Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Варламов: «Листвянку надо обнести забором и признать зоной бедствия»

Журналист и автор ютуб-канала об урбанистике Илья Варламов посетил Иркутск в рамках федерального образовательного форума «Движение вверх». В интервью IRK.ru он объяснил, в чем главная проблема 130-го квартала, чего не хватает улице Урицкого, где в городе можно сделать «музей градостроительных ошибок», и почему происходящее в Листвянке сегодня – это преступление.

Илья Варламов побывал в Иркутске второй раз. Он уже приезжал в наш город в 2010 году. Блогер съездил в Листвянку, погулял по центральным улицам Иркутска и набережным, 130-му кварталу, сходил в почтовое отделение на Степана Разина.

«В Листвянке произошла чрезвычайная ситуация»

Когда два наших достояния в виде хороших людей и красивой природы встречаются вместе, получается ****** (слово заблокировано Роскомнадзором). И так часто бывает. Ничего не поделаешь. То, что сейчас происходит в Листвянке, – преступление. Это надо признать. Можно создать трибунал в Иркутске и красиво судить всех, кто к этому причастен.

Листвянку надо обнести забором и признать зоной бедствия. Вы не понимаете, там произошла чрезвычайная ситуация, это как радиация, как Чернобыль. Всех оттуда на автобусе вывезти, сделать зоной отчуждения. Вы уничтожаете прекраснейшее место на берегу Байкала, это одна из жемчужин России.

То, что сейчас называется Листвянкой, это какие-то шалманы, все засрано рекламой, разваливающаяся набережная, медведи в клетках. Слушайте, ну какого хрена? Какие-то ларьки повсюду, столы по 200 рублей, везде мусор валяется. В Байкал строительный мусор выкидывают, арматура из воды торчит. Что вы сделали?

Поэтому, еще раз, Листвянка признается зоной бедствия, обносится забором и в Иркутске собирается трибунал над преступниками, которые причастны к геноциду природы этого прекрасного места. Нужно устроить публичный суд прямо на центральной площади. Несчастных мишек, которых вы мучаете, понятно, что в дикую природу уже не выпустишь, но когда оттуда уйдут люди, там будет маленький национальный парк, где они смогут жить спокойно.

Корпоративные стандарты превыше всего

Как человеку, который занимается урбанистикой и архитектурой, мне интересны два кейса по Иркутску. Первый – это, конечно, ваша история с сохранением исторического наследия. Для России это уникальный опыт, потому что ни в одном другом городе нет положительных примеров массового сохранения исторического наследия так, чтобы оно еще и приносило доход, привлекало инвестиции. В этом вы — номер один в стране, и у вас есть важные знания, которые нужно нести в массы.

Второй кейс – это «Почта России», которые не хотят возвращать дверь (речь идет о замене входной группы в отделении почты на улице Степана Разина. – Прим. авт.), а я принципиально на этом настаиваю. Все эти госкорпорации являются вредителями. Их руководство считает, что корпоративные стандарты выше русской истории и культуры.

Старая входная группа. Фото Глеба Русина
Новая входная группа. Фото из блога Ильи Варламова

Старая входная группа. Фото Глеба Русина

Новая входная группа. Фото из блога Ильи Варламова

У иркутян, которые ходят в это почтовое отделение, бесполезно спрашивать: а не сделать ли им нормальный тамбур, не установить ли все, как было. Они не видят ценности, потому что это отделение не вчера разрушили, там было плохо и в 80-е, и в 90-е. Многие не понимают, что доступность для маломобильных граждан и эстетика не противоречат друг другу. Если мы приедем в Париж, Лондон или Амстердам, то увидим, что историческое наследие совершенно спокойно адаптировалось к маломобильным гражданам.

В Иркутске, как и в любом другом городе России, инвалид сегодня просто не может выйти на улицу. У вас нет ни одного нормального перекрестка, невозможно пользоваться общественным транспортом. «Почта России» – это самое последнее звено во всем, что творится в городе. Безусловно, проблема важная, и нужно требовать безбарьерную среду. Город должен быть безопасным и доступным, но нельзя забывать про эстетику, потому что среда воспитывает человека, формирует его вкус. Вход в почтовое отделение в историческом здании не должен напоминать вход в строительную бытовку. Это неуважение к Иркутску.

Как навести порядок в 130-м квартале?

130-й квартал – проект замечательный. Его ценность в том, что вы принципиально решили, что квартал будет историческим, и сохранили памятники, которых там восемь или девять. Но просто пока выглядит он хреново. Это такая Листвянка-лайт.

Главная проблема в том, что, пытаясь сохранить отдельные здания и их элементы, вы не сохраняете среду, а она здесь первостепенна. Сейчас в 130-м квартале среда как в Адлере. Но с этим можно работать, за несколько лет там реально навести порядок, и превратить район в уникальный исторический квартал.

Реклама в 130-м квартале. Фото IRK.ru
Реклама в 130-м квартале. Фото IRK.ru

Городским властям в таких объектах необходимо вводить жесточайшее регулирование. Должен быть строгий дизайн-код, требования со стороны архитектуры, защиты памятников, что недопустимо никакое вмешательство, и строгие ограничения как, что может выглядеть.

«Ни один дом в центре города не стоит мэру его кресла»

К сожалению, снос усадьбы в стиле модерн в Иркутске – это такая будничная история. И здесь, в первую очередь, вина иркутян, позволивших это сделать. Значит, людям настолько насрать на свой город, что они допустили снос одного из исторических зданий в центре.

Невозможно себе представить, чтобы кто-то сделал то же самое в центре Лондона. Там бы мэру тогда пришлось уйти в отставку. В Москве есть хороший кейс, там особняк купца Булошникова, который хотели реконструировать, надстроив шесть этажей – небольшая мансарда (смеется). Москвичи возмутились, была очень большая волна протеста, и все отступили. Никто не стал его сносить. Потому что ни один дом в центре любого города не стоит мэру его кресла, не стоит людям, принимающим сегодня решения, тех рисков и политического ущерба, который они получат, если столкнутся с неравнодушными жителями.

Дом купца Булошникова, Москва. Фото с сайта m24.ru
Дом купца Булошникова, Москва. Фото с сайта m24.ru

Чиновники исполняют общественный запрос. Если людей интересует историческое наследие, то власти будут сохранять его. И поэтому важны общественные организации и активисты, которые есть в городе. Они формируют правильный общественный запрос у горожан. Просто люди не всегда понимают, что и как делать.

Почему в городах уничтожают деревья?

Проблема геноцида зеленых насаждений есть везде, и корень ее, на самом деле, лежит в вопросе эксплуатации. Сегодня, при нынешнем законодательстве и городском устройстве, крайне сложно эксплуатировать зеленые насаждения в городе.

Начиная с того, что любой чиновник несет ответственность, если какая-то ветка прибьет вашу машину, поэтому им проще все это спилить, оставить один пень, и, заканчивая тем, что сложно нормально все это дело обслуживать. По-хорошему, конечно, должен быть садовник, служба, которая этим занимается, нужно закупать хороший материал, не те ветки, которые закупили у вас. И, естественно, возиться с этим никому неохота. К сожалению, это общая проблема.

Обрезка деревьев в Иркутске. Фото IRK.ru
Обрезка деревьев в Иркутске. Фото IRK.ru

Единственный город, который кардинально меняет ситуацию, – Москва. На всех улицах, где ведется реконструкция, возвращают деревья. Но у Москвы куча бабла. В его отсутствии реально сложно что-то делать. Мы можем взять, сравнить фотографии любого города в советский период и сегодня и увидеть, насколько тогда деревья были большими.

«Улица Урицкого не должна вымирать ночью»

Если рассматривать Урицкого как пешеходную улицу, то она неплохая. Новая плитка, кстати, нормальная, хотя ее много хейтят (хейтить – открыто показывать свою ненависть к чему либо. – Прим.Авт.). Вот фонари там совершенно омерзительные, надо поставить красивые.

Немного неправильно сформирован состав арендаторов, но со временем, если заниматься этой улицей, все придет в порядок. Ее надо делать более живой, Урицкого не должна вымирать ночью. В этом направлении еще можно поработать.

Обновленная улица Урицкого. Фото IRK.ru

Обновленная улица Урицкого. Фото IRK.ru

Ее главный плюс в том, что удалось на протяжении всей улицы сохранить целостную стилистику – историческую среду. По этой же причине Арбат – одна из самых ужасных улиц в Москве, ее уничтожили все эти ларьки, перестройка фасадов, ощущение там совершенно другое.

Градостроительные ошибки на Декабрьских Событий

На одной стороне Декабрьских Событий – красивая деревянная застройка, на другой стороне какой-то ****** (слово заблокировано Роскомнадзором)– многоэтажные стеклянные здания, институты, бизнес-центры. Это недалеко от «Дизайн бара», есть там такой участок улицы от перекрестка до перекрестка. И я предложил вашему главному архитектору сделать там «Музей градостроительных ошибок».

Вы берете одну часть улицы, где сохранилась целостная историческая ткань – деревянная сплошная застройка — приводите ее в порядок, реставрируете фасады, восстанавливаете дворики, делаете брусчатку и убираете парковку. В другой части улицы, наоборот, отменяете все правила: не штрафуете за парковку на тротуаре, разрешаете размещать любую рекламу, и там будет полнейший хаос. Можно приводить людей и показывать, что станет с городом, если его не любить.

Справа будет Иркутск, который любят, а слева Иркутск, которого выгнали на улицу, и он рос в подвалах и нюхал клей. Туда можно со всей России водить чиновников на экскурсии, это будет сильнейший пример, который почти готов, надо только сделать. У нас есть такой пример – два ледовых дворца, которые стоят рядом. Это потрясающе, да. Забыл об этом сказать, но это очень смешно. Можно на месте ГЭС еще один ледовый дворец построить в шаговой доступности.

Страшный пешеходный переход

Пешеходный переход к зданию правительства – это какое-то совершенно дикое место. Во-первых, страшно переходить, потому что там несутся машины, это просто небезопасно. Критерий простой, отправили бы своего ребенка одного через этот переход? Нет, потому что стремно, там ездят машины, они там перестраиваются, обгоняют друг друга.

Пешеходный переход к зданию правительства Иркутской области
Пешеходный переход к зданию правительства Иркутской области

Есть отличное высказывание, умный город – это не когда у вас супер сервисы и компьютеры высчитывают, где и что подсветить, и как должен ходить транспорт. Умный город – это когда вы ребенка можете одного в школу на велосипеде отправить. Нужно оценивать городскую среду именно с этих позиций.

Иркутску надо полюбить себя

Иркутск выбрал принципиально правильное направление. Но ему нужно полюбить себя таким, какой он есть, то есть, понять свою ценность, не стыдиться этого. Берем вашу историческую застройку, все ее слои – деревянную, каменную, советскую архитектуру, осколки конструктивизма, которые у вас тоже есть, это все ваша история. Нужно признать, что это ваша локальная идентичность, что этим можно и нужно гордиться, это нужно сохранять и восстанавливать. А дальше — начать с этим работать.

Если речь идет про исторические кварталы, нужно заниматься средой. Среда – это как оправа для драгоценного камня. Если мы возьмем дорогой бриллиант и вставим его в дешевую бижутерию с кучей цветных стразиков, то никто даже не поймет, что у вас есть бриллиант, он просто затеряется и обесценится. Поэтому хорошая оправа – это мега важно.

Конечно, есть и другие проблемы у города, – транспорт, пробки, но это уже общероссийская история. Надо создавать нормальные общественные пространства, привлекать специалистов.

И напоследок блиц-опрос для Ильи Варламова:

Плитка или асфальт на центральных улицах?
На тротуарах, конечно, плитка. Асфальт – это не покрытие для пешеходов.

Тротуарные ограждения: оранжевые или черные?
Никаких ограждений быть не должно. Но, если серьезно говорить, то я понимаю, несколько лет назад ГИБДД ввела обязательный ГОСТ, поэтому кое-где приходится ставить. Конечно, ограждения должны быть черными. Оранжевые я готов принять только после того, как ваш мэр или губернатор вокруг своего личного дома сделают оранжевый забор.

Возвращать ли улицам их первоначальные названия?
Я за возвращение исторических топонимов. Понятно, что не Киров, а Вятка. И никаких улиц Ленина, Карла Маркса повсюду быть не должно. Я не против улицы Ленина, если эту улицу построили в советское время и назвали так. Проблема советских топонимов в обезличивании, в стирании нашей истории, памяти, всего того, что связывало нас с местом. В советское время это нужно было для идеологической перековки населения, сегодня в этом нет никакой необходимости. Во всем мире тренд на выявление и усиление локальной идентичности. Поэтому я двумя руками за возвращение исторических топонимов.

Фальш-фасады на зданиях – хорошо или плохо?
Пусть затягивают фальш-фасадом, главное, чтобы не уничтожили. Если сегодня нет возможности нормально сделать, нет денег, людей, которые понимают, как восстановить, пусть лучше завешают здание, дождемся следующих поколений. Возможно, наши дети будут более ответственными и мудрыми, они сохранят это и вернут. Гораздо хуже, когда к какому-нибудь событию, будь то чемпионат или приезд Путина, вызывают десант гастарбайтеров с ведрами шпатлевки. Они без малейшего понимания, что такое реставрация, все, как саранча, уничтожают, и ничего не остается.

Алина Вовчек, IRK.ru

Алина Вовчек, IRK.ru

  • Максим Липский 6 ноября 2019 в 11:53

    В 2018-м году блогер Амиран Сардаров помог собрать деньги семье Антишиных из Владимирской области на дом. А чем прославил себя кудряшка сью?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля