Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Вдоль по Пестеревской да по Урицкого

В 2018 году начнутся работы по реконструкции улицы Урицкого — единственной в Иркутске, официально получившей статус пешеходной. Мы изучили историю главной торговой улицы города от первых летописных упоминаний до сегодняшнего дня, узнали, как она менялась, кто пускал по ней корабль и сколько шлагбаумов пало в борьбе за запрет заезда автомобилей.

Дорога к арсеналу и народное название

Первые упоминания об этой улице относятся ко второй половине 18 века, когда появился городской план. На площадке, где сегодня расположен Центральный рынок, до появления базара находился военный арсенал. Соответственно, улицы, которые вели к нему со стороны улицы Большой (ныне Маркса), назывались Арсенальскими, а Урицкого — Первой Арсенальской.

Многие десятилетия назначение улицы соответствовало названию, здесь располагались военные склады. Во второй четверти 19 века, когда на месте арсенала разместился Хлебный базар, Первая Арсенальская постепенно стала торговой. В начале 1872 года генерал-губернатор Синельников постановил переименовать Первую Арсенальскую в Сафьяновскую, однако новое название не прижилось. В народе, а затем и официально закрепилось другое — Пестеревская.

Фото из архива библиотеки ИГУ
Фото из архива библиотеки ИГУ

Создатель одной из первых городских типографий Николай Пестерев был известен как купец и меценат. В годы расцвета дела Пестеревского торговые ряды растянулись вдоль улицы на несколько десятков метров.

Удалось найти интересные сведения о Пестереве в советском энциклопедическом словаре «Деятели революционного движения в России: от предшественников декабристов до падения царизма». Там указано, что купец привлекался к дознанию следствия «за сношения с лицами, принадлежащими к тайному революционному обществу». С 24 декабря 1866 года его содержали в Петропавловской крепости, откуда освободили 17 ноября 1867 года и выслали на родину в Иркутск под надзор полиции. Интересно, что в том же году Пестерева объявили несостоятельным должником.

Поворотным событием в истории улицы стал Большой иркутский пожар 1879 года. Первоначальная застройка, преимущественно деревянная, была серьезно повреждена. В последующее десятилетие улицу фактически застраивали заново, но теперь каменными зданиями — с 1881 года на пяти улицах, в том числе Пестеревской, строить деревянные дома запретили во избежание нового большого пожара.

Фото с сайта nature.baikal.ru
Фото с сайта nature.baikal.ru

«Пестеревское море» и первый автосалон

Поскольку уровень Пестеревской был ниже других улиц, во время сильных дождей ее заливало водой. Связанный с этим необычный случай зафиксирован в летописи Нита Романова: «30 июля 1901 года ночью был большой дождь, а утром по Пестеревской улице открылась навигация. При значительном стечении публики на юго-западном берегу Пестеревского моря против магазина Авдановича происходил спуск только что отстроенного судна (маленький плотик, сколоченный из дощечек товарных ящиков, с водруженной на нем мачтой и флагом). В качестве пассажира на судне сидела привязанная за хвост к мачте крыса. Владелец судна — местный торговец из лавки Кармацких».

В те же годы городская дума занялась вопросом устройства мостовых на центральных улицах. В план на мощение в 1900 и 1901 годах попали Пестеревская, Большая, Ивановская и Тихвинская. Причем устройство мостовых брали на себя домовладельцы, а дума гарантировала возмещение этих расходов из налоговых сборов.

Именно в начале 20 века улица Пестеревская приобрела нынешний вид, появились здания, которые сохранились по сей день. Тогда в них располагались торговые точки: от небольших лавок до крупных магазинов городских предпринимателей и купеческих династий. На Пестеревской были винные погреба, работала типография, можно было купить шубы у Залесова, в магазине Сумкина — кубинские сигары. В пассаже Юцисов в 1908 году заработал кинотеатр «Мираж». Здесь же работала кондитерская фабрика Гусева, побеждавшая в нескольких конкурсах качества продукции, в том числе на международном уровне.

Пассаж Юцисов, стеклянную галерею разобрали в советское время. Фото vsp.ru
Пассаж Юцисов, стеклянную галерею разобрали в советское время. Фото vsp.ru

В магазине Яковлева на углу Большой и Пестеревской работал первый в Иркутске оружейный магазин для гражданских лиц. В том же здании, как сообщается в летописи Юрия Колмакова, 6 апреля 1906 года началась продажа автомобилей с двухцилиндровым двигателем в 5 лошадиных сил, которые развивали скорость до 40 верст в час. Спустя девять лет, в 1915 году, на той же Пестеревской улице появилась и первая иркутская автошкола. Ее открыл купец Иван Алексеев, владелец автомобиля Berliet.

Еще до революции иркутская городская дума рассматривала возможность появления трамвая. Успели даже утвердить маршруты двух линий, один из которых должен был пролегать по Пестеревской. Строительство путей должно было завершиться в течение трех лет, но этим планам помешала революция и Гражданская война.

Магазин Мерецкого, сейчас в здании расположен «Детский мир». Фото «Иркипедии»
Магазин Мерецкого, сейчас в здании расположен «Детский мир». Фото «Иркипедии»

Советская действительность: столовая и «консервы»

В годы Гражданской войны на Пестеревской было неспокойно. Во время декабрьских боев 1917 года многие здания разграбили, часть из них повредили снарядами. Вскоре Пестеревская получила имя Моисея Урицкого, в первую очередь известного тем, что из-за его убийства в стране начался красный террор. Массовое переименование улиц произошло в ноябре 1920 года. Большевиков мнение иркутян не интересовало, горожан поставили перед фактом нового постановления.

В советские годы торговая улица дополнилась новыми функциями: появились социальные учреждения, столовая, почта, комиссионный отдел «для продажи поношенных вещей». Какое-то время на Урицкого даже работал филиал краеведческого музея. Впрочем, национализированные крупные торговые залы с особняками отлично подходили для размещения государственных магазинов.

Фото «Иркипедии»
Фото «Иркипедии»

Так, в апреле 1936 года открылся универмаг «Детский мир», через год — магазин Главного управления консервной промышленности под незамысловатым названием «Консервы». В середине 1946-го в доме № 3 начал работу промтоварный магазин «Центральный универмаг», который в первый день посетило 20 тысяч человек.

Другой известный иркутянам объект — Дом быта — открылся в 1974 году. Ради его строительства пришлось очистить от старинной застройки площадку, где когда-то находились винные погреба купцов Зоновых. В 1980 году по решению Иркутского облисполкома улицу включили в перечень охраняемых объектов.

Фото с сайта trainsim.ru
Фото с сайта trainsim.ru

Война за пешеходов

Когда именно улица Урицкого стала считаться пешеходной, сказать сложно. В 1947 году мощеную улицу заасфальтировали, а в 1956 для соблюдения чистоты и упорядочения движения запретили движение гужевого транспорта. При этом информации о запрете на проезд автомобилей в советское время найти не удалось.

Со временем рост количества транспорта и желающих подъехать прямо ко входу в магазин или кафе существенно затруднил движение пешеходов по улице. В октябре 2008 года мэр Иркутска Владимир Якубовский объявил о запрете движения транспорта по улице с 10 до 18 часов и установке поста ГИБДД со стороны улицы Дзержинского.

Фото с сайта fotostrana.ru
Фото с сайта fotostrana.ru

Владельцам торговых точек это не понравилось. Они стали утверждать, что закрытие проезда помешает им завозить товары. Поэтому, несмотря на запрет, автомобили продолжали заезжать на пешеходную улицу. Весной 2009 года последовали ответные меры властей: запланировали установить шлагбаум и постановили увеличить «пешеходные» часы — запрет на проезд стал действовать до 20 часов.

Однако и это не помогло. Решению проблемы мешала нестыковка в документах: несмотря на запрещающий знак, улица Урицкого формально оставалась транспортной, статус пешеходной не был закреплен законодательно. Воспользовавшись этим, предприниматели обратились с жалобой на мэрию в ФАС. 30 декабря 2009 года стало известно решение: действия городских чиновников сочли нарушением антимонопольного законодательства, а шлагбаум постановили демонтировать.

В 2010 году депутаты стали обсуждать единственный способ разрешения юридического противоречия — признание улицы пешеходной через обоснование негативного воздействия транспорта на здания-памятники. Но не решив проблему, власти предприняли еще одну попытку закрыть проезд — в 2011 году поставили металлические столбики и пост ДПС. И вновь неудача: один из бизнесменов опять обратился в суд, препятствия снова убрали.

Улица Урицкого в 2011 году. Фото Владимира Смирнова
Улица Урицкого в 2011 году. Фото Владимира Смирнова

Экспертизу, доказавшую негативное воздействие автомобилей на здания, подготовили к концу 2011 года, а 20 февраля 2012-го в соответствии с постановлением губернатора Дмитрия Мезенцева улица Урицкого стала пешеходной официально. Движение транспорта разрешили только с 21 до 8 утра.

В начале июля 2012 года на улице вновь установили шлагбаумы, но вскоре стало ясно, что они не выполняют свою функцию и зачастую стоят поднятыми в дневное время. Причина — люди, работающие на этой улице. Им в общей сложности выдали 42 ключа, которые можно было использовать для проезда в ночное время. Однако находились те, кто, очевидно, пользовался ключом и днем.

Проблему решили только в 2014 году — почти все ключи отобрали, оставили только у экстренных служб и сотрудника администрации, который стал поднимать шлагбаум в 21 час и опускать в 8 часов. Интересно, что вскоре после этого шлагбаум еще раз сломали. Пришлось ставить новый. Сейчас по Урицкого иркутяне ходят, не опасаясь попасть под машину.

Фото ИА «Иркутск онлайн»
Фото ИА «Иркутск онлайн»

Реконструкция и старое новое имя

К началу 21 века улица Урицкого стала во многом уступать пешеходным улицам в других городах, для пеших прогулок ее так и не приспособили. Урицкого по сей день остается транзитной — здесь люди не гуляют, а быстро перемещаются из одной точки в другую.

Единственная зеленая зона — небольшая площадь перед Домом быта — у горожан не пользуется популярностью. В 2011 году, к 350-летию города, ее попытались «оживить» новой скульптурной композицией «Виолончель», посвященной уличным музыкантам. Но вандалы дважды ломали виолончель, после чего власти решили ее совсем убрать. Главный архитектор Иркутска Сергей Александров весной 2017 года заявлял, что Урицкого находится «в деградирующем состоянии».

— Видно невооруженным глазом, что улица Урицкого стала менее привлекательной. Малый и средний бизнес предпочитает, к примеру, тот же 130-й квартал. Поэтому, по предварительным данным, многие собственники созрели до того, чтобы вкладываться и в проектные работы, и в сам капремонт фасадов и элементов благоустройства, — сказал он.

Фото ИА «Иркутск онлайн»
Фото ИА «Иркутск онлайн»

Долгожданная реконструкция, проект которой обошелся в 1,8 миллиона рублей, должна начаться в 2018 году и пройдет в два этапа до 2020 года. Сначала планируется полностью обновить коммунальную инфраструктуру. Нужно отремонтировать два канализационных колодца, находящихся между зданиями, и участок тепловой сети протяженностью 42 метра.

Примерная стоимость реализации всего проекта варьируется от 45 до 79 миллионов рублей. Правда, реконструкция начнется только в том случае, если улица Урицкого войдет в тройку победителей голосования иркутян по выбору мест благоустройства в 2018 году.

Другой часто поднимающийся вопрос — возвращение улице исторического названия. Инициаторы этой идеи предлагают вернуть на карту города уникальное название, плотно завязанное с историей Иркутска, в то время как фамилию Урицкого носят свыше 660 площадей, улиц и переулков в России.

Инициатива исходила как со стороны мэрии (соответствующую рекомендацию давала городская комиссия по топонимике), так и от бизнесменов, работающих на Урицкого. Ранее депутаты думы заявляли, что этот вопрос вновь могут поднять после того, как улицу, наконец, благоустроят. А этого, если все сложится удачно, осталось ждать совсем недолго.

Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Nak 12 марта 2018 в 19:51

    В 80-х все маленькие иркутяне гораздо ближе знали Детский Мир в Ангарске, чем в Иркутске….улыбаюсь Для меня было огромным праздником туда поехать, да на обратном пути зайти в кафе Тайга поесть пельмени их фирменные с печенкой в горшочке……ляпота!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля