В пятницу после обеда я приехала на лодочную станцию в микрорайоне Солнечном. Возле проходной меня уже ждала судебный пристав-исполнитель УФССП России по Иркутской области Ирина Сердюкова — симпатичная молодая женщина в форме. Погода отличная: ярко светит солнце и нет ветра. «Самое то для ловли нарушителей и должников», — говорит пристав.
Пока идем к иркутскому отделению госинспекции по маломерным судам (ГИМС), Ирина рассказывает, что существует соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов с другими структурами, например ГИБДД, ГИМС, иммиграционной службой: «С ними мы ходим в рейды, проверяем людей по базе данных ФССП на наличие кредитных долгов, алиментов или задолженностей по ЖКХ. Если долги есть, тут же арестовываем имущество».
На месте нас встречает старший государственный инспектор по маломерным судам Василий Шлаевский. Задача патрульной группы ГИМС — не допустить гибели людей на воде, а также осуществлять государственный надзор за маломерными судами, базами, стоянками и пляжами. Как поясняет Василий, 70 % людей гибнут, находясь в состоянии алкогольного опьянения, а дети — из-за халатности взрослых. «Днем патрулируем, ночью находимся в готовности», — добавляет он.
С собой инспектор берет алкотестер: если есть признаки опьянения, покраснение лица или невнятная речь, сотрудники ГИМС могут предложить пройти алкотест. Если судоводитель отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, его штрафуют по статье 11.9 часть 2 КоАП РФ. Если прибор показывает наличие алкоголя в крови, человека отстраняют от управления, например, катером, и в отношении него составляется дело об административном правонарушении. А судно помещают на арестплощадку.
Садимся в катер. С нами в рейд отправятся еще два сотрудника ГИМС. Пока они по рации сообщают о готовности, Ирина рассказывает, как надо вести себя с должниками:
— Расставаться со своей собственностью никто не хочет, поэтому реагируют на нас по-разному. Если человек агрессивный, не нужно его еще более провоцировать, необходимо спокойно разъяснить ему, что необходимо сделать, чтобы больше не оказываться в такой ситуации.
Отправляемся на пляж Якоби. Василий Шлаевский говорит, что это «рыбное место». В хорошую погоду летом катера стоят здесь в течение дня, и нередко владельцы выпивают и пренебрегают правилами безопасности. Однако сейчас на заливе только одно судно. Подходим к нему. На борту отдыхает пара. Мужчина, заметив катер МЧС, тут же достает документы, а женщина со скучающим видом продолжает есть арбуз. Инспектор передает водительское удостоверение судебному приставу, и Ирина проверяет мужчину на наличие задолженности по базе ФССП.
Едем на Ершовский залив, где, по словам инспектора, всегда много катеров даже в будние дни. Действительно, то и дело мимо нас проносятся моторные лодки или вальяжно проходят большие катера. Люди реагируют на нас по-разному: кто-то машет, мол, «у нас все в порядке», а кто-то достает телефон и начинает снимать видео, когда мы проходим рядом.
Ирина рассказывает, что при задержании некоторые должники и нарушители нервничают и выходят из себя:
— У должника нет пола, — говорит она. — Кредиты берут все: и мужчины и женщины. Бывает, и мужчины ведут себя очень эмоционально, такие истерики закатывают. Люди не понимают, что мы делаем свою работу и не от нас зависит исход их делопроизводства.
Неожиданно инспектор включает сирену и направляется к моторной лодке. Чуть ближе, и я понимаю, почему сотрудники решили проверить ее. Помимо владельца судна, в лодке еще два ребенка. Все в спасательных жилетах, как того требуют правила. А вот с документами, как выясняется, проблема — нет техосмотра.
Как пояснил инспектор, управление маломерными судами (катерами, лодками с мотором, гидроциклами) разрешается только при наличии техосмотра, который необходимо проходить раз в пять лет. В противном случае — штраф 5 тысяч рублей.
Мужчина, который решил прокатить детей на лодке, начал оправдываться: нет времени съездить, все время на работе. «Но выехать в будний день на залив, время нашлось», — подумала я. Очень скоро владелец моторной лодки понял, что оправдываться бесполезно, и поднялся к нам на катер.
После того как инспектор подготовил документы и мужчина их подписал, настала очередь проверить его по базе данных ФССП России. Ирина заполнила необходимые поля в приложении. Владелец моторной лодки чист. Ему отдали документы — может ехать дальше. Кстати, он с пониманием отнесся к моей работе и не просить убрать фотоаппарат, пожелал нам хорошего дня и вернулся к детям.
Впереди большой катер. Почему сотрудники ГИМС направляются к нему, я не знаю, но уже поняла: глаз у них «наметан», нарушителей чувствуют на расстоянии. Подходим. На борту отдыхает семья. Мужчина и женщина — в спасжилетах, а вот их маленький ребенок — нет. Нарушение.
Инспектор просит документы, чтобы выписать штраф за отсутствие жилета, но мужчину это не расстраивает. А когда он узнает, что рейд проходит при участии приставов, начинает нервничать. Ирина проверяет его по базе данных — и вот удача: за ним числится несколько незакрытых судебных делопроизводств на 100 тысяч рублей.
— Долгов нет, я все оплатил, у вас просто данные не обновились, — заявляет уверенно мужчина. — Можно мы поедем, у меня ребенок маленький, я позже занесу приставу бумажку, что все оплатил, — добавляет он.
Ирина звонит в свой отдел, очень быстро выясняет, кто из ее коллег работает с этим должником. Как она и предполагала, долг не закрыт. Пристав сообщает мужчине, что ей придется арестовать его имущество, это может быть даже сотовый телефон, который впоследствии он может выкупить. Должник не сдается и просит его отпустить, но бесполезно. Ирина уже заполняет документы.
— Либо вы сами предоставите имущество, либо я поднимусь к вам на борт и конфискую сама, — говорит она.
Мужчина сдается и приносит новенький ящик с инструментами. Ирина описывает имущество и передает его на хранение обратно должнику — таков порядок. Если потом должник по требованию судебного пристава не предоставит инструменты, то его привлекут к уголовной ответственности за порчу чужого имущества. Заполнение всех бумаг заняло чуть более получаса. Все это время жена с ребенком терпеливо ожидали мужчину на катере. Ирина возвращает документы должнику, и мы едем дальше.
— Всем, у кого большой долг, советуем обратиться в суд за рассрочкой, если действительно оказался в сложной ситуации и не можешь платить. Нужно подтвердить, что финансовое положение сложное. И у суда есть право предоставить рассрочку. Главное, что-то делать, а не бегать от нас, — поясняет Ирина.
Недалеко от нас гидроцикл, который идет к берегу, — решаем проверить и его. Мужчина и женщина не обращают на нас внимания, даже когда мы практически вплотную подходим к ним. Василий Шлаевский поднимается на корму и просит предъявить документы. Права действительны, а вот техосмотр просрочен. Владелец гидроцикла долго что-то объясняет инспектору и просит в этот раз его отпустить. Но работа есть работа, и Василий приступает к оформлению штрафа.
Инспектор фотографирует документы и гидроцикл. «На тот случай, если мужчина подаст апелляцию», — поясняет Василий. Как оказалось, даже при явных и подтвержденных нарушениях люди не бегут оплачивать штрафы и даже пытаются их оспорить (у нарушителей есть 10 дней на обжалование штрафа. — Прим. ред.), поэтому сотрудники ГИМС фиксируют все свои действия, чтобы потом в суде подтвердить правомерность выписанного штрафа.
Задолженностей у владельца гидроцикла нет, и мы отправляемся на базу. На сегодня наша с приставом работа окончена. Одиннадцать проверенных судов, три нарушителя и один должник за несколько часов патрулирования — по-моему, мы неплохо сработали.
Фото — IRK.ru
Анастасия Маркова, IRK.ru
"Пристав сообщает мужчине, что ей придется арестовать его имущество, это может быть даже сотовый телефон, который впоследствии он может выкупить. Должник не сдается и просит его отпустить, но бесполезно. Ирина уже заполняет документы. — Либо вы сами предоставите имущество, либо я поднимусь к вам…