О выборе профессии
Я не из Иркутска, мой родной город Бодайбо – город золотопромышленников, северный и холодный. В школе у меня был отличный учитель математики – Малышева Анна Васильевна, сейчас она живет в Иркутске. Учитель с большой буквы, привила мне любовь к предмету, за что я ей очень благодарна. Анна Васильевна до сих пор остается для меня примером.
Все, что было связано с вычислениями, для меня было в приоритете, поэтому пошла учиться на матфак. В 1993 году поступила в Иркутский педагогический институт, приехала и осталась здесь.
В 1998 году распределения уже не было, мы сами искали работу. Время сложное было, очень беспокойное, зарплаты задерживали. Может, тогда и стала в нашей стране профессия учителя непрестижной? Пыталась куда-то устраиваться, но судьба все равно привела в школу.
О первом уроке
У меня запись в трудовой книжке от 1 марта 1999 года. Работаю учителем 20 лет. Два года проработала в школе №15. Помню свой первый урок информатики, там еще такие машины были – «Корветы» (советский 8-разрядный учебный персональный компьютер – Прим. Авт.). Сразу пришла в 10 класс, а ученики младше меня на 5 лет… Взрослые люди, я перед ними. Первое время волновалась, а потом нашли общий язык. До сих пор помню каждого из этого первого выпуска! В школе №11 работаю с 2001 года, 12 лет — заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
О жажде знаний
Мое второе высшее образование «Менеджмент организации». По роду своей деятельности остро ощущаю пробел в юридических знаниях. Это стало поводом вновь задуматься об учебе.
Учитель информатики должен быть отличным математиком и владеть всеми современными информационными технологиями, моментально реагировать на инновационные изменения Это профессионалы, которые постоянно занимаются самообразованием. Потому что информационные технологии – постоянное развитие, совершенствование, обновление.
Мне бы хотелось модернизировать нашу школу, привнести инновационно-качественное изменение в педагогическую деятельность, перенять и внедрить современный опыт коллег из других городов, регионов. Без развития и экспериментов становится скучно.
О поколении без авторитетов
Дети, которые сейчас учатся, во всем отличаются от школьников 90-х и 2000-х годов. Их относят к цифровому поколению, быстрее получают информацию, знают, где ее найти. В этом они на порядок выше своих предшественников, общаются по-другому. Это свободное поколение, свободно выражающее свои мысли. Если раньше ты идешь по школе, делаешь замечание первокласснику, он тут же выпрямляется по стойке смирно, волнуется и переживает. Сейчас ребенок ответит на замечание, поговорит с тобой, приведет доводы, почему он считает, что поступает правильно. И у такого поколения невозможно стать авторитетом просто потому, что ты взрослый!
О конкуренции со смартфоном
Зачем конкурировать? Нужно направлять! Использовать всевозможные современные гаджеты с пользой и максимальной выгодой. У нас есть классы, в которых главным помощником в образовательном процессе являются планшеты. Поверьте, на таких уроках детям играть просто некогда.
О быстрых знаниях из интернета
Сейчас любую информацию можно загуглить, ее уже не надо искать в книгах и других источниках, и это проблема. Это поверхностные знания. Сама я, хоть и математик, многое помню из школьной программы по биологии, химии, просто у меня знания есть в голове. У современного поколения иначе. Есть телефон в кармане, который сиюминутно выдал ответ, а в голове ничего не осталось.
О пользе современных технологий
В рамках компьютерной графики мы проходим курсы по 3Д-моделированию. У нас ребята проектировали энергосберегающий дом в условиях вечной мерзлоты, и с этой работой завоевали диплом лауреата первой всероссийской ученической конференции «Эйдос. Человек творческий». Кто-то создает по биологии модель «Система опыления цветка вишни», кто-то печатает новые ветряные мельницы выгодные с экономической точки зрения. Этот проект получил высокую оценку на форуме «Образование Прибайкалья-2017».
У нас в школе есть информационно-технологические классы. Из них выходят и будущие архитекторы, и дизайнеры, и программисты, они поступают в технические вузы в Новосибирске, Томске, в Санкт - Петербурге.
О полезных привычках
Работа в школе, особенно в должности заместителя директора, приучила скрупулезно выверять свой день, все записывать. Я планирую свой день, потому что каждая минута на счету.
Работая с детьми, постоянно чему-то учишься, от них берешь много нового в общении, в знаниях. Подрастающее поколение влияет на нас «омолаживающе», и это здорово (смеется).
Об отдыхе от работы
Я люблю читать. Во время учебного года, к сожалению, остается меньше и меньше времени на художественную литературу. Люблю путешествовать, поэтому, когда лето, мы проводим отпуск с семьей в путешествиях по Байкалу и другим местам. Если выдаются выходные, тоже с мужем и детьми – старшему сыну 16 лет, младшему 4 года – едем куда-нибудь отдохнуть. Стараюсь сменить обстановку и побыть с семьей, потому что работе много времени отводится. В свободное время пытаешься максимум внимания уделить близким.
О будущем профессии
Сейчас все специальности меняются под воздействием информационных технологий. Есть умирающие профессии и профессии будущего. Но очень хочется верить, что работа учителя будет одной из востребованных! Ведь это же наши дети, будущее, все мы помним первого учителя и школу! Хотелось бы больше времени уделять работе с детьми, потому что много сил отнимает бумажная работа.
О главном
Учитель – это должно быть твое. Важно это понять. Многие из тех, кто выучился, приходят в школу и понимают, что это очень трудная работа. Дети предельно объективны, они честно говорят тебе в глаза, что удается, а что нет. Это может ранить, особенно молодых специалистов, ведь они только учатся. Другие, сталкиваясь с большим объемом работы, пугаются и уходят.
Но, несмотря на трудности, профессия учителя приносит много приятных моментов, которых нет ни в какой другой. Например, когда дети искренне, от души, всем классом бегут к тебе сообщить о чём-то или поделиться. Когда приходят в пятый класс ребятишки, такие маленькие, добрые! А в 10-м классе ты им уже по плечо, в 11-м — они совсем взрослые люди. Уходят в жизнь, выбирая свой путь, а все равно вспоминают. Это дорогого стоит.
У меня три года назад ребята выпустились. Для меня многие стали очень близкими. Приходят в школу, рассказывают, как у них дела. И родители замечательные, до сих пор поддерживаем отношения. В этом плане мне очень повезло.
Бывает, расстраиваешься, или что-то не получается, но когда дети с радостью к тебе бегут, ищут у тебя поддержки, рассказывают и делятся самым сокровенным, после этого понимаешь, что не зря работаешь, и правильно сделал свой выбор.
Редакция IRK.ru поздравляет всех учителей с профессиональным праздником!
Фотографии Анастасии Влади
Алина Вовчек, IRK.ru
Интересная статья получилась. Особенно мне запомнились ее слова «у современного поколения иначе. Есть телефон в кармане, который сиюминутно выдал ответ, а в голове ничего не осталось». В принципе - это есть главный вывод о настоящем поколении детей. В голове ничего…. не осталось. Есть конечно…