Пожарное депо и каланчу на улице Тимирязева построили в начале 20 века, в 1901 году. Часть в здании существовала до 1988 года, затем её закрыли. В 90-х годах решено было отреставрировать депо, успели даже переложить кирпичную кладку и укрепить башню. На этом деньги закончились. Возобновили работы только в 2012 году, и уже через два года здесь открылся музей Главного управления МЧС России по Иркутской области.
На входе в музей гостей заинтересовали натянутые от пола до потолка металлические тросы. Как объяснил Михаил Степанов, они проходят через всю башню, скрепляют монолитные железобетонные перекрытия и как бы придавливают каланчу к земле. При помощи этой технологии реставраторы сделали башню более устойчивой на случай землетрясения, ведь когда строили пожарную часть, требований к сейсмической безопасности не было.
— Когда работы были приостановлены, каланча долгое время стояла в лесах. Проходили исследовательские работы: ковыряли этот кирпичик, определяли, а будет ли он стоять, не раздавит ли его, и как эта каланча будет жить в современных условиях, — разъяснил специалист.
Любые реставрационные работы начинаются с изучения объекта, продолжил эксперт. Делаются очень подробные обмеры, ведутся историко-архивные изыскания, подбираются аналоги. У нашей каланчи имеется аналог в Санкт-Петербурге — пожарная часть между 21-й и 22-й линиями Васильевского острова, построенная в 1884 году, только депо в ней двухэтажное.
Начало работы реставраторов — это последовательность действий от изучения к проекту. Определяют, что можно восстановить, а что нет. Затем принимают решение, как поступить с памятником. В этом случае приняли решение не сохранять пожарное депо, а только каланчу. По словам Михаила, самым сложным этапом является сведение интересов воедино.
— Есть интересы сохранения объекта культурного наследия как такового, есть соответствие постройки нынешним требованиям, интересы пользователей или инвесторов. Свести все так, чтобы волки сыты и овцы целы, чтобы памятник сохранился и в нем можно было жить — это самое сложное, — рассуждает архитектор.
Кирпичная кладка каланчи — подлинная. Кирпичи, которые пришли в негодность, вынимали и ставили на их место такие же, выбранные из развалившегося депо. Ведь в начале прошлого века кирпичи были другого размера.
— Раньше кирпич делали так: была рамка, мужик набивал ее как следует глиной, потом сушил. Двух одинаковых кирпичей не было. В то время подрядчик привозил два воза кирпичей и их укладывали одним рядом, потому что второй ряд мог оказаться на полсантиметра выше, - поделился историей архитектор.
Пожарное депо подверглось наибольшим изменениям в 20-30-е годы 20 века, когда от конной тяги переходили на машинную. Тогда пришлось стесать проемы, поменять внутреннюю планировку. Депо приспособили к новым требованиям, и оно продолжало работать.
Для реставрации использовали современный кирпич, стараясь как можно ближе подойти к оригиналу. Специалист подходит к стенам здания и показывает, как отличаются уступы стен каланчи, стесанные руками рабочих, от уступов депо, спиленных «болгаркой».
— Реставраторы должны обращать на такое внимание, — замечает он. — Для реставратора все старое лучше нового.
Экскурсию продолжила директор музея Татьяна Мурач. Она рассказала об истории пожарной охраны Иркутска. В столице Восточной Сибири появилась третья в стране профессиональная пожарная команда. В 1814 её утвердил гражданский губернатор Николай Трескин. До этого повинность по тушению пожаров несли горожане.
Иркутск всеми силами оберегали от пожаров — в городе действовал даже запрет на курение в пожароопасный период. Нарушителям из народа грозил штраф, а на благородных особ жаловались генерал-губернатору. Но в 1879 город все-таки загорелся. Тогда выгорело 75 кварталов. После катастрофы брандмейстер Петр Мякинин настоял на строительстве третьей пожарной части — здания, о котором сейчас и идет речь.
В первом зале музея представлены фотографии, документы, артефакты, связанные с делом пожарных, 19-20 веков. Татьяна Мурач показывает самые крупные экспонаты зала и еще одну работу реставраторов — двуконный пожарный ход, оборудованный ручным насосом и рукавом с брандспойтом.
В помещении депо экспонируется оборудование пожарной части советского периода. Вся пожарная техника 20 века на ходу. В холле находится лестница, ведущая на вершину каланчи. Для нужд музея надстроили мансардный этаж внутри каланчи.
В музее нет хранителей, экскурсии здесь проводятся бесплатно — нужно только заранее записаться. Если вы хотите побывать в этом удивительном месте, звоните по телефону 8 964 357-44-48. Расписание работы музея смотрите на сайте.
Екатерина Сорокина, IRK.ru