Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Экономические правила губернаторского долголетия

В Иркутской области сменился губернатор, а через несколько дней обновится и часть правительства. Ситуация для нашего региона не уникальная. Проблема в другом: каждый новый глава региона приходит к власти со своей программой, которая отражает его взгляды и цели.

Мы уже видели и реиндустриализацию, и агломерацию, и историческую регенерацию и даже освоение целинных земель. Губернатору, который решит возглавить Иркутскую область всерьез и надолго, желательно учесть некоторые правила, сформированные нашей действительностью. Первое правило очевидно: крайне важна стабильность, преемственность и последовательность экономических целей развития региона. Второе правило важнейшее и определяющее: в области назрела административная реформа экономического блока правительства.

Во-первых, под эгиду министерства экономического развития должны перейти реорганизованные в агентства министерство имущественных отношений и министерство госзакупок. Это необходимо, чтобы включить в публичный экономический оборот областную госсобственность, находящуюся в казне (в том числе, и землю!) и предоставлять эту собственность инвесторам на принципах концессии или государственно-частного партнерства.

Повысить эффективность областных предприятий позволит приватизация стратегическими инвесторами их акций и долей с условием сохранения контрольного пакета социально значимых за государством. У предприятий малого и среднего бизнеса появится доступ к госзакупкам, а власти смогут, наконец, выйти на целевые 15% от общего объема закупок, которые госбюджет обязан делать у субъектов МСБ.

Реформированный экономический блок правительства получит дополнительную возможность оказывать имущественную поддержку бизнесу: предоставлять предприятиям здания и помещения в аренду или под выкуп.

Чтобы господдержка стала доступной всем и прозрачной, крайне важно перевести в статус государственных — с госзаданиями и целевыми показателями — существующие в области институты развития. Ресурсный центр по поддержке социально ориентированных НКО, равно как КРИО и фонды, также должны существовать под эгидой министерства экономразвития. Разгосударствление социальных услуг в сфере образования и здравоохранения поможет повысить их качество и довести объем до требуемых целевых 10%.

Во-вторых, необходимо перераспределить функции внешнего и внутреннего контуров управления экономикой. Министру экономразвития и председателю правительства следует сосредоточиться на решении оперативных экономических задач в самом регионе, а все контакты с федеральным центром, в том числе участие в национальных проектах и получение трансфертов, оставить за губернатором и профильным заместителем председателя правительства.

Еще несколько правил, выполнение которых, вне всякого сомнения, поможет в работе губернатору, можно условно назвать «бюджетными». Экономической опорой областных властей должны стать муниципалитеты, а завоевать их доверие и поддержку поможет предоставление финансовой самостоятельности, особенно через перераспределение доли в новых налоговых источниках доходов.

Сверхдоходы областного бюджета, которые правительство из года в год не успевает расходовать, разумно отсекать и направлять на финансирование институтов развития, областных инфраструктурных проектов, системообразующих отраслей региональной экономики.

Доступность бюджета для всех хозяйствующих субъектов должна быть равной. И тогда истории о недобросовестных подрядчиках, получивших контракты на поставку лифтов, освоение лесов или реконструкцию аэропорта, навсегда уйдут в прошлое. Как могут уйти в историю и знаменитые на всю страну лесные пожары в Приангарье. Есть способ решить и эту задачу, если выполнить отдельное правило: передать в подчинение министерству природных ресурсов и экологии преобразованное в агентство министерство лесного комплекса, а также областную пожарно-спасательную службу. Такая структура, по логике вещей, сможет заниматься не только ликвидацией последствий пожаров, но и решать задачи комплексно, чтобы экономика лесопользования в регионе стала производной по отношению к сохранению лесов.

И когда будут выполнены эти простые, продиктованные самой жизнью экономические правила, смена власти в Иркутской области перестанет быть такой частой и предсказуемой.

Фонд общественного контроля «В поле зрения», телефон: 8 902 515-51-76, e-mail: info@vpolezreniya.ru, сайт «В поле зрения».

По материалам фонда общественного контроля «В поле зрения»

По материалам фонда общественного контроля «В поле зрения»

  • andm 13 января 2020 в 20:54

    Популизм чистой воды. Хотел плюсануть коммент aftogen ura про то, как замазали фамилию героя-автора, но почему-то система не дает такую возможность, интересный сайт ирк.ру. По другим комментариям можно плюсовать и минусовать. Дизлайк сайту.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля