А был ли метеорит?

Вся информация о том, что же произошло в небе над Бурятией вечером 25 октября. Мнения специалистов и видеозаписи очевидцев — в обзоре ИА «Иркутск онлайн».

Новость о падении метеорита, пожалуй, главное событие сегодняшнего дня. Впервые о зеленой вспышке в небе над Бурятией сообщили в группе «Аноним 03» «Вконтакте». «За Баргузинским хребтом, ближе к озеру Байкал, только что упал метеорит!!! Было светло как днем секунд пять-шесть! Сенсация!» — так эмоционально начинался пост. Сообщение набрало почти две тысячи лайков и более 200 репостов.

Сначала эту «сенсацию» подхватили республиканские СМИ. Журналисты наперебой высказывали версии произошедшего и цитировали местных жителей, ставших свидетелями этого явления. Кстати, уже сегодня утром в нашу редакцию обратились иркутяне, увидевшие зеленую вспышку в небе.

В тот же день, 25 октября, жители других регионов России рассказывали о подобных явлениях. Как сообщает телеканал «Звезда», падающие светящиеся объекты заметили в Екатеринбурге и Липецке. Житель последнего города поделился видео со своего регистратора:

Однако сообщения приходили в разное время суток. Неопознанные летающие объекты попали даже в поле зрения израильтян. Чуть позже стали появляться первые видеозаписи со светящейся вспышкой в небе над Бурятией и Иркутской областью.

«В районе Горячинска увидели резкое освещение, ярко-зелёного цвета. И потом увидели, что объект летит и оставляет за собой шлейф. Где-то в течение пяти секунд он летел и над озером Байкал исчез. Я думаю, что он сгорел в атмосфере», — поделился своими наблюдениями с журналистами телеканала «Тивиком» директор ФГПУ «Заповедное Подлеморье» Михаил Овдин.

Уже 26 октября в распоряжении канала «Россия24» оказалось видео с регистратора автомобиля. Сначала небо озаряет яркая ослепляющая вспышка, а после этого видно небольшую зеленую точку.

В среду начали появляться первые версии случившегося. Специалисты иркутского планетария изучили видеоматериалы, данные мониторинга и пришли к выводу, что свечение, запечатленное очевидцами — результат деятельности человека.

— Тело оставляет характерный след и свечение — это похоже на падение метеорита, но скорей всего — это результат запуска ракет и падения частей этих ракет на землю, — пояснил ИА «Иркутск онлайн» исполнительный директор Иркутского планетария Павел Никифоров.

По словам ученого, неопознанный объект мог упасть в окрестностях Улан-Удэ. Если туда будет организована экспедиция, и удастся обнаружить кратер падения, обломки «метеорита» — это будет интересно, потому что наш регион славится именно такими событиями.

В Иркутском планетарии. Фото Ильи Татрникова

Выводы иркутских коллег поддержала заведующая Астрономической обсерваторией БГУ в Улан-Удэ Лилия Миронова. «Сама я не стала свидетелем произошедшего, однако видела ваши кадры и могу сказать с уверенностью, что это был не метеорит, не метеор и не комета. Совершенно ясно, что речь идёт о каком-то искусственном объекте», — цитирует Миронову ТРК «Аригус».

Версия о ракете появилась не на пустом месте. Так, на сайте минобороны сообщалось, что 25 октября в 11:58 (в 16:58 по иркутскому времени) c позиционного района Ясненского ракетного соединения в Оренбургской области был произведен пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РС-18. «Пуск произведен успешно, боевое оснащение доставлено в район боевого поля Кура на полуострове Камчатка», — говорится на сайте.

МБР РС-18 размещаются в высокозащищённых шахтных пусковых установках, и до настоящего времени находятся на боевом дежурстве в позиционных районах Ракетных войск стратегического назначения. Однако простой математический расчет показывает (даже если отбросить траекторию), что именно эта ракета должна была пролететь расстояние Оренбургской области до Камчатки раннее заявленного времени падения «метеорита».

Фото с сайта www.ria56.ru

Противоположную точку зрения Никифорову и Миронову высказал директор обсерватории ИГУ Сергей Язев. Он отверг версию о баллистической ракете и сравнил объект, зафиксированный местными жителями вечером 25 октября, с челябинским метеоритом. Однако размер бурятского болида — около полуметра в диаметре.

Сергей Язев:
— Вне всякого сомнения, речь идёт о космическом болиде. Это типичная картинка. Он сгорал в атмосфере, зелёное свечение у него из-за высокой температуры.

По словам ученого, пуск осуществлялся в сторону Камчатки, поэтому отделение ступени ракеты над Прибайкальем невозможно. «Кроме того, пуск ракеты и появление свечения грубо не совпадают по времени. Что же касается других искусственных объектов, то также говорю нет, это невозможно. Мы имеем дело с достаточно крупным телом, а сход с орбиты всех крупных тел известен заранее», — заключил Сергей Язев.

Сергей Язев. Фото Регины Ступурайте

Как рассказал «АиФ-Иркутск» астроном Дмитрий Семёнов, «в настоящее время мы изучаем сообщения о происшествии. Чтобы понять, был ли это метеорит, нам необходимо просмотреть записи видеорегистраторов. Также предстоит выяснить угол падения, летело ли данное космическое навстречу Земле или наоборот, догоняло нашу планету. Также большой вопрос, прилетел этот объект из Солнечной системы или нет».

В последний раз метеорит в небе над Байкальским регионом видели около года назад — 22 октября 2015 года. Объект летел над горными районами Монголии и республики Бурятия со скоростью 13 километров в секунду. Его засняли наблюдательные станции, расположенные в Тункинской долине. По расчетам иркутских астрономов, предполагаемое место падения находится в акватории озера Байкал на расстоянии около километра от берега, в 17 километрах от посёлка Большое Голоустное.

Первый в истории случай падения крупного метеорита в густонаселенной местности произошел 15 февраля 2013 года в районе Челябинска. Размер астероида до падения составлял около 19,8 метра, а масса — до 13 тысяч тонн. Всего на землю упало от 4 до 6 тонн, а собрано не более одной тонны с учетом самого крупного фрагмента массой 654 килограмма. Взрывной волной были выбиты стекла и повреждены здания, также травмы получили несколько сотен человек.

Несмотря на все предположения и догадки, пока тайна вчерашнего «пришельца» еще не раскрыта. Официальная информация на этот счет пока не поступала, остается набраться терпения.

ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Irbis Irk38 27 октября 2016 в 09:41

А зачем создавать три одинаковые темы на ИРК.РУ за один день????

И про ракету был мой комментарий в первой теме!!! Вы о нем даже не знали, а присвоили себе, ай я яй!!!!