Вячеслав Варлашов родился 19 марта 1958 года в Иваново. В 1987 окончил Государственный институт театрального искусства имени Луначарского в Москве и по приглашению главного режиссера Иркутского театра музыкальной комедии Натальи Печерской приехал работать в Иркутск.
Особую популярность Вячеславу Варлашову принесли роли графа Резанова в постановке «Юнона» и «Авось» и Иуды в спектакле «Иисус Христос – суперзвезда». За годы работы в театре исполнил более 40 главных ролей: Генри Хиггинс («Моя прекрасная леди»), Генрих Айзенштейн («Летучая мышь»), Сол Бозо («Дорогая Памела»), Граф Данило («Веселая вдова»), Лейзер Вольф («Скрипач на крыше»), Мурзук («Жирофле-Жирофля»), Шельменко («Шельменко-денщик»), Эдвин («Сильва») и многие другие.
– Вячеслав Варлашов – певец неукротимого темперамента, обладает красивым голосом, кумир молодежной публики. Вячеслав получает огромное наслаждение, колдуя на кухне над приготовлением изысканных блюд, – говорится об артисте на сайте театра.
Помимо своей творческой деятельности был руководителем курса артистов музыкального театра в Иркутском театральном училище. Его выпускники и сейчас работают в Иркутском музыкальном театре.
В 2002 году указом президента РФ Вячеславу Варлашову присвоено звание «Заслуженный артист России». Являлся солистом Иркутского музыкального театра. Скоропостижно скончался 9 февраля 2020 года.
Иркутяне, лично знавшие артиста, и те, кому запомнились яркие образы, созданные им на сцене, поделились воспоминаниями о Вячеславе Варлашове.
Анастасия Ерофеевская, работник образования:
– Генрих Айзенштейн, Генри Хиггинс, Николай Резанов… Эти роли кинолентой проносятся в памяти при упоминании имени заслуженного артиста РФ Вячеслава Варлашова, актера с такой сильной энергетикой, что зал буквально замирал, когда он появлялся на сцене, и с упоением слушал его реплики.
Стоит только вспомнить диалог Генриха Айзенштейна с Розалиндой, где герой пытается обмануть свою жену, придумав собаку по кличке Эмма, – и снова убеждаешься: вот он, настоящий Генрих Айзенштейн, такой, каким и должен быть. И кажется, что лучшей игры и не увидишь. Да и не нужно уже другого Генри Хиггинса, пытающегося сделать из несносной девчонки леди.
О Николае Резанове, полюбившемся иркутской публике, и говорить не приходится: такой сильный и красивый голос, мощная игра (которую и игрой-то называть не хочется) не единожды приводили в восторг зрителей. Иной раз настолько поверишь актеру, который отдает сцене всего себя, что вздрагиваешь, когда он обессиленно падает после арии в середине первого акта рок-оперы «Юнона и Авось».
Можно перечислять бесконечно долго, но главное то, что к любой доставшейся роли Вячеслав Варлашов относился очень серьезно и никогда не останавливался на достигнутом. Талантливейший, всегда оптимистично настроенный, наделенный определенным магнетизмом, он заряжал всех вокруг своей энергетикой настолько, что теперь, когда все простились с этим замечательным человеком, до сих пор не хочется верить. Увидев игру такого актера один раз, запомнишь ее надолго. Главное – как можно дольше помнить и не забывать, ведь такие люди должны остаться в истории театра, Иркутской области и культуры.
Арина Чекулаева, педагог актерского мастерства и сценической речи:
– Как много теплых воспоминаний, интересных моментов и историй, связанных с нашим любимым мастером Вячеславом Владимировичем Варлашовым. ВВВ! Даже когда просто говоришь его имя, то становится как-то горячо на сердце.
Мы были одной семьей, и на протяжении всех четырех лет он был для нас ПАПОЙ. И им остался навсегда. Мы его очень любили! Обожали его смех, юмор, как мог дурачиться вместе с нами. При этом Вячеслав Владимирович был в меру строг и серьезен. В эти моменты мы собирались всеми силами, чтобы выдать нужный результат и услышать одобрение мастера.
Он был нашим другом, который учил быть не только актерами, но и людьми. В каждого из нас вложил часть себя, многим в становлении нас как личностей мы обязаны ему. И мы благодарны ему за то, что давал шансы и за то, что был с нами максимально честным. Трудно представить как много он для нас значит.
Жаль, что после выпуска было так мало встреч. И повезло тем из нас, кому удалось поработать с ним на одной сцене.
Он – пример профессионализма, актерской отдачи и настоящей жизни на сцене. Мы бережно будем хранить память о нем у себя в сердцах. И будем передавать то, что получили своим зрителям и ученикам.
Светлана Павлова, главный редактор:
– Впервые Вячеслава Варлашова я увидела на сцене в роли Иуды в постановке «Иисус Христос – суперзвезда». Уже на поклоне актеров поймала себя на мысли: зрители встретили громом аплодисментов ИУДУ. Из зала понесли ему цветы. Невозможно было сопротивляться харизме, энергетике и таланту актера, игравшему отрицательного персонажа. Следующий спектакль, где я видела актера – «Юнона и Авось» в роли графа Резанова. Сложно было поверить, что это один и тот же человек.
Вячеслав Ширяев, ведущий мероприятий:
– Мы познакомились со Славой, наверное, даже больше 10 лет назад. Пересекались с ним на мероприятиях, то одно вместе проведем, то другое. Самым запоминающимся стал конкурс красоты «Мисс Иркутск», где я был в образе Шляпника, а он в образе Королевы. Тогда как раз вышел фильм «Алиса в стране чудес», поэтому тема была популярная. У нас проходило много репетиций, грим использовали сложнейший. Славе как-то проще было с этим делом, все-таки театральный человек, а меня красили, наверное, часа полтора или больше.
С ним всегда легко было, всегда просто, смешно и весело. Потому что он сам по себе такой человек был. Особенно когда Слава чуть-чуть в весе прибавил, то стал еще больше добряком. Самые светлые воспоминания о нем остались. Я часто приглашал его на «Утренний коктейль». Он прекрасно готовил, любил это дело, мог часами об этом рассказывать и что-то готовить. На этой почве мы тоже сошлись хорошо.
Я приходил к нему на пару спектаклей, хотя не такой уж театрал, но с удовольствием их смотрел. Бывало, что мы просто созванивались и болтали. Честно скажу, для меня произошедшее – очень сильный удар.
Анна Оганесян, журналист, копирайтер:
– Не стало актёра, голос которого я очень любила. Вячеслав Варлашов. Мы познакомились много лет назад, готовясь к съемкам рекламного проекта к Новому году. Он всегда очень здорово шутил. Позже, уже в «Дорогом» (журнал «Дорогое удовольствие. Иркутск» – Прим.ред.), я пригласила Вячеслава Владимировича в проект-капустник для мартовского номера: иркутские артисты рассказывали о том, как исполняли женские роли. Сегодня я вспомнила, как весело мы его снимали, как герои мои мило дурачились и смешили меня и фотографа.
С тяжелым сердцем и светлой грустью делюсь с вами фрагментом из интервью с Вячеславом Варлашовым: «Мне не раз приходилось исполнять женские роли. Первой была роль Атаманши в спектакле „Бременские музыканты“. У меня был яркий грим и пышная грудь – с этим элементом почему-то всегда ассоциируется Атаманша как персонаж. Я танцевал и пел: „Говорят мы бяки-буки…“. Второй была роль служанки царицы в спектакле „Тысяча и одна ночь“. Это была удивительная героиня, произносившая со сцены: „Все мужчины одинаковы. Это я вам заявляю точно – как шестидесятилетняя девственница!“. Надо сказать, что лучшим другом этой служанки был евнух… Ну, и третья работа – Королева Червей в постановке по мотивам „Алисы в Стране чудес“, где, кстати, роль Шляпника исполнял Слава Ширяев (постановка для конкурса „Мисс Иркутск 2010“ – Прим. ред.). Я сам нашел для себя внешний имидж, мне было очень интересно это перевоплощение! Но однозначно могу сказать одно: женщина для мужчины загадка, всегда ею была и всегда ею будет. Я восхищаюсь женщинами, я считаю их главными проводниками через все преграды, которые встречает на своем пути мужчина. Изображать женщину – с ее пластикой, мимикой, характером – мужчине-артисту невероятно сложно, а иногда и вовсе бесполезно».
Алёна Корк, журналист:
– Умер актер Вячеслав Варлашов, как жаль. Совместную постановку Иркутского музыкального и «Театра пилигримов» – «Юнона» и «Авось» – я в юности посмотрела 17 раз. Это было потрясение. Вообще, все, что делали тогда пилигримы, первые рок-оперы, были потрясением. «Песни под водой», «Антигона», «Масть», потом «Юнона». Я любила Резанова и в исполнении Николая Мальцева, и Вячеслава Варлашова. У каждого был свой граф Резанов. Так и Кончита в исполнении Эльмиры Ахметзариповой отличалась от Кончиты Елены Бондаренко.
Алина Вовчек, IRK.ru
Фото из личного архива Арины Чекулаевой, Вячеслава Ширяева и из архива Иркутского музыкального театра имени Загурского
Алина Вовчек, IRK.ru