прежнему низкий, — рассказал Сергей Ошурков. — Теперь, когда этот вопрос решается на муниципальном уровне, мы ждем принятия подзаконных актов администрацией города. Нужно понимать, сколько перевозчиков потребуется для обоснования тарифа и какие документы необходимо подготовить.
В администрации Иркутска пояснили, что новые полномочия возложат на отдел по тарифному регулированию. Но необходимая нормативная база для работы действительно еще создается, правовую основу планируется разработать к лету. Для этого специалисты мэрии изучают опыт других городов по организации тарифной политики. Однако без регламентов и определения четких условий для перевозчиков вопрос дальнейшего повышения цены проезда пока можно считать закрытым.
Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»
Сейчас запчасти наценились в 10 раз больше. Расскажи это своему начальнику, который каждый год до этого покупал себе новую машину)) очевидно же, если столько лет такая цена в 12 рублей держалась, то не сложно предположить о сверхприбылях, которые имели ваши авторитеты с самого начала…