Пожарные автомобили на базе первых советских грузовиков малой тоннажности (АМО-Ф15, ГАЗ-АА) обладали низкими тактическими характеристиками, о комфорте речи не шло — боевой расчет размещался в «линейку» снаружи бортов. И только с появлением грузовиков более тяжелого класса пожарные автомобили начали «взрослеть» и облагораживаться.
К переходным образцам до- и послевоенного периода относится пожарная автоцистерна ПМЗ-11 на шасси ЗИС-5В, ныне составляющая «золотой фонд» ретроэкспозиции пожарной техники Иркутска. Легендарный ЗИС-5: массовый грузовик-трехтонка, выпускался с 1933 года, одно из основных транспортных средств Великой Отечественной войны. В это время грузовик производился в упрощенном варианте ЗИС-5В (военный) с деревянной кабиной, крылья были изготовлены методом обычной гибки из листового проката, тормоза предусматривались лишь на задних колесах, ставилась только одна фара.
На шасси ЗИС-5 выпускались разные модификации, в том числе автобус. В кинофильме «Место встречи изменить нельзя» такая модель «служит» в московском угрозыске. Само собой, ЗИС-5 мобилизовался и в пожарную охрану. О «самоделках» в духе 20-х речи не шло, такие машины делались уже на специализированных предприятиях.
Главными отличиями ПМЗ-11 были не только более мощные двигатель и пожарное вооружение, но и размещение экипажа в крытой сдвоенной кабине, хотя нормального отопления в ней не было. Технический отсек тоже обрел закрытую форму с доступом к инвентарю через откидные створки. Пожарным терминатором эту машину еще сложно назвать, но прогресс был очевиден.
Шестицилиндровый двигатель объемом 5,5 литра и мощностью 73 лошадиные силы позволял «мчаться» к месту пожара на скорости до 60 километров в час, насос «выдавал» 25 литров воды в секунду и обеспечивал струю до 100 метров, да и запас воды был 1420 литров. С учетом суровых зим уже применялась подогреваемая цистерна — выхлопные газы проходили через нее по специальным трактам, что и предотвращало замерзание. Более того, на борту дополнительно размещался 80-литровый бак для пенообразователя, то есть можно было эффективно тушить нефтепродукты — это значительно повышало функциональность машины.
Данный экземпляр служил у нас в 50-х годах, а после списания и долгих лет небытия нашли его в северных районах Иркутской области уже в конце 90-х у частного владельца, в полуразваленном состоянии. После долгих переговоров выкупили и доставили в Иркутск, провели восстановительные работы. Особенно пришлось потрудиться с заменой деревянных элементов кабины. Требовалось заменить и шины, на первых этапах выручили военные, у которых нашлись покрышки нужного размера от артиллерийских орудий. Что стало бы с раритетом к сегодняшнему дню, останься он в таежной глубинке? Тихая смерть вдали от людей, а так все желающие теперь могут полюбоваться на этот редчайший (и действующий!) экспонат.
И всё же в послевоенное время, и особенно с 50-х годов, пожарные автомобили дружно со всем советским хозяйством «встали» на другие колеса. Еще с 1947 года началось производство ЗИС-150, а в 1956 году на заводе случился ребрендинг: во время антисталинской кампании название изменилось на ЗИЛ, и уже эта марка определила «грузовой имидж» страны на долгие годы, в том числе в развитии спецтехники.
Тем интереснее увидеть отреставрированным экземпляр пожарной автоцистерны АЦП-25 1956 года выпуска, представляющий как раз первое поколение пожарных автомобилей на шасси грузовика ЗИС-150. Наверняка многие иркутяне еще помнят эти машины в деле, на боевой вахте, а базировались они в первой пожарной части на улице Марата. Большие грациозные формы подкреплялись уже более внушительным запасом огнегасящих средств: цистерна на 2000 литров и 135-литровый бак для пенообразователя. Правда, оперативностью в доставке воды и экипажа к месту пожара машина всё же не отличалась: бензиновый двигатель старого образца развивал мощность всего 90 лошадиных сил, и автомобиль с полной массой почти 10 тонн ехал максимум 65 километров в час.
В послевоенное время принципиально новый шаг в разработке советских грузовиков выразился не только в появлении моделей более высокой грузоподъемности, но и повышенной проходимости. Одним из таких был трехосный полноприводный ЗИС-151, выпускавшийся в 1948—1958 годах. Однако массовым и знаменитым стал его преемник — ЗИЛ-157, который с учетом модернизаций выпускался вплоть до 1978 года. Кроме всего, грузовик прославился тем, что именно на нем впервые в СССР применили систему централизованного регулирования давления в шинах — водитель с места мог это делать как для всех колес одновременно, так и для любого в отдельности.
Высокую проходимость обеспечивали не только односкатные колеса с возможностью снижения в них давления, но также (на отдельных модификациях) лебедка с приводом от коробки отбора мощности. Притом к скоростным этот вездеход тоже не относился: бензиновый двигатель старого образца хоть и был мощнее — 104 или 109 лошадиных сил, но не мог разогнать тяжелую машину быстрее 65 километров в час. Главным же ее недостатком было отсутствие усилителя руля, что заметно осложняло жизнь водителю.
Характерный по виду ЗИЛ-157 предназначался для нужд армии, однако широко использовался и в народном хозяйстве, включая пожарную специфику. Ведь именно шасси этой модели позволило создавать хорошо оснащенную и вместительную пожарную технику для тяжелых условий эксплуатации с учетом работы в труднопроходимой местности, в том числе для тушения лесных пожаров. А такой вариант, как пожарная автоцистерна ПМЗ-42, на шасси ЗИЛ-157К (1967 года выпуска) еще поставлялся в специальном «северном» исполнении: цистерна емкостью 2100 литров имела теплоизоляцию и подогрев выхлопным трактом, насос производительностью 30 литров воды в секунду. Также имелся 150-литровый бак для пенообразователя с возможностью «покрывать» очаги возгорания пеной в объеме до 12 кубических метров в минуту. Данную машину удалось найти в северных районах области, и уже в Иркутске ее восстановили до полного соответствия исходному состоянию.
Еще одна автомобильная марка, определившая развитие советской грузовой техники послевоенного времени, — ГАЗ. Среднетоннажный грузовик ГАЗ-51 стал самым массовым и долгоживущим — выпускался с 1946-го по 1975 годы с незначительными изменениями в конструкции. Из характерных особенностей: кабина в стиле Studebaker военного образца и рядный шестицилиндровый двигатель объемом 3,5 литра и мощностью 70 лошадиных сил, созданный на основе американского двигателя Dodge разработки 30-х годов.
Неудивительно, что шасси ГАЗ-51 широко использовалось при создании различного спецтранспорта. В том числе выпускалась пожарная автолестница АЛГ-17, с помощью которой на пожарах в черте городов решались разные вспомогательные, а нередко и главные задачи. С учетом того что в хрущевскую эпоху в основном велась пятиэтажная застройка, выдвигаемой на 17 метров лестницы хватало для многих случаев.
Как модель массовая, ГАЗ-51 часто «снимался» в кино, в том числе в одном забавном эпизоде засветился и вариант автолестницы: в культовой и самой лихой по трюкам комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 года) такой автомобиль «вывозит» прямо из квартиры ванну с моющейся в ней женщиной. В реальной же жизни автолестницу использовали как для спасения людей, так и для доставки боевого расчета к очагам возгорания на верхних этажах и чердаках. Снаряженная машина массой около пяти тонн могла двигаться к месту ЧП на скорости до 70 километров в час, а для быстрого «развертывания», то есть поворота основания лестницы, использовался механизм с гидравлическим приводом. Данный экземпляр произведен в 1963 году и на сегодня в иркутском пожарном ретропарке является единственным представителем автомобилей такой «специальности».
В то же время сельский сектор с его направлениями нуждался в технике не «верхолазной», но повышенной проходимости. Одним из эффективных решений этой задачи оказался ГАЗ-63, ставший в 50-60 годах самым массовым полноприводным грузовиком не только в Советской армии, но и в народном хозяйстве. Выпускался с 1948 по 1968 годы (пока его не сменил ГАЗ-66). Кроме вездеходных качеств, этот автомобиль вошел в историю и как пример «инноваций» по жизнеобеспечению в суровых условиях эксплуатации. Русская смекалка здесь выразилась в своей выдающейся форме. Так, ГАЗ-63 оснащался надежной системой предпускового подогрева двигателя с помощью «подключения» ручной паяльной лампы (Webasto «отдыхает»), а также системой «оперативной» подкачки шин, когда вместо компрессора использовалось нехитрое устройство, вкручиваемое вместо свечи зажигания в один из цилиндров двигателя.
Поэтому не будет преувеличением сказать, что пожарная автоцистерна ПМГ-19 (на шасси ГАЗ-63 выпуска 1964 года) относится к наиболее выдающимся экземплярам, характеризующим советскую автопромышленность того времени в целом и пожарную технику в частности. С учетом сдвоенной кабины для полноценного размещения боевого расчета, но при ограниченных габаритах и грузоподъемности автомобиль не мог взять «на борт» большой запас огнегасящих средств, да и «резвым» его не назовешь.
Зато он с легкостью мог преодолеть сезонную распутицу, глубокий снег, пашню, лесные заросли и прочее бездорожье, благодаря чему и удавалось ликвидировать труднодоступные пожары. ПМГ-19 — одно из последних приобретений иркутской ретроэкспозиции. Машину нашли в одном из районов Иркутской области сравнительно недавно, после чего её восстановили.
Если вам понравились эти автомобили, вы можете проголосовать за них в каталоге кандидатов на участие в 12-м Международном фестивале тюнинга «БайкалМоторШоу». Он пройдет в Иркутске на стадионе «Труд» 4-5 июня.
Василий Ларин, фото автора и из фонда Музея Главного управления МЧС России по Иркутской области
Спасибо, очень интересный обзор!