Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Главный врач онкодиспансера о профилактике рака и спасении

Главный врач онкологического диспансера в Иркутске Виктория Дворниченко в интервью корреспонденту IRK.ru рассказала об актуальной онкологической ситуации в регионе, когда ждать достройки нового радиологического корпуса и помогут ли новые технологии и профилактика победить рак.

Виктория Владимировна, в 2017 году количество больных раком в регионе увеличилось на 2,8%. Какова сейчас онкологическая ситуация?

— К сожалению, в ближайшее время, мы не можем ждать резкого снижения онкологической заболеваемости. Если статистика показывает рост, это означает лучшую выявляемость. Болезнь не щадит никого: дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди — никто не застрахован в любом возрасте.

Поэтому, когда продолжительность жизни увеличивается, становятся лучше показатели выявляемости онкологических заболеваний, улучшаются показатели ранней диагностики по скрининговым программам. Наша задача — увеличивать эти показатели, тогда мы действительно можем помочь, можем вылечить. А в итоге — уменьшаются показатели по смертности.

Сегодня проблема борьбы с онкологическими болезнями выходит на первое место в России. Именно для решения этой проблемы готовится новая мощная федеральная программа, которая призвана увеличить показатели по ранней диагностике раковой опухоли: мы должны обнаруживать рак молочной железы на первой стадии в 95% случаев, рак желудка — в 98%, как в Японии. А пока в 50-60% случаев мы обнаруживаем сразу третью-четвертую стадию, когда практически ничего нельзя сделать.

Автор фото - Зарина Весна
Автор фото - Зарина Весна

Что нужно, чтобы достичь таких показателей?

— Правительство и президент обратили внимание, что нужна специальная программа по онкологии. Решение о ее разработке твердое и окончательное. Новая программа поможет оснастить районные и городские больницы всем необходимым для ранней диагностики, оснастить и перестроить те онкоцентры, которые в этом нуждаются.

Очень многое зависит от кадров. Если кадров где-то не хватает, а где-то переизбыток — должны быть межрегиональные диспансеры, которые возьмут на себя объемы. Это хороший формат работы, и если это узаконят — будет здорово.

Еще одна важная тема — оснащение оборудованием. Онкология — очень сложная медицинская отрасль. У нас и хирургия, и радиология, обязательная лучевая терапия и химиотерапия. Все оборудование очень дорогостоящее, но чтобы лечить правильно и грамотно, необходимо полное обеспечение работы по всем направлениям.

Молодые, особенно дети, нуждаются в особой терапии. Поэтому в программе обязательно будет предусмотрено оснащение радиологическим оборудованием, лучевыми аппаратами, которые точечно смогут уменьшить опухоль. А в некоторых случаях для более качественного лечения облучение требуется до и после операции.

Можно сказать, что когда у нас появится возможность более широкого охвата населения с целью профилактики и ранней диагностики — мы не только уменьшим заболеваемость, мы сможем выявлять предраковые состояния и будем предупреждать сложные онкологические заболевания. Это и будет победа.

Автор фото - Зарина Весна
Автор фото - Зарина Весна

Когда программа заработает?

— Федеральный и региональный бюджеты на этот год уже приняты, поэтому можно ожидать включение расходов по программе в бюджеты на 2019 год. В послании президента данной теме уделено особое внимание — это серьезное заявление, от которого назад уже дороги нет. Как доверенное лицо президента, я уверена, что как он сказал, так оно и будет выполнено. Программе быть.

Каких результатов удалось добиться с помощью профилактики?

— Сейчас у нас имеются различные центры профилактики в городах и райцентрах. Но они, естественно, больше касаются гипертонии, сахарного диабета, других заболеваний, не онкологии. Для этих целей у нас работают скрининговые программы. Это, например, жидкостная цитология при постановке правильного диагноза рака шейки матки. Третий год мы проводим такую цитологию, скрининг предраковых состояний и заболевших женщин.

Нам уже многое удалось, мы уменьшили процент запущенных заболеваний — в области было 60%, стало 40%. Такие подвижки позволяют надеяться, что мы можем победить это онкологическое заболевание. Если женщины будут соблюдать наши рекомендации, больных этой разновидностью рака будет меньше.

Проводим маммографический скрининг молочной железы — это тоже предупреждает развитие опухоли. При колоректальноме скрининге проверяем предстательную железу у мужчин. Можно уверенно сказать, что все эти заболевания профилактически управляемы.

Но есть и такие заболевания как рак легких, рак желудка. Это сложный рак. Тут нужно укреплять материально-техническую базу медучреждений. Нужны компьютерные томографы для диагностирования рака легких, очень много эндоскопического оборудования, которое позволит найти раннюю форму рака желудка. Этому в новой программе, кстати, тоже уделяется внимание. Все у нас должно получиться, и тогда мы будем твердо уверены, что профилактика онкологических заболеваний проводится в полном объеме.

Виктория Владимировна с зарубежными коллегами
Виктория Владимировна с зарубежными коллегами

Обосновано ли стремление пациентов уехать лечиться за рубеж?

— Сегодня что получается: уезжают в основном на четвертой, последней стадии заболевания. Но дело в том, что в любой другой стране на этом этапе не помогут. Да, у нас раньше был такой, можно сказать, медицинский туризм. Но больные уезжали только если это был крик души. Но сейчас такого гораздо меньше. За границей медицина не сильнее нашей, она слабее: мы здесь вынуждены лечить третью, четвертую стадию опухоли, а там ее не лечат вообще. Там просто покупают препараты, назначают химиотерапия, а результат никто не гарантирует.

Мы же планируем проводить пересадку печени, лечение отдаленных метастазов печени. То есть мы любыми путями нашим пациентам продлеваем жизнь. Пускай на год, на два. С молочной железой на четвертой стадии у нас и пять лет живут, потому что мы оказываем полный объем медпомощи.

Да, иногда бывает очень тяжело сказать, что наши методы исчерпаны. Но попытка собрать деньги и уехать делается совершенно зря. В таких случаях необходимо разговаривать, объяснять — как дальше жить.

Наш диспансер может гордиться — мы теперь не просто комплекс огромного масштаба в 974 койки, теперь мы являемся международным центром. К нам едут китайские коллеги, учатся у нас, просят помочь им в хирургическом лечении рака молочной железы, желудка. Уже 10 лет мы дружим с Японией, и практически все наши врачи эндоскопической хирургии прошли там стажировку. С Германией мы обмениваемся врачами для подготовки специалистов по раку молочной железы, поджелудочной железы, желудка.

У нас подписаны договоры с корейскими, китайскими, японскими, французскими, немецкими коллегами. Каждый год проводим учебные семинары и конференции, которые позволяют получить международный сертификат на лечение этих больных. Едут и к нам иностранцы учиться. В августе прошлого года приезжали коллеги из десяти стран, в том числе Бразилии, Аргентины, Франции, Италии и других. Мы пока единственные такие в Сибирском федеральном округе и на Дальнем Востоке.

Виктория Владимировна с зарубежными коллегами
Виктория Владимировна с зарубежными коллегами

Значит ли это, что онкодиспансер полностью загружен?

— Хотя у нас 974 койки, есть очередь. Потому что мы занимаемся еще и доброкачественными образованиями, которые не лечат в других лечебных учреждениях. Сами оперируем, загрузка есть и очень приличная. Для дальнейшего развития онкоцентра и продвижения в борьбе с онкологическими заболеваниями нам не хватает современного радиологического корпуса в Иркутске. Пациентов приходится возить в Ангарск.

Это к вопросу строительства радиологического корпуса? Он решается?

— Да, в конце апреля начнут копать котлован. Это свершилось — то, о чем мы уже много говорили, чего нам не хватало уже много лет. Правительство помогло решить эту проблему. Строительство радиологического корпуса позволит нам получить пять линейных ускорителей, то есть мы будем оснащены ядерной медициной очень и очень мощно.

Один аппарат в Ангарске не справляется с потребностью, его мы получили в 2016 году по программе онкологии, нагрузка на него сейчас колоссальная. Если он выйдет из строя, больных некуда отправить. В Монголии только строится, в Китае радиологии тоже нет хорошей. Нужен свой.

Виктория Владимировна с коллегой
Виктория Владимировна с коллегой

Когда корпус планируют достроить?

— По концессии запланировано, что строить будем четыре года. А я считаю, что мы быстрее, потому что другого пути нет у нас. Думаю, за два с половиной года управимся. Есть возможность, есть все условия — все зависит от строителей. А опыт, чтобы быстро строить, у нас есть.

Я уверена, что мы должны стабильно и быстро работать, тогда мы сделаем очень много нужных и правильных дел. Конечно, всегда могут возникнуть трудности. Влияет и частая смена губернаторов, министров и других чиновников, от которых многое зависит. Каждому новому человеку тяжело доказывать, что, как почему необходимо делать. Сегодня у нас одна цель — сделать все возможное, чтобы страшную болезнь можно было победить. А как это сделать, мы знаем.

Беседовал Вадим Палько, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Kristi-Angie Matskevich 9 апреля 2018 в 16:33

    рак - бомба, которая сидит в каждом, без исключения. споры гриба. при негативных факторах гриб разрастается - опухоли. засранная среда (воздух, земля, вода), ненатуральные продукты питания, напичканные дрянью, постоянны стресс. иммунитет падает, вот и опухоли.

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля