Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Про травлю в школе: «Не всегда агрессор плохой, а жертва хорошая»

около 7 минут на чтение 26 комментариев
Елена Черентаева, руководитель отделения «Служба экстренной психологической помощи по телефону» города Иркутска
Елена Черентаева, руководитель отделения «Служба экстренной психологической помощи по телефону» города Иркутска

Что такое буллинг и как вести себя родителям, если их ребенок подвергается насилию в школе? Об этом поговорили в эфире радио с руководителем отделения «Служба экстренной психологической помощи по телефону» города Иркутска Еленой Черентаевой.

Служба экстренной психологической помощи города Иркутска является подструктурным подразделением министерства социального развития, опеки и попечительства региона. Мы принимаем звонки о жестоком обращении в семье, в школе и других учреждениях, собираем сигналы о нарушении прав ребенка. Работаем круглосуточно, бесплатно и анонимно.

Специалисты оказывают консультативную, экстренную и психологическую помощь человеку, который находится в стрессовой ситуации, и ему нужна поддержка здесь и сейчас. К сожалению, бывают ситуации, когда люди не могут рассказать о том, что с ними происходит, даже близким. Особенно это касается подростков.

По номеру телефона доверия звонят дети, подростки, их родители, учителя. За 2018 год мы получили 15 700 звонков. Половина из них — от детей, половина — от родителей и неравнодушных людей, которые видят насилие в семье или вне ее.

В большинстве случаев факты насилия не подтверждаются. Так, за предыдущий год поступило девять сигналов о жестоком обращении в среде сверстников. Два звонка от несовершеннолетних, три от родителей и четыре от иных граждан. В числе последних могут быть педагоги, соседи или близкие родственники.

Звонивший может остаться неизвестным, наша служба — анонимная. Но, когда специалист понимает, что речь идет о реальном насилии, он старается убедить человека назвать школу или место, где это происходит. Мы поясняем: «Если вы нам полностью доверитесь и оставите свой номер телефона, тогда мы поможем ребенку быстрее».

О признаках травли

Травля (буллинг) — спланированное, длительное психологическое или физическое насилие со стороны индивида или группы на человека, который не может себя защитить. Важно учителям, психологам, родителям уметь распознавать признаки травли и отличать буллинг от конфликта (краткого противостояния двух человек, в котором нет лидера и издевательств). Ведь именно от поведения взрослых при травле зависит, прекратится ли она или продолжится. 

По статистике, около 70% школьников со всей России выступали в роли жертвы или агрессора при буллинге.

Буллинг — это отношения в коллективе. В этой системе есть агрессор (буллер), жертва, наблюдатели и сочувствующие. В числе последних могут быть дети, которые испытывают чувство вины и страх. Они не хотят ябедничать, поэтому у них бывает сложно узнать номер школы, где происходит насилие. Мы стараемся донести до таких подростков, что они не ябедничают, а помогают тем, кто попал в беду.

Существуют явные признаки буллинга. Например, на перемене все дети идут компаниями в столовую, один ученик остается в классе. На физкультуре его не берут ни в одну команду. Принято считать: если ребенок ходит один, то он замкнутый, тихоня. Никто из учителей не обращает внимания на его состояние. А на самом деле возможно он стал жертвой травли.

Кибербуллинг — это вид травли, который осуществляется посредством СМС-сообщений, социальных сетей, размещения порочащего аудио- и видеоконтента, изображений и других материалов. Цель — загнать жертву в угол, очернить и тем самым нанести вред. Преследованию в интернете чаще всего подвергаются подростки и молодые люди до 18 лет.

Однажды в службу позвонили родители и сообщили о травле. В социальной сети неизвестные выставили фотографию их ребенка и написали о нем что-то нехорошее. Мы дистанционно, как психологи, сопровождали их до разрешения ситуации. Нам пришлось обратиться за помощью в смежные ведомства.

Жертвы, которые подвергались физическому насилию, иногда переходят в интернет-пространство и становятся кибербуллерами, начинают травить других подростков. Поэтому родители должны вовремя вмешаться и помочь ребенку преодолеть сложный период, чтобы он сам не стал агрессором.

О работе службы

Мы всегда действуем по ситуации, если нужно, то обращаемся в разные ведомства. Например, при кибербуллинге — в прокуратуру Иркутской области. А если узнали о травле в школе, тогда информируем ее руководство. После этого школьный психолог берет ситуацию под контроль. При необходимости передаем данные в областной отдел опеки и попечительства. Информируем уполномоченную по правам ребенка в Иркутской области Светлану Семёнову. Наши специалисты держат ситуацию под контролем и через некоторое время прозванивают ведомства, чтобы узнать, что им удалось сделать.

При скрытом буллинге в качестве агрессоров выступают девочки. Они устраивают бойкот, игнорируют жертву и манипулируют ею.

Недавно мы запустили программу, в рамках которой можем оказать помощь не только по телефону, но и прийти в школу. В зависимости от вида буллинга собираем команду людей, которые способны разрешить ту или иную ситуацию. Хорошо, если туда войдут не только работники школы, но и специалисты из других ведомств. Они беседуют с агрессором, с жертвой — мы стараемся помочь обеим сторонам.

Не всегда агрессор плохой, а жертва хорошая. Надо работать и с тем, и с другим. Если ребенок проявляет агрессию в отношении других учеников, значит, в его жизни происходит что-то плохое. В его семье слишком высокий уровень стресса и напряжения, где он сам жертва. Например, это может быть ребенок, в семье которого происходит физическое, психологическое насилие. Из-за того, что он не может противостоять негативу дома, накопившуюся агрессию он направляет на коллектив в школе.

Подростки, которые подверглись травле в школе, в пять раз чаще думают о суициде. Это очень страшная статистика. И взрослые должны понимать, как тяжело ребенку в этот момент.

Если насилие происходит в семье, то выявить его сложнее, чем насилие над ребенком в школе, так как жертва не имеет защиты и возможности поделиться этим с кем-то из родных. И если сам ребенок звонит на телефон доверия, значит, ему действительно плохо.

О поведении родителей

Иногда дети звонят в службу и говорят, что им не с кем поговорить дома о происходящем в школе. Родители много работают и заняты только своими проблемами, а потому не замечают, что происходит с их детьми. Я призываю взрослых уделять больше внимания детям, в течение дня интересоваться, где они находятся, чем занимаются. Если ребенок ходит в садик, то вечером подробно спрашивайте у него, с кем он играл и во что.

Родители ребенка-жертвы испытывают стыд, гнев, иногда бессилие. Из-за этого порой вместо сочувствия советуют дать сдачи или говорят: «Не будь тряпкой», «Ты сам виноват». Это неправильно. Важно понять, что ребенок не виноват. И если он оказался в такой ситуации, родитель обязан быть рядом с ним. Дети должны чувствовать психологическую защиту и заботу.

Если вы стали свидетелем конфликта или вам кажется, что ребенок подвергается насилию, позвоните по бесплатным номерам: 8 800 200-01-22, 8 800 350-40-50

Автор фото — Анастасия Влади

Над эфиром и текстом работали:
Анастасия Маркова
Евгений Завалишин

Текст не является расшифровкой эфира. Материал переработан автором.

URL: http://www.irk.ru/news/articles/20190226/bullying/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход