Иркутский таможенный пост находится на станции Горка, 5. Он входит в тройку наиболее крупных постов области, охватывает города Иркутск, Шелехов, Слюдянку, Байкальск и десять районов. Въезд на территорию охраняет контрольно-пропускной пункт. За ним большой участок, на котором расположено административное здание, теплые склады и огромная металлическая конструкция на высоких опорах. Рядом припарковано несколько грузовых автомобилей, лежат лесоматериалы.
С заместителем начальника Иркутского таможенного поста Сергеем Заботиным встретились в «Зоне таможенного контроля». За ней узкий коридор, по левую сторону которого располагаются 13 окошек для посетителей. Они закрыты, за ними виднеются мониторы компьютеров, бумаги.
— В этом здании проходит документальный контроль. Инспектору через серверный обмен поступают декларации в электронном виде. Он проверяет все документы, после чего принимает решение о выпуске товара за границу. Личный контакт с заявителями сведен к минимуму. Мы уже давно работаем в электронном режиме. Окна для посетителей остались с предыдущих лет работы, — ввел нас в курс дела сотрудник таможни.
В конце коридора расположен большой кабинет, где за компьютерами сидят инспекторы, у них на столах много документов. Заботин пояснил, что за 2018 год таможенный пост оформил более 19 тысяч деклараций на товары. Из них 15 тысяч на необработанные лесо- и пиломатериалы.
— Кроме документального контроля существует еще фактический. Товар проходит его до выпуска из страны. Инспекторы выезжают в пункт отгрузки материалов, где проводят таможенный досмотр, осмотр или наблюдение, — рассказал замначальника поста.
По его словам, зачастую под видом пиломатериалов, на которые установлена нулевая ставка пошлины, предприниматели пытаются вывезти древесину грубообрусованную, то есть плохо обработанную, с признаками коры и не подходящую по размерам. Такой товар облагается таможенной пошлиной до 80 % от его стоимости. Задача инспекторов — выявить это нарушение.
Для того чтобы увидеть на практике, как проводят фактический контроль, отправляемся в пункт разгрузки лесоматериалов. Он находится на железнодорожном тупике недалеко от станции «Иркутск-Сортировочный». Около одноэтажного здания, где вместо окон зияют дыры, лежит брус. Как рассказал Сергей Заботин, раньше на территории был док и деревообрабатывающий комбинат, но от прошлых владельцев остались только заброшенные строения. Участок выкупили вместе с административными зданиями, но сносить их необходимости нет.
Территория пункта большая, в центре расположены железнодорожные рельсы с четырьмя открытыми вагонами с меткой РЖД. В них загружены круглые бревна. Начальник отдела таможенного досмотра Иркутского таможенного поста Александр Ковальчук пояснил, что их готовят к отправке в Китай.
— Товар находится под таможенным контролем в случае экспорта с момента регистрации декларации. До этого таможенные органы к нему никакого отношения не имеют. Инспектор оформления принимает решение о проведении какой-либо формы контроля. Эти вагоны находятся здесь два дня, вчера они были пустыми. Если сегодня собственник подал декларацию, то мы выпустим их за границу в кратчайшее время, — указал он на рельсы.
Специалист рассказал, что Китай это основное направление отправки. Всего у Иркутского поста 92 экспортера леса и лесоматериалов. Они привозят свой товар в пункт разгрузки уже «распиленным».
Будто в подтверждение его слов, на территорию заехал грузовой автомобиль с надписью «Восточная Сибирь». В его кузове несколько десятков круглых сосновых бревен. С помощью специального крюка машину неторопливо разгрузили. Этот товар тоже проверят и загрузят в вагоны.
— Наиболее часто применяемая форма контроля это таможенное наблюдение. Для него не требуются специальные технические средства. Вторым по востребованности является таможенный осмотр. Он отличается от наблюдения использованием дополнительных технических средств. Наиболее затратен для участника внешнеэкономической деятельности таможенный досмотр. Он представляет собой выгрузку товара из транспортного средства и измерения каждой единицы лесоматериалов или пилопродукции, — рассказал начальник отдела таможенного поста.
Рядом на земле лежали бревна, на каждом из которых написана цифра, обозначающая диаметр. По словам Ковальчука, для измерения круглых лесоматериалов применяют три методики. Первая называется «тычковка». Для нее необходимо провести два измерения в вершине, одно перпендикулярно другому, и перемножить их между собой. Также измерить товар можно методом концевых сечений и штабельным методом.
Пока мы беседовали, к вагону подошел специалист пункта. По лестнице он взобрался на сложенные плотными рядами бревна, достал рулетку для замера. Александр принялся ему помогать.
— Инспекторы проводят осмотр товара. В результате получается примерная цифра объема. Если она не совпадает с заявленной, то специалисты приступают к досмотру. Замеряют обычно два человека, но может и один. Иногда экспортер сам предоставляет своего сотрудника в помощь инспектору, — прокомментировал ход процесса Сергей Заботин.
По результатам досмотра таможенники могут возбудить уголовные или административные дела. Досмотр проводят в отношении тех компаний, которых уже привлекали к ответственности. Выявление нарушений, по словам сотрудников, обычная практика. В последнее время количество дел снижается.
По мнению Александра, это происходит в том числе потому, что штрафы по итогам досмотра меньше, чем траты за простой и процедура повторной выгрузки и загрузки товара. Штраф составляет от одной второй до двукратного размера стоимости предмета правонарушения. Средняя стоимость пиломатериала — 7 тысяч за кубометр, круглые лесоматериалы стоят 4-5 тысяч рублей.
Начальник отдела таможенного поста пояснил, что если ведомство отказалось выдать декларацию, то экспортер может исправить нарушения и подать заявление повторно. При этом не все нарушения приводят к административной или уголовной ответственности.
— Есть специальный код на товар, который состоит из десяти знаков. Например, если в декларации заявляется лиственница, а вместо нее вывозят ель, то это не критичное несоответствие. Эти деревья находятся в одном коде. Но в то же время есть разные коды для диаметров круглых лесоматериалов. Один код для материалов от 16 до 20 сантиметров, их цена 100 долларов за куб. От 20 сантиметров стоимость составляет 200 долларов за куб. Иногда в декларации указывают первый диаметр вместо второго в рамках того же объема. А это влияет на расчет таможенной пошлины. В этом случае мы возбуждаем дело, — разъяснил Ковальчук.
За 2018 год Иркутская таможня возбудила более тысячи административных дел в сфере экспорта леса и лесоматериалов. Это около половины от общего количества. Также ведомство возбудило 17 уголовных дел, они связаны с контрабандой, с невозвращением денег за лес из-за рубежа.
С января по ноябрь 2018 года в регионе в результате деятельности Иркутской таможни экспортировано 11,2 миллиона кубометров леса и лесоматериалов. Средняя цифра за сутки составляет 33,3 тысячи кубометров. При этом стоит отметить, что вывоз цикличен, зависит от проходимости подъездных путей к делянам. Поэтому эта цифра варьируется для каждого времени года.
Автор фото — Анастасия Влади
Виктория Чистякова, IRK.ru
Взгляд гражданина зам.начальника поста, на первом фото, ну очччень красноречивый.)))