Не железный дровосек
Словечко «ламберсексуал» вошло в обиход пару лет назад с подачи светских обозревателей «Таймс» и «Гардиен». Термин этот получили, склеив слова «lumberjack», что в переводе означает «лесоруб», и «metrosexual» — так называют излишне ухоженных мужчин. Если дословно переводить с английского, то получается нечто вроде «лесоруб, который, несмотря на всю суровость своей по-настоящему мужицкой работы, остается привлекательным».
Чем же отличается от всех мужчина, «вышедший из лесу»? Как поясняет иркутский стилист и имиджмейкер Нана Алексанян, самый главный атрибут любого ламберсексуала — это борода, большая, окладистая. К ней прилагается стильная стрижка. Дальше по списку — татуировки и, возможно, очки в стильной оправе. Из одежды — джинсы, футболки, вязаные шапки и клетчатые рубашки, чаще всего из теплой и уютной фланели.
Однако иногда борода — это просто борода, безо всяких имиджевых и социокультурных подтекстов. Бородатый мужчина может оказаться кем угодно: от священнослужителя до застрявшего в эпохе хиппи индивидуума, от просто ленивого товарища до фанатика, панически боящегося лезвий и бритья. Вариантов множество. Один из самых знаменитых бородачей Иркутска, экс-кандидат в губернаторы и известный журналист Артур Пьянов уверяет, что бороду носил всегда и, скорее всего, таким даже и родился.
— Когда я учился в Иркутском государственном университете, у меня было много бородатых друзей. Само собой так вышло. Со стороны мы, возможно, выглядели какой-то сектой? — вспоминает Артур. — Как-то раз отправились в гости к одному из товарищей в Култук. Из шести мужиков пятеро — с бородами. На остановке собиравший бутылки бомж, пытаясь завоевать наше расположение, во всю глотку восславлял российских геологов — лучших геологов в мире. Так что какие там заграничные лесорубы. Еще советские геологи были первыми этими, как вы их там называете…. И вообще, говорите, мода сейчас на бороды? Да не верю, этим людям просто лень бриться!
Вот уж в чем ламберсексуалов заподозрить нельзя, так это в лени и расслабленном отношении к своей внешности. По словам стилистов, еще одна отличительная черта — это невероятная ухоженность. Они не брезгуют маникюром и педикюром, а уж их борода и вообще объект поклонения. Топора в руках стандартный ламберсексуал, скорее всего, никогда не держал, а вот со специальной расческой для бороды не расстается.
— Ламберсексуал — это, можно сказать, своеобразно эволюционировавший образ метросексуала. Чуть больше брутальности и мужественности. На оба образа — метросексуалов и ламберсексуалов — значительное влияние оказала гей-культура. Не в том смысле, что все они — приверженцы нестандартной сексуальной ориентации, а лишь в том, что гей-культура породила образ ухоженного мужчины. Этот образ развивался и продолжает развиваться в нескольких направлениях, — рассуждает Нана. — Современность уже пресытилась трендом ухоженного во всех смыслах парня, захотелось чего-то более мужественного.
Что еще интересно, по заверению имиджмейкеров, часто ламберсексуалы за всей этой внешней «мужицкой» бутафорией прячут свою нежную и ранимую сущность. «Чувственные и чувствительные мужчины, которые любят себя и любят ухаживать за собой», — заключает Нана.
Повзрослевшие хипстеры
— Ламберсексуальность — это не вызов метросексуальности, — соглашается социолог и специалист по субкультурам Сергей Шмидт. — Это вариант ухоженности, а не протест против ухоженности как таковой. Этим современная «бородатость» отличается от «бородатости», допустим, 1970-х годов. Никакой идеологией естественности или неохиппизмом здесь и не пахнет. Их бороды — это же самый настоящий апофеоз ухоженности и сложносочиненного отношения к себе и своему внешнему виду.
В былые времена, кстати, борода могла обозначать совершенно противоположные вещи — и консервативность, и революционность. Сейчас она не означает ничего, кроме наличия у мужчины желания и свободного времени для того, чтобы следовать за трендами. По мнению Сергея Шмидта, ламберсексуалы — это достойные наследники хипстеров. Ведь именно хипстеры в свое время прославились как «адепты» первой в истории субкультуры, начисто лишенной какого-либо содержания и объединившей просто сверхактуальных, продвинутых молодых людей, готовых исполнительно следовать за трендами. С ламберсексуальностью складывается похожая история. Не стоит за нынешней модой на бороды какой-то системы ценностей, нет идеологического фундамента с лозунгами и призывами.
— Они, по сути, повзрослевшие хипстеры, — поясняет Сергей Шмидт. — Ламберсексуал может быть кем угодно — в плане культурных вкусов, политических взглядов, стилей жизни.
Взять хотя бы простой пример: так, ламберсексуальность не гарантирует гетеросексуальности понравившегося бородатого объекта. С приходом моды на этот образ женщины обрадовались, но не тут-то было. Борода, пусть даже кустистая, по заверениям социологов, может принадлежать и гею-ламберсексуалу. Да-да, бывают и такие.
Бороды бывают разные: черные, белые, красные
— Не скажу, что ламберсексуалов много в Иркутске, но есть, — с улыбкой сообщает стилист-парикмахер и владелец сети мужских парикмахерских «Брадобрей» Азамат Бобоеров. — И они разные, как и их бороды.
Есть поклонники бород формы «лопата» — их в свое время ввели в моду американские «котики», такую форму бороды чаще всего носят в комплекте с пышными усами. А вот те самые канадские дровосеки, из-за которых нынешних бородачей и обзывают сложным словом, предпочитают более короткие и закругленные бороды. Иркутские же модники всё чаще интересуются истинно «царской формой» бороды — похожую носили русские монархи.
В числе трендов — выбритые рисунки на висках и, конечно же, окрашивание бород. Тут предел фантазии безграничен — бывает, просят покрасить в черный или ярко-рыжий и волосы, и бороду, и усы. Перед новым годом даже осветляли волосы и бороды, а-ля Дед Мороз, но этот тренд долго не продержался.
— Главное — не вариации в формах, а качество подстриженной бороды, — заверяет мастер. — Насколько хорошо её подстригли, камуфлировали, то есть закрасили седину и участки с редкими волосами. От этого и зависит количество времени, которое каждый день бородач «убивает» на уход за бородой, и вообще сам внешний вид, будь ты ламберсексуал или нет.
Это временно
Все опрошенные нами эксперты уверены — скоро ламберсексуальность перестанет быть актуальной и уйдет в прошлое. Гладкое бритье нанесет сокрушительный удар по бородатости, тут уж никуда не денешься.
— Еще ни в коем случае не стоит воспринимать ламберсексуальность как общий тренд в мужской моде, — заключает Нана Алексанян. — Стиль casual и деловой стиль как были, так и остались, ламберсексуальность — лишь трендовое направление, как и любое другое, оно уйдет. Но тенденция всё же даст какие-то плоды и корни. Совсем не удивлюсь, если в ближайшее время в моду вместо мачо, которые всё свободное время качают груды мышц, войдут мужчины с «семейным телосложением» — небольшим животиком, например. Эдакий образ мужчин взрослых, всего достигших, которые могут и чуток расслабиться.
Азамат Бобоеров добавляет: «Недавно был в Америке, там уже бритье снова вошло в моду. Щетина, правда, пока остается актуальной и востребованной».
А еще все стилисты дают один и тот же мудрый совет: давно пора перестать истово следовать каждому модному зигзагу. Главное, чтобы образ соответствовал внутреннему ощущению, чтобы человек в нем чувствовал себя легко и комфортно.
Надежда Гусевская, IRK.ru
Вот никогда не следовал за модой, просто ношу бороду уже лет 27 и всё! Мне и жене нравится!И слово это заморское напоминает нечто непотребное.