Для недобросовестных коммунальщиков
16 марта депутаты Заксобрания Иркутской области приняли в окончательном чтении поправки, увеличивающие штрафы для нерадивых управляющих компаний. С такой законодательной инициативой в региональный парламент обратился мэр Иркутска Дмитрий Бердников. Градоначальник предложил повысить штрафы за нарушение правил благоустройства для должностных лиц с 1-3 тысяч рублей до 5-10 тысяч, для юридических лиц — с 5-10 тысяч рублей до 10-50 тысяч.
Обсуждение предложенных поправок вызвало полемику среди депутатов и экспертов на заседании комитета ЗС о госстроительстве и муниципальном самоуправлении. Как рассказал председатель комитета Борис Алексеев, после того как законопроект приняли в первом чтении, провели совещания рабочей группы с участием администрации Иркутска и уполномоченного по защите прав предпринимателей Алексея Москаленко, на которых обсуждался этот вопрос.
Увеличение штрафных санкций компаниям сферы жилищно-коммунального хозяйства Иркутска в мэрии считают давно назревшей мерой. Некоторые предприниматели и управляющие компании города готовы добросовестно обслуживать здания и приводить в порядок прилегающую территорию. Недавние инциденты со сходом снега с неубранных крыш привели к повреждениям автомобилей и травмам прохожих, и даже возбуждению уголовных дел. Утверждение нового размера штрафов послужит в первую очередь профилактической мерой для нарушителей. Тем более что в части регионов такие нормы уже установлены, причем планки штрафов даже выше, чем предложил Бердников.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Иркутской области Алексей Москаленко заметил, что большая разница между минимальным и максимальным штрафом может спровоцировать коррупционные злоупотребления на местах. Депутат Владимир Матиенко одобрил инициативу, по его мнению, это поможет поддерживать чистоту и порядок.
По итогам рассмотрения законопроекта мэра четыре областных парламентария выступили с изменением верхней планки штрафов для юрлиц хотя бы до 40 тысяч рублей. Одним из инициаторов поправки был депутат Олег Кузнецов. Он пояснил, что в целом не против увеличения штрафов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, но столь резкий рост может больно ударить по бизнесу в условиях кризиса. Да и сами условия штрафования до сих пор не защищают от риска злоупотреблений.
— Я понимаю, что штрафы в этом случае можно повышать хоть до 100 тысяч рублей. Но необходимо указывать, на что конкретно они направлены в отношении управляющих компаний — за некачественную уборку территории, очистку крыш и так далее. Но на сегодняшний день эти штрафы направлены на всех юридических лиц. То есть предпринимателям, качественно убирающим территорию вокруг своего магазина или офиса, мы тем самым создаем еще один рычаг давления, которых и так много. В том числе это может применяться к тем бизнесменам, которые могут чем-то не угодить чиновнику.
Известно, что мэрские поправки вызвали и кулуарное противодействие. По сведениям источника, близкого к администрации Иркутска, некоторые депутаты лоббировали снижение планки штрафов и активно агитировали коллег выступить против законопроекта. Фактически это объясняется интересами защиты бизнеса, а именно нежеланием платить больше за неудовлетворительное содержание подконтрольных им зданий. Однако на общем заседании фракции ЕР в Заксобрании Бердникову удалось заручиться поддержкой большинства, что и позволило принять новые размеры штрафов в неизменном виде.
По мнению политолога Сергея Шмидта, подобная инициатива оправданна. Хотя бы потому, что недобросовестная работа управляющих компаний в сознании горожан ассоциируется в первую очередь с качеством управления мэра, а не ошибками самих компаний. Поэтому градоначальник заинтересован в условном «дисциплинировании» УК и собственников зданий не только ради собственного имиджа, но и для элементарной управляемости городским хозяйством.
— В этом смысле управление через штрафы — нормальный менеджерский метод, ибо он предполагает юридическую обоснованность, а не волюнтаризм и не нацелен на тотальное сживание со свету недобросовестных компаний, — отмечает эксперт. — Бердников правильно сделал, что не стал обращать внимание на не самые простые отношения центров власти, наплевал на возможные разговоры о том, что он занялся самопиаром на региональном уровне, а предложил решение конкретной проблемы доступным для него способом.
Право единоначалия
Одновременно с продвижением законопроекта в уходящем месяце Дмитрию Бердникову и его команде пришлось защищать собственные полномочия, закрепленные в уставе города. Недавно при разработке технических поправок в главный документ Иркутска подняли вопрос об изменении статьи 45. В ней закреплено право мэра отменять действие правовых актов, принимаемых его подчиненными. Эту меру разработчики посчитали избыточной и собирались исключить. Поправки оформили в проект решения думы Иркутска «О внесении изменений и дополнений в Устав города Иркутска» и вынесли на общественное обсуждение.
Уже 15 марта в администрации прошли обязательные публичные слушания по предлагаемым изменениям. Внести изменения и дополнения в устав было необходимо, чтобы привести документ в соответствие с требованиями федерального законодательства. Определен статус депутатов, замещающих должности в думе Иркутска, дополнены условия досрочного прекращения полномочий городских парламентариев. Описаны новые нормы по изданию и вступлению в силу муниципальных правовых актов Иркутска и другие технические моменты, в том числе связанные с изменением 45-й статьи.
Во время слушаний слово взял заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, председатель Общественной палаты Иркутска Сергей Шишкин. Он выступил в защиту действующих полномочий мэра, отметив важность принимаемых поправок. Как позже пояснил Сергей Иванович, право главы города отменять правовые акты замов необходимо сохранить в первую очередь для укрепления принципа единоначалия в системе муниципального управления.
— С моей точки зрения, норма в уставе, где прямо определялись такие полномочия мэра, вовсе не избыточна, — высказался Сергей Шишкин. — Понятно, что если вывести из устава эту норму, не будет вселенской трагедии. Системное толкование норм областного или федерального законодательства может позволить мэру отменять постановления подчиненных. Но я пришел к выводу, что правовая материя устроена так, что удаление из устава такой нормы на практике приведет к потенциальным казусам и угрозам конфликтов в мэрии. Тем более у нас изменился формат избрания мэра. И здесь нам нужно максимально укреплять принцип единоначалия.
Руководитель аппарата администрации Иркутска Юлия Ефимова пообещала учесть замечание Сергея Шишкина и прочие рекомендации участников публичных слушаний при доработке изменений в проект поправок. В скором времени его вынесут на утверждение городской думы. Однако, как отметил источник в администрации, 45-ю статью устава точно сохранят в нынешней редакции.
***
Успешные лоббистские действия Бердникова в нынешней системе сложных взаимоотношений правительства области и Заксобрания пойдут на пользу городу. Тем более сейчас, когда на фоне кризиса необходимо жестко отстаивать интересы Иркутска и выбивать дополнительное финансирование на областном и федеральном уровнях. Наблюдатели отмечают, что подобные позиции администрация Иркутска имела еще при мэре Якубовском, а во времена Виктора Кондрашова вялотекущий конфликт между городом и областью не позволял наладить продуктивное сотрудничество.
IRK.ru