Большую итоговую пресс-конференцию Сергея Левченко, которая по традиции проходит в конце декабря, условно можно поделить на две части. Первая из них — доклад губернатора о положении дел в области по ключевым показателям и отраслям (экономика, бюджет, уровень жизни, госплан, лесной комплекс, сельское хозяйство, строительство, в том числе соцобъектов, дорог).
По словам главы региона, тут все хорошо и меняется к лучшему. И если в первый год работы Левченко сопоставлял свои результаты с работой предшественника, то сейчас приводит для сравнения 2017 и 2016 годы — время своего руководства.
Во второй части мероприятия журналисты задавали главе региона вопросы. И почти все они были проблемными. Очевидно, что не все так хорошо и безоблачно. Более часа у Сергея Левченко ушло на общение с журналистами. Губернатору задали более 20 вопросов. Приведем наиболее важные темы, которые прозвучали, и ответы по ним.

Рост цен на топливо
Вы обещали взять на контроль ситуацию с ценами на бензин. Удалось ли это сделать? И в полномочиях ли региональной власти ситуацию кардинально изменить?
— Знаете, у военных есть такое выражение: «Этот вопрос не по моему окладу». Решают люди, которые выше. Хотя должен сказать, что наша сегодняшняя система влияния на цены не только по горюче-смазочным, но и по другим, она и на федеральном уровне, на мой взгляд, не очень выстроена. Если вы внимательно слушали Дмитрия Анатольевича Медведева, он говорит о том, что мы договорились с нефтяными компаниями, то есть речь не идет о каких-то нормативных документах, постановлениях, распоряжениях, по которым нефтяные компании должны были свои цены выстраивать. Речь идет о договоренности. Ну и я по мере сил участвую в этой договоренности.

Замена лифтов в Ангарске
Сейчас вы, подводя итоги года, сказали, что в 2015 году от капремонта можно было заплакать. К большому сожалению, ангарчане плачут до сих пор. Речь идет о замене лифтов: из 105 объектов в Ангарске принято всего 34 подъемника за 11 месяцев работы. Еще 35 работают в тестовом режиме. По остальным работа в разных стадиях. Прокуратура запускает каждый подъемник в ручном режиме. Вчера состоялось заседание окружной думы, где депутаты вынуждены были признать провалом ремонт лифтового оборудования. И население Ангарска сейчас наблюдает такую картину, что подрядчик и Фонд капремонта пытаются перенести ответственность на муниципалитет. Хотя всем понятно: здесь проблема в невыполнении обязательств и отсутствии контроля со стороны фонда. Так вот вопрос, какие выводы сделал губернатор и будут ли приняты меры по отношению к подрядчику?
— Во-первых, я должен вас вернуть к реальным цифрам. Если в те годы, о которых я говорил, не производились ремонт или замена ни одного лифта, люди не плакали. Сейчас вы сами сказали, 34 пущено. Во сколько больше раз ни одного и 34? В бесконечное количество раз. Действительно, лифты начали делать только в этом году. И за один год в работе было около 400 лифтов. Я думаю, если мы с вами реально оценим эту ситуацию, то нужно подходить не с точки зрения того, что несколько лифтов не доделали, а это болезнь роста, которую нужно преодолеть в первый год.
Реально нужно относиться и оценивать, что работа была сделана достаточно большая. Не думаю, что там прокуратура запускает лифты, если даже и запускает, то, значит, это делается силами подрядчика. Нужно просто правильно расставлять акценты.
Знаю, как было много препятствий в первой половине года для того, чтобы компании не заходили по строительству лифтов. Я понимаю, это была выборная кампания, ходили агитировали людей, чтобы они вставали против. Слишком много политики в этом. Результаты, которые даются по капремонту и строительству лифтов, обязательно будут проанализированы в начале года, и всем сестрам по серьгам я раздам.

Криминализация лесной отрасли
Вы упомянули, что у нас почти в два раза упала криминальная заготовка древесины. Это подтвердил Валентик в интервью в декабре. Но вместе с тем отметил: несмотря на то что криминал упал примерно на 40%, Иркутская область по-прежнему остается лидером. И чтобы переломить ситуацию, нужны системные меры. Какие системные меры предполагает правительство Иркутской области и выстраивается ли у нас диалог с Минприроды на федеральном уровне?
— У нас самая большая лесосека и самая большая вырубка. И если исходить из объемов, сравнивать нашу территорию с каким-то небольшим субъектом Федерации, с точки зрения абсолютных цифр, можно и так сказать. Но учитывая, что мы за год в два раза уменьшили, думаю, это нужно признать: таких результатов не было никогда и надо об этом говорить как есть.
Какие меры мы принимаем? Речь идет о пилотном проекте по чипированию леса. В течение года много проработали таких разовых, но в то же время системных кампаний, как операция «Лесовоз». Много лесовозов задержали, не имевших соответствующей документации.
Я уже говорил: мы провели инвентаризацию всех компаний, которые получили расчетную лесосеку, и выяснили, что 300 из них не зарегистрированы в тех районах, где они ее получали. Мы заставили зарегистрировать. Они теперь все входят в статистику, все под контролем не только по статистическим и налоговым данным, но и с точки зрения других служб контроля. И вот это все вместе дало результат, что мы в два раза снизили.
Если говорить о том, что нам еще и дальше предстоит делать, сейчас серьезно изменилось федеральное нормативное законодательство по предоставлению приоритетных инвестиционных проектов. В течение всего года менялась схема согласования на федеральном уровне. Документация сейчас более жесткая.

Ликвидация отходов БЦБК
Много критики в адрес региона прозвучало в прошлом году в связи с решением проблемы рекультивации отходов БЦБК. Как вы видите в следующем году эту ситуацию?
— Вы знаете, что в конце прошлого года правительство РФ приняло решение о едином подрядчике — это Росгеология. Компания, на мой взгляд, подошла правильно, логично, у них есть возможности. Перед тем как перейти к действиям по очистке, специалисты провели достаточно серьезную работу в конце прошлого года по установлению системы контроля на Байкале за этими действиями. Система очень простая, они пробурили несколько десятков скважин прямо по берегу и в нескольких метрах от береговой линии для того, чтобы можно было в постоянном режиме следить за тем, как реагирует Байкал, что-то сходит туда в результате работы или нет. Система контроля профинансирована еще в рамках ФЦП по охране озера.
Второе, началась наработка вариантов утилизации этих отходов. Если вы помните, предыдущий проект, к сожалению, не дал результатов, класс опасности отходов не понизился и не привел к тому, чтобы мы определили, какой плотностью захоронят эти отходы и в каком месте — старом или новом. Никакой монолитности не получалось. Мы проверяли разные варианты.
Росгеология предложила еще несколько рецептур, я выезжал, смотрел, что можно получить в результате применения разных технологий. Одна рецептура подходит. Но прямо вам скажу: я настроен на вывоз, потому что это все-таки Байкал, и мы должны перестраховаться, чтобы даже пятого класса опасности отходов на берегу не было. Сейчас мы занимаемся вместе с ними проектом, его дорабатывают. Я думаю, что к теплому времени следующего года он не только будет доработан, но и согласован со всеми инспектирующими органами.

Вывоз мусора с Ольхона
Каковы перспективы вывоза мусора с Ольхона?
— Существующая сегодня территория нацпарка по большому счету не позволяет делать ничего. Ни обустраивать площадки для временного сбора этих отходов, ни организовывать производство, в том числе и сбор мусора. На мой взгляд, принято правильное решение, после того как в прошлом году мы говорили о той дороге по Ольхону. 39,5 километра. Когда во время прямой линии к Владимиру Путину обратился один из жителей и сказал, что нужна дорога. Когда мы стали смотреть, как выполнить поручение президента, оказалось, что на территории нацпарка вообще ничего нельзя делать.
Мы начали корректировать границы нацпарка для того, чтобы вывести из его территории линейные объекты: дороги, линии электропередач, которые необходимо обслуживать. Установить зоны хозяйственного ведения на территории населенных пунктов, потому что там жизнь должна быть, в том числе и сбор мусора. И внести коррективы, чтобы там были и рекреационные, и зоны хозяйственной деятельности. Сейчас мы этим занимаемся, срок поставлен до середины марта, к этому времени все документы на уровне федеральном должны быть утверждены.
Мы свою задачу вместе с нацпарком, все наработки, предложения и расчеты, сдали на месяц раньше установленного срока. После этого мы включаем в работу южного оператора, он готов сделать площадки временного хранения, установить там контейнеры, чтобы можно было вывозить мусор организованно. Попакетный вывоз мы сохранили, чтобы не ломать схему и не ухудшать ситуацию, в том числе и на Ольхоне.

Борьба с коррупцией
В конце года региональная комиссия по противодействию коррупции сделала ряд заявлений, сначала это был Усть-Илимск, а затем Ангарск. Мэр АГО прокомментировал и связал претензии к нему с политическими мотивами. Прокомментируйте ситуацию. Завершила ли комиссия работу в этом году и кто попал под подозрение?
— Мы получили эти полномочия в прошлом году. И мы обязаны проверять всех мэров, глав администраций первого уровня, депутатов, а их больше пяти тысяч. Работу продолжат, и не выборочно. Делается это просто — все те, кто должен, заполняют декларации, они идут в правоохранительные органы, и если все соответствует, то у нас никаких претензий нет, если есть разночтения, это поступает в нашу комиссию, и мы разбираем отдельные случаи. Что касается Ангарска, если бы это была политическая акция, я бы давно опубликовал, что выявляет комиссия по коррупции, но не делаю этого, чтобы у людей, которые этим занимаются, была возможность одуматься. Проверка проходит, ни один из представителей не сказал, что нарушений нет, когда Ангарск проверяли.

Китайские инвестиции в туризм на Байкале
Вы в свое время говорили, что ожидаются инвестиции китайские в развитие туризма на Байкале, речь шла о 12 миллиардах долларов. Реализовано ли что-то из этих планов?
— Действительно, было подписано соглашение между крупной китайской компанией, которая занимается туристическим бизнесом, и компанией, принадлежащей РУСАЛу, в объеме 11 миллиардов долларов инвестиций не только в Байкальск, речь шла о южной части Байкала, и Култук, и до Слюдянки. Оно включало и строительство аэропортов и так далее.
Я доволен, что многие желают инвестировать в Байкал, но хотел бы сотрудничать чрезвычайно осторожно, потому что иногда те условия, которые нам предлагают, думаю, они ни меня, ни вас не устраивают. Потому что взять и передать землю в собственность на берегу Байкала тем, кто хочет вложить деньги, и не иметь возможности потом как-то на это влиять, это неправильно. Условия, которые нам пока что предлагают инвесторы, не подходят. Но тем не менее развитие идет. Если мы там не уберем шламоотвалы и производственную площадку, там больше 100 объектов, то вряд ли туда кто-то поедет.
Пока этих инвестиций нет, но мы работу ведем, больше 100 миллионов рублей в этом году освоили на рекреационную зону, чтобы создать там инфраструктуру. Все, что было в плане по ней, закончили. Можно будет ожидать инвесторов, которые на наших условиях уже будут инвестировать.

Режим ЧС в Усолье
Город Усолье-Сибирское переходит в следующий год с режимом ЧС. Ситуация остается на контроле правительства. Что дальше, какое возможно развитие событий?
— Тот проект на 1,5 миллиарда рублей передан в Главгосэкспертизу три месяца назад (речь идет о проекте демеркуризации выведенного из эксплуатации цеха ртутного электролиза в «Усольехимпроме». — Прим. ред.). К сожалению, здесь смешиваются нормативы федеральные, потому что нам отвечают, что они делают свои заключения экспертные только в том случае, если это объекты капитального строительства. Есть разночтения в нормативах.
Наша задача — найти выход из этой ситуации, чтобы документация имела статус утвержденной. Средства есть, полтора миллиарда, мы с Минприроды федеральным договорились. Надеюсь, что это утрясем в ближайшее время.
Реновация хрущевок
В этом году на итоговом заседании Союза строителей области жаркая тема обсуждалась, связана она с 335-й серией — хрущевками. Руководители строительных компаний говорили о реновации. Мне бы хотелось знать ваше отношение. Возможна ли реновация в Иркутской области?
— Ну, во-первых, рад, что в этот раз годовое собрание сосредоточилось на этой перспективной проблеме. У нас в Иркутской области и с ветхим аварийным жильем сложная ситуация среди всех субъектов. Регион был одной из крупнейших строек всесоюзных, поэтому жилье было — «времянки». Мы сегодня столкнулись с задачей как можно больше людей переселить из ветхого аварийного жилья.
Задача по реновации тоже сугубо иркутская. В Москве реновацию затеяли с одной целью, чтобы освободить территорию от этих старых пятиэтажек, на их месте построить новые многоэтажные дома и больше современного жилья дать людям. У нас задача немного другая — у нас сейсмика. 335-я серия вызывает сомнения, может ли выдержать нашу 8-балльную сейсмику. Это нас подталкивает ставить задачу на федеральном уровне. Я уже обратился во все инстанции, начиная с Минстроя РФ. Пока конкретных ответов нет.
Эту задачу мы будем пробивать для того, чтобы 335-ю серию разными вариантами приводить к соответствию и сейсмике, и новым нормативам по теплопроводности. Несколько лет назад появились новые строительные нормы и правила, которые уже говорят, что в 335-й серии необходимо теплопроводность уменьшать, чтобы можно было задерживать тепло с большим количеством утеплителя. Проблему ставим, но она характерная только для нас, и без Федерации мы ее не решим, здесь нужны десятки миллионов рублей для того, чтобы это все исправить.
Завершилась встреча вопросом про Новый год. По словам губернатора, он ждет праздника, потому что сможет несколько дней отдохнуть. И считает, что каждый следующий год будет лучше.
Алина Вовчек, IRK.ru

-
Владимир Вышетравский
29 декабря 2018 в 09:03
Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарииА что же не спросили про сыночка,у которого долг в 60 «лимонов»,а теперь неприкосновенность.депутатская.Папа сыночка спасает от приставов.