Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Сколько стоит «экономическое чудо» Иркутской области?

Бюджет Иркутской области в 2016 году внепланово пополнился на 9,6 миллиарда рублей. Сегодня именно эти цифры являются доказательством дееспособности региональной власти и лично губернатора Сергея Левченко: еще никогда региональная мошна не достигала размера в 122 миллиарда 836 миллионов рублей. Факт уникальный, но в любом рекорде важно понимать — это тенденция или чудо? Потому что за чудо, как правило, приходится платить.

Опять же, рост бюджетных доходов не бьется с реальной ситуацией в социальной сфере, которая почему-то ухудшается. Да и не только социальной: весь последний год Иркутская область находится в режиме ЧС — как природного, так и рукотворного характера. Весна—лето—начало осени прошли под знаком лесных пожаров, на профилактику и тушение которых денег выделялось намного меньше, чем требуется. В малых перерывах между ними случилось наводнение, смывшее дороги и мосты в ряде муниципалитетов на юге региона. Летом же произошла вспышка кишечной инфекции, в том числе с летальным исходом: из-за нее погибли пятеро детей-инвалидов из Черемховского психоневрологического интерната. Здесь следственные органы заявляют о катастрофическом недофинансировании учреждения, что создало предпосылки к трагедии.

Черемховский интернат. Фото пресс-службы правительства
Черемховский интернат. Фото пресс-службы правительства

Наступление зимы принесло новую катастрофу, уже коммунальную: режим ЧС объявлен в Вихоревке, на подходе — еще ряд территорий, куда по необъясненным причинам не было завезено топливо в необходимых объемах (возможно, чиновники решили сэкономить). В преддверии новогодних праздников новая трагедия, «предпраздничная» — массовые отравления спиртосодержащей настойкой «Боярышник» в Иркутске. Есть еще ряд необъявленных ЧС — в связи с отказом учреждений соцзащиты и здравоохранения выполнять в полном объеме свои задачи, поскольку закончились деньги и «госзадание». Поэтому будем рассматривать вопрос доходов и расходов не по отдельности, как это делают чиновники, а вкупе.

Доходы

Итак, получено 9,6 миллиарда дополнительных доходов. Львиную долю прироста дал налог на прибыль организаций — 6,9 миллиарда рублей. Затем идут НДФЛ — дополнительно собрано 812 миллионов, налог на имущество организаций — 552, платежи при пользовании природными ресурсами — 347 миллионов рублей, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами — 216, налоги на товары (работы, услуги) — 295, «упрощенка» — 140 миллионов и другие.

Почему эти дополнительные доходы были зафиксированы в бюджете только в декабре 2016 года? Это вопрос, который возникает не на пустом месте. Дело в том, что тот же налог на прибыль уплачивается до 28 марта, на имущество организаций — до 30 марта, УСН — до 31 марта и так далее. Значит ли это, что деньги поступили, но их сознательно не проводили в бюджет, чтобы показать потом, когда будет уже поздно их тратить?

Теперь подумаем, откуда взялись эти деньги. Ведь никаких новых предприятий в 2016 году не появилось.

Причины налогового рывка — в соглашениях о социально-экономическом сотрудничестве, заключавшихся последние пять лет правительством Иркутской области. Эту практику начал еще губернатор Дмитрий Мезенцев и широко развил Сергей Ерощенко. Были заключены соглашения с 40 компаниями — Роснефтью, Росатомом, Группой «Илим», Корпорацией «Иркут» и прочими. Во многих из этих соглашений предусматривалось, что область дает налоговые льготы компаниям для того, чтобы они могли провести модернизацию и затем увеличить объем выпускаемой продукции. Таким образом увеличивался налоговый потенциал промышленного комплекса Иркутской области.

Работа на предприятии «Илим». Фото с сайта www.ilimgroup.ru
Работа на предприятии «Илим». Фото с сайта www.ilimgroup.ru

Так, провели модернизацию Роснефть на АНХК, Группа «Илим» — на Братском ЛПК, смогла создать инфраструктуру Иркутская нефтяная компания и другие. С нынешнего года, как и предусматривалось в соглашении с Иркутской областью, та же Группа «Илим» вышла на уплату налога на прибыль более одного миллиарда рублей. Так что «экономическое чудо» было заблаговременно подготовлено предшественниками губернатора Левченко.

Согласно официальным данным, бюджет Иркутской области за период с 2012 года, когда он составлял 83 миллиарда рублей, вырос поступательно до 92,2 миллиарда в 2013 году, 100,3 миллиарда — в 2014 году, 104,4 — в 2015 году. Оказывается, не чудо, а тенденция.

Однако сегодня отсутствует информация о каких-либо планах по развитию бизнеса в Иркутской области. В 2016 году не было слышно о заключении ни одного соглашения о социально-экономическом партнерстве с компаниями, реально работающими на территории региона. Так что можно ожидать замедления в росте бюджетных доходов. Хорошо, если не начнется откат назад. Но в бюджете-2017 уже заложено существенно меньше, чем получено в 2016 году (и даже меньше, чем было в 2015 году) — 101 миллиард. Председатель правительства Иркутской области Александр Битаров откровенно заявляет, что «чудо два раза не повторяется».

Расходы

Теперь о расходах. В течение всего года по заданию губернатора Сергея Левченко и председателя правительства Александра Битарова в Иркутской области проводилась беспрецедентная по масштабам оптимизация расходов. Было дано задание всем ведомствам, не исключая минздрав, минобр и минсоцзащиты, достичь экономии как минимум 10 % средств. Притом что изначально были заложены расходы ниже нижнего уровня.

Чем это обернулось? Лучшая иллюстрация — из Черемховского психоневрологического интерната. Как рассказал на декабрьской сессии Законодательного Собрания руководитель следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области Андрей Бунёв, в 2016 году в результате оптимизации социальных учреждений численность пациентов в этом заведении увеличилась с 32 до 102 человек, то есть более чем в три раза. А персонала — всего на 24 %. Реальная зарплата, напротив, сократилась в 2-3 раза. Полгода эти дети — в основном лежачие инвалиды — не получали подгузники. На лекарства тоже денег не было, их работники интерната порой покупали на свои деньги.

Если бы не страшная трагедия со смертями пятерых детей, об этом социальном геноциде никто бы и не узнал. По сообщению СКР, такая же ситуация — во всей системе социальных учреждений для инвалидов, это доказывают результаты проверок. А цифры «экономии средств» свидетельствуют, что и во всей бюджетной сфере.

На территории кадетского корпуса. Фото IRK.ru
На территории кадетского корпуса. Фото IRK.ru

Небольшое пояснение: бюджет Иркутской области формируется по программно-целевому принципу. То есть любая больница, поликлиника, школа, интернат «зашиты» в программы. Вот какая картина исполнения этих государственных программ на 1 октября 2016 года. «Развитие образования» — 73,4 %, здесь все наши детские сады, школы, училища, кадетские корпуса и так далее.

А ведь многие статьи расходов даже не попали в программы. Например, текущий ремонт, приобретение новой мебели и прочее. В Усольском кадетском корпусе дети спят на фанере — старые кровати сломались, купить новые не на что.

«Развитие здравоохранения» — 73,6 %, в этой программе все больницы и поликлиники. В Усть-Илимске, как сообщают работники профсоюзов, с октября прекращены плановые операции — «госзадание кончилось». А больным велено терпеть до наступления нового финансового года и нового госзадания. Аналогичная ситуация по ряду больниц, если не во всей системе здравоохранения.

«Социальная поддержка населения» — 76,1 % (подпрограмма «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения» — 36,9 %, «Старшее поколение» — 58,2 %);
«Развитие физической культуры и спорта» — 63,5 %;
«Развитие культуры» — 72,5 %;
«Молодежная политика» — 68,8 %;
«Труд и занятость» (в нашей области, где очень много безработных) — 71,9 %;
«Развитие дорожного хозяйства» — 45,5 %;
«Доступное жилье» — 51,7 %;
«Развитие жилищно-коммунального хозяйства в Иркутской области» — 56,8 % (подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» — 23,6 %, «Газификация Иркутской области» — 10,3 %, «Чистая вода» — 0,6 %).

Теперь о программах, которые нас должны кормить в будущем, то есть о «бюджете развития»: подпрограмма «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» — 11,5 %; «Повышение инвестиционной привлекательности Иркутской области» на 2015—2018 годы — 29,2 %; «Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области» на 2015—2018 годы — 53,2 %.

Выезд губернатора в Байкальск в августе 2016 года. Фото пресс-службы правительства Иркутской области
Выезд губернатора в Байкальск в августе 2016 года. Фото пресс-службы правительства Иркутской области

Некоторые подпрограммы вообще не выполнены, например «Основные направления модернизации экономики моногорода Байкальска и Слюдянского района Иркутской области» — 0 %. Но, может быть, ситуация резко изменилась в последние месяцы 2016 года? Едва ли. По непонятным причинам в октябре пошло замедление исполнения госпрограмм. Так, за месяц программа «Развитие образования» была довыполнена всего на 6,3 %. «Развитие здравоохранения» — на 6,6 %. «Социальная поддержка населения» — и вовсе на 3,8 %. Развитие ЖКХ — на 1,3 %. Это притом, что Вихоревка уже замерзала.

Приоритеты

Чиновники констатируют, что потратить деньги на лекарства для детей в интернатах, на новое оборудование, строительство соцобъектов уже времени не хватит. Слишком поздно «пришли» дополнительные доходы. Потому внеплановые 9,6 миллиарда рублей предложено направить на следующие приоритеты (в соответствии с суммами): на развитие комплексов средств автоматизации АПК «Безопасный город» — 1,5 миллиарда (камеры слежения на дорогах, кадры для обработки данных и так далее, в этом году на эти цели уже было потрачено 600 миллионов, но чиновникам показалось мало). Направить муниципалитетам на покрытие их долгов за тепло, электроэнергию и прочее — 1,4 миллиарда. Выплатить декабрьскую зарплату бюджетникам в декабре — 1,1 миллиарда. Покрыть выпадающие доходы энергетиков, теплоэнергетиков и водоканалов — 600 миллионов. Более 4,5 миллиарда пойдет на погашение госдолга Иркутской области.

Правительство. Фото из архива IRK.ru
Правительство. Фото из архива IRK.ru

Всё это свидетельствует о том, что каких-то железных социальных приоритетов у бюджета Иркутской области нет. Впрочем, и бюджетной политики как таковой тоже. Есть какие-то лоббистские интересы, заставляющие тратить огромные деньги на камеры наружного наблюдения без гарантированных показателей улучшения жизни населения, на погашение госдолга (притом что он находится на невысоком уровне — тот же советник президента Сергей Глазьев, прилетавший в Иркутск на обсуждение Стратегии социально-экономического развития Иркутской области, рекомендовал увеличить заимствования), «подкормку» энергетиков и других.
А значит, никто не знает, где в следующий раз порвется бюджетное одеяло, так неравномерно натянутое над Иркутской областью, — в Черемховском ли интернате, на лесных пожарах, на теплотрассах Вихоревки или еще где-то.

Елена Иванова, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Андрей Ананьев 2 марта 2017 в 07:52

    Заказная статья о плохом "левченко и хорошем Ерощенко (!!!). Ну что? Вы привязали к проблемам бюджета недоработки местных властей вроде вихоревки? Или халатность местного отделения мин соц развити и Минздрава? Браво… пляшите и дальше на костях несчастных детей, а ведь все виновные - это…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля