Тяга к обману
Организатор преступной схемы, гражданин Макаров (фамилия изменена — прим. ИА «Иркутск онлайн»), попал в исправительную колонию № 15 за мошенничество по статье 159. Но даже тюрьма не отбила у него тягу к обману. По версии следствия, раздобыв телефон с выходом в интернет и взяв в подельники двух заключенных колонии, преступник организовал систему телефонных мошенничеств далеко за пределами Иркутской области.
Схема была проста до безобразия. Злоумышленники узнавали название центральной улицы города, где предполагали «работать», и выясняли номера компаний, которые там расположены. Опираясь на рабочие номера этих фирм, перебором с увеличением последней цифры прозванивали все последующие телефоны, попадая уже на домашние номера квартир.
Мошенники могли таким образом обработать до сотни номеров в день — и обязательно находили «жертву». Обычно искали пожилых людей, бабушек и дедушек. Их легче всего было застать врасплох трагическими известиями, которые лидер преступной группы подавал очень артистично.
Макаров представлялся родственником и эмоционально объяснял, что попал в серьезную переделку, а затем якобы передавал трубку полицейскому.
Меняя голос, он выступал от имени офицера полиции и обычно представлялся как Сергей Иванович. Злоумышленник говорил, что готов «отмазать» близкого человека от ответственности за определенную мзду. Чаще всего мошенники с ходу называли размер вознаграждения порядка 200—300 тысяч рублей, а затем торговались до подъемной суммы. Все это время жертву держали на связи, поддерживая шоковое состояние и не давая отвлечься, чтобы позвонить настоящим родным.
В схему вовлекали местных таксистов, заказывая им забирать по нужным адресам деньги или ценные вещи, которые потерпевшие отдавали за вызволение «родственника». Деньги по указанию зэков переводили на банковские карты, а вещи сбывали и сумму от продажи также отправляли заключенным. За такие «услуги» таксисты получали вознаграждение в среднем по пять тысяч рублей.
— Обычно для этого заказывали транспортную услугу по доставке, — отмечает старший следователь по особо важным делам следственной части ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области Оксана Чермакова. — Одни знали, что и для кого забирают, других использовали втемную.
В одном из случаев при переборе номеров в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого округа трубку взяла девятилетняя девочка. Злоумышленники вежливо с ней разговаривали, спросили, как зовут, пояснили, что звонят с работы её мамы. Сказали, что мама просила забрать драгоценности, поэтому девочка должна посмотреть, где они хранятся и какие есть дома золотые украшения. Ребенок ответил, что вот есть шкатулка с драгоценностями.
Они сказали, что сейчас придет дядя, заберет и отвезет маме. Девочка передала преступникам украшения, как позже оценили, на 237 тысяч рублей.
— А потом они и саму женщину повторно обманули буквально через пять дней, — рассказывает Оксана Чермакова. — Злоумышленники опять позвонили по номеру телефона в квартиру и сказали, что готовы вернуть украденное золото за вознаграждение, только чтобы потерпевшая не обращалась в полицию. Она выразила готовность выкупить украшения. Женщину отправили на автовокзал, чтобы она через терминал перечислила деньги на такой-то номер и дождалась человека, который якобы передаст шкатулку.
Потерпевшая перевела на указанный счет три тысячи рублей. Но в итоге, конечно, никто так и не вернул ей драгоценности.
Сгубила жадность
Бурная «деятельность» зэков-мошенников развивалась за пределами Приангарья, связать эти разрозненные эпизоды действия воедино было сложно. Жертвы обращались в полицию, но определить подозреваемых было крайне трудно. Злоумышленники меняли сим-карты, номера неизменно оформляли на подставных лиц.
Преступников, как говорится, сгубила жадность. Они начали активный прозвон номеров в Ангарске и буквально за несколько дней успели совершить 10 эпизодов мошенничеств. Во время одного из таких телефонных разговоров попытку «развода» потенциальной жертвы услышал находившийся в квартире родственник. Мужчина сразу позвонил в полицию, обратив внимание на парня, который собирался приехать за деньгами.
Первого подозреваемого — связанного с преступниками местного таксиста — полицейские разыскали по горячим следам. С этого задержания оперативники и следователи начали разработку всей группы мошенников. Сложно было установить, что организаторы мошеннической схемы находились в тюрьме, где формально у заключенных категорически не должно быть мобильных устройств. Получить зацепку по организатору группы удалось через телефон таксиста. А во время длительной и тщательной разработки всех четверых заключенных-мошенников вычислили и задержали.
Одновременно по всей стране разослали запросы, чтобы обнаружить, где еще «наследили» подозреваемые. Как выяснилось, кроме десятка ангарчан мошенники успели обмануть жителей Среднеуральска (Свердловская область), Уфы (Республика Башкортостан), Липецкой области. Также в деле фигурируют и ранее указанные эпизоды с девочкой и её матерью в городе Ноябрьске (Ямало-Ненецкий автономный округ).
Всего на сегодняшний день организатору преступной группы Макарову вменяют 21 доказанный эпизод мошенничеств, из них 20 — в составе организованной группы. Потерпевшими признаны 22 человека. Троим его подельникам в колонии вменяют по 8, 5 и 4 эпизода соответственно. На скамью подсудимых попали и трое таксистов, признанных соучастниками. Общий ущерб от действий группы следствие оценило более чем в 1,8 миллиона рублей. В итоге, по вердикту Ангарского городского суда, фигуранты дела получили от трех до 7,5 лет лишения свободы и продлили свое пребывание в заключении.
Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»
«находились в тюрьме, где формально у заключенных категорически не должно быть мобильных устройств.» Тюремщиков надо привлекать, и не просто выговором - а вплоть до уголовной ответственности. Из-за попустительства надзирателей преступники и за решеткой ведут преступную деятельность! И - на…