Пётр Викторович, какие заводы обеспечивают Иркутскую область топливом?
— Основные объёмы топлива поступают в Иркутскую область с Ангарской нефтехимической компании (АНХК) и Ачинского НПЗ. В среднем, когда заводы работают в обычном режиме, с Ангарска доставляют 70 % топлива, из Ачинска — 30 %. Эта пропорция может меняться, если на предприятиях проводятся ремонты, например.
По отношению к Красноярску цены у нас сегодня высокие. Я как потребитель считаю, что это не совсем обоснованно. Мы должны жить от АНХК, понимаете. У Красноярска свой завод. Расстояние от Ачинска до Иркутска почти в семь раз больше, чем расстояние от Ачинска до Красноярска. Поэтому топливо с Ачинского НПЗ у нас дороже на 1 рубль 10 копеек — 1 рубль 30 копеек, в Бурятии — на 1 рубль 60 копеек — 1 рубль 70 копеек.
Из чего складывается стоимость топлива?
— В цену бензина включены налоги, акцизы. Опять же любая компания должна заработать свою маржу. Но просто взять и сложить это всё, сказать, что такая должна быть стоимость, нельзя.
Своеобразным индикатором цены выступает товарно-сырьевая биржа (Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Создана в 2008 году. — Прим. авт.). Каждый день, кроме субботы и воскресенья, там проходят торги. На бирже продают ресурсы различных заводов, в том числе и АНХК.
Крупные игроки рынка, такие как Роснефть, КрайсНефть, ОМНИ и БРК, покупают топливо на бирже. Роснефть, ОМНИ и КрайсНефть продают его примерно по одной цене. С конца того года у нас появился новый игрок — Газпромнефть. Конечно, для рынка появление вертикально интегрированной компании — благо. Они взяли десять заправок в аренду. Но это очень мало для такой территории, как Иркутск и Ангарск. Конкуренцию лидерам рынка Газпромнефть сможет составить, если у них будет 30-40 заправок. При этом пока что они держат цены на все виды топлива на 40-50 копеек ниже, чем у основных игроков.
БРК прирос за счёт приобретения заправок у КрайсНефти. И стал одним из серьёзных игроков, на которого тоже все должны обращать внимание. У компании немного другая ценовая политика. Она продаёт 98-й бензин на 70 копеек дешевле, чем у остальных. «Народный бензин» АИ-92 на БРК дешевле на один рубль — 1 рубль 20 копеек. И дизельное топливо реализует на два рубля дешевле. Это экономика компании, она сама её определяет.
Крупные игроки покупают ресурсы разных видов поставки. Можно приобрести топливо вагонами-цистернами, а можно на какой-нибудь из нефтебаз, расположенных на территории Иркутской области. Там же, на бирже, продаются ресурсы, производимые на Ачинском и Омском НПЗ. Покупатель смотрит цену, планирует, как ему с этого завода доставить до своих заправок или предприятия, где топливо будет использоваться.
После каждых торгов выходит пресс-лист, где описаны совершённые сделки, по какой цене, какие объёмы проданы. Насколько я знаю, у нас этой информацией владеет министерство экономического развития региона и областное управление Федеральной антимонопольной службы. Они держат руку на пульсе, контролируют ситуацию и при необходимости могут вмешаться в этот процесс.
С чем связано подорожание бензина в январе?
— Что у нас происходило, когда мы вышли 9 января на работу: две недели продажи на бирже показывали рост как по бензину, так и по дизельному топливу. Почему? Во-первых, девять дней отдыха всегда негативно отражаются, потому что люди отдыхают, но не перестают ездить на машинах, различные производства продолжают работать. Нужно, чтобы на заправках было топливо, чтобы у тех, кто занимается его реализацией, были запасы. Когда мы вышли на работу, биржа среагировала на тот спрос, который появился.
В этот же процесс также может вмешиваться то, что у многих предприятий-производителей есть обязательные экспортные, внутренние или касающиеся различных муниципальных нужд контракты. Например, поставки для МВД, министерства обороны и МЧС. Это святая обязанность, которую любая компания, взявшая на себя эти обязательства на полгода или год, должна выполнить.
В январе крупные игроки начали закупать топливо, необходимое им для выполнения своих обязательств. Это и привело к росту цен на заправках. Стоимость дизельного топлива повышали в три этапа и подняли в среднем на 60 копеек. По бензину подорожание произошло в два этапа.
В последнюю неделю января на бирже сократились объёмы продаж, что, естественно, привело к подъёму цен. Что сегодня происходит? Пока бензин и дизельное топливо стабилизировались, но в европейской части России уже говорят о необходимости снижения цен. Только не на заправках, а мелким оптом, когда реализация идёт с нефтебаз. Но пока нет никаких предпосылок к тому, чтобы снижать цены на заправках на дизельное топливо и АИ-92.
Когда поднимается цена на бирже и ты покупаешь дорогой ресурс, поднимаешь цену, чтобы потом её опустить. Но это процесс не быстрый — нужно время, чтобы реализовать остатки дорогого топлива. Бензин, купленный сегодня на бирже, топливная сеть получит только через месяц, но всё это время ей надо будет продолжать торговать.
В январе в Иркутской области стартовал флешмоб: водители призывали друг друга по два месяца бойкотировать крупные топливные сети. Как относитесь к такой инициативе?
— Ну хорошо, я решил, что не буду ездить на конкретную заправку. Сегодня поеду на Крайс и буду там заправляться, через два месяца поеду в Роснефть. Цена та же самая. Ну и чего я добился?
В Иркутской области сложилась такая практика, что потребитель территориально привязан к какой-то конкретной заправке. Она устраивает его по разным причинам: удобное расположение, высокое качество обслуживания. Не понимаю, к какому результату приведет подобная акция. Таких людей всё равно будет мало. Владельцы сетей, конечно, это почувствуют, но не настолько, чтобы кричать «караул».
Произойдёт ли в феврале очередное повышение цен на бензин?
— Уже сейчас понятно, что в феврале бензина из Ангарска и Ачинска продадут меньше, чем в январе. И аналитики, и владельцы компаний прекрасно понимают ситуацию. Возможно, эти объёмы они будут наращивать или продадут вровень с январём, а может и не смогут восполнить и выдать аналогичные январским показатели. Думаю, что до середины февраля цены останутся неизменными. Несмотря на то что есть опасения по поводу их роста.
Также в феврале на заводах обычно начинается вывод установок в ремонт. Взять, к примеру, Московский НПЗ, он от нас за пять тысяч километров, значит, часть ресурсов из Омска пойдет на московский регион, к нам поставку сократят. Провала не будет, мы без топлива не останемся, но сколько в феврале на ту или иную территорию с того или иного завода будет поставлено, пока чётко не понятно.
Есть ли перспективы, что в 2017 году цены на топливо зафиксируются на какой-то отметке?
— Нет, можно однозначно сказать, что такого не произойдёт. Впереди нас ждут повышения акцизов. Естественно, это не мы с вами решаем, такова государственная политика. Повышение акцизов ляжет на плечи потребителей, повлияет на стоимость топлива, которая будет расти постепенно.
Какого максимума достигнет стоимость литра топлива в этом году?
— Сложно сказать, на всё влияет общая экономика, внутренние бизнес-планы различных вертикально интегрированных компаний. Резкого падения цен точно не будет, как и чёткой, фиксированной цены на весь год. Скорее всего, произойдёт незначительное постепенное повышение.
Мы когда-то не верили, что бензин будет 40 рублей за литр, сегодня уже 98-й стабильно столько и 95-й к нему приближается.
За основу, как я уже сказал, берётся цена на бирже. Она не подлежит снижению, себе в убыток, естественно, никто не торгует. К ней топливные компании прибавляют торговую надбавку. Чем крупнее игрок, тем больше у него расходная часть. К тому же заправки являются объектами повышенной опасности, их нужно постоянно содержать, вкладывать в них деньги. Только при снижении цен на АЗС можно будет говорить об эффективном менеджменте и эффективной работе компании.
Крупные игроки рынка могут напрямую влиять на цены?
— Если мы говорим о некоем сговоре, то его нет и никогда не было. Каждый живёт со своей экономикой. У нас было много случаев в Иркутской области, когда крупные заправщики, например та же Роснефть, поднимали цену, а рынок стоял, и клиент, естественно, уезжал заправляться на другие АЗС.
Причём вслед за одной компанией цену начинают поднимать другие. Они рассуждают так: «Почему я теряю деньги? Почему не торгую в рынке?» Если по высокой цене покупают, значит, в этом есть потребность, если не покупают, стоимость начинает снижаться. Рынок регулирует цену на продукт.
Рынок — это когда есть товар, покупатель, а на другой стороне — продавец. На него одни факторы влияют, на меня другие. Мы договорились — я купил. Пока таких отношений у нас нет.
Пётр Петрончак в 1985 году окончил Ангарский политехникум Миннефтехимпрома СССР по специальности «Химическая технология переработки нефти и газа». Начинал свою профессиональную деятельность на Ангарском нефтехимическом комбинате (проработал на предприятии с 1967 по 1997 годы). Прошёл путь от слесаря по контрольно-измерительным приборам до начальника управления реализации продукции и маркетинга. С 1997 по 2000 год занимал должность начальника управления реализации нефтехимии и нефтепереработки в ООО «Сиданко-Ангарск». Руководил Ангарским управлением транспорта и логистики в ЗАО «Юкос Рефаининг-энд Маркетинг» (в 2000—2001 годах). С 2001 по 2008 годы был директором иркутского филиала ООО "Торговый дом «Юкос-М». Исполнял обязанности заместителя генерального директора по коммерческим вопросам ЗАО «Иркутскнефтепродукт» с 2008 по 2014 годы, заместителя генерального директора по розничным продажам и развитию — с 2015 года. В октябре 2016 года ушел на пенсию. В 1994 году награжден нагрудным знаком «Заслуженный работник Минтопэнерго России» за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса.
Автор фото — Валерия Алтарёва
Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»
Мой первый комментарий!
Главари сия Руси жулики и воры,-никогда,никогда и никогда не отдадут своё место под солнцем.