Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Строить социальные объекты на Байкале станет проще, но споры не прекратятся»

С 1 июня 2020 года вводятся новые нормы, касающиеся строительства и реконструкции школ, больниц и других социальных объектов в пределах Байкальской природной территории, перечень которых позже установит Правительство РФ. Теперь государственная экологическая экспертиза для этого требоваться не будет.

Эта норма не касается Центральной экологической зоны и особо охраняемых природных территорий (в том числе нацпарков): для них сохраняются прежние требования. Новые нормы вводятся Федеральным законом №440-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального Закона „Об экологической экспертизе“ и статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации», принятым 16 декабря 2019 года.

О том, что можно ожидать в связи с изменением законодательства, рассказала управляющий партнер, руководитель практики судебных процессов и экспертиз Межрегиональной экспертной службы Legal-FS Юлия Саенко.

Государственная экологическая экспертиза в последние пять лет стала настоящим проклятием для огромной территории вокруг Байкала, в том числе для населенных пунктов, находящихся на удалении 100 и более км от озера. Почему это произошло?

— Законом о Байкале было установлено экологическое зонирование Байкалькой природной территории, которая включает: центральную, буферную зоны и зону атмосферного влияния. И в этом же документе был установлен принцип обязательности государственной экологической экспертизы. Но он начал действовать не сразу, потому что не было соответствующего правового механизма. Он появился только в 2014 году, когда вступил в силу закон от 28.06.2014 № 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

И с этого момента любое строительство – даже детского садика, расположенного в каком-нибудь селе за сотню километров от Байкала, в Иркутске, Шелехове, Усолье, Улан-Удэ, могло проводиться только после положительного заключения государственной экологической экспертизы. Еще можно понять, когда вопрос касается центральной экологической зоны. Но под одну гребенку с ней пошли и вся буферная экологическая зона – это огромная территория за пределами ЦЭЗ, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал, вплоть до Кяхты, Петровск-Забайкальского и далее. И зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал шириной до 200 километров на запад и северо-запад от озера, а это и Казачинско-Ленский, и Качугский, и Шелеховский, Усольский, часть Черемховского района, весь Усть-Ордынский Бурятский округ и другие.

Проведение государственной экологической экспертизы вело к удорожанию стоимости проектной документации объектов и к оттягиванию сроков строительства. Теперь мы ждем, что Правительство РФ в ближайшее время предоставит конкретный список объектов, для строительства и реконструкции которых не требуется государственная экологическая экспертиза.

В Иркутской области проблему ставили, в основном, муниципалитеты и строительные компании. В Республике Бурятия о ней активно говорили и на уровне регионального правительства.

— Да, действительно, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов самым активным образом защищал интересы населения. Он на федеральном уровне рассказал о проблемах, которые возникают в связи с государственной экологической экспертизой: у муниципалитетов каждая копейка на счету, поэтому им важны и стоимость проектов, и сроки – тема касается строительства школ, спортивных объектов, учреждений здравоохранения, то есть тех вопросов, которые являются для населения жизненно важными.

Новый закон устанавливает какие-то ограничения на перечень объектов, которые можно будет строить «без экологического спроса», или же всё – на усмотрение Правительства РФ?

— Разрешать абсолютно все, конечно, нельзя – в законе есть ограничения. В перечень не попадут объекты, относящиеся к первой и второй категории опасности (оказывающие значительное или умеренное негативное воздействие на окружающую среду). Кроме того, мы должны понимать, что закон не касается населенных пунктов, находящихся в центральной экологической зоне БПТ, а это все поселения на берегах Байкала, включая город Байкальск.

Насколько хорош новый закон: он решает проблемы, не рождая новые?

— Действительно, без коллизий не обошлось, к сожалению. Дело в том, что изменения коснутся закона «Об экологической экспертизе» и Градостроительного кодекса РФ, но главная норма, содержащаяся в законе «Об охране озера Байкал», согласно которой запрещено строительство любых объектов на территории БПТ без проведения государственной экологической экспертизы, осталась в неизменном виде.

Оба закона – федеральные, конфликт между ними не может быть урегулирован на уровне Правительства и его перечней. Теперь правоприменителям придется выбирать, какой закон «федеральнее» другого. Так что с 1 июня нас ожидает новая правовая задача. А мы знаем, что это такое, на других примерах.

На каких примерах? Можно ли строить жителям прибрежных деревень строить на своих участках дома и бани?

— Я проводила анализ судебной практики за последние четыре года, касающейся строительства на Байкальской природной территории, и мне попадались абсолютно противоположные решения судов по аналогичным спорам.

Закон «Об охране озера Байкал» запрещает строить без экспертизы любые хозяйственные объекты. Он не поясняет их перечень – любые! Поэтому в судебной практике мы встречаем случаи, когда у человека требуют положительное заключение государственной экологической экспертизы на такой объект, например, как баня. При этом как можно получить заключение на проектную документацию, если сама проектная документация на этот объект в принципе не требуется? Это вопрос, на который найти однозначный ответ в нашем законодательстве так и не удалось. В каких-то случаях суды становились на сторону гражданина – если вопрос касается объектов, не относящихся к капитальному строительства.

Теперь рассмотрим ситуацию с жилыми домами. В каких-то случаях судьи применяют исключения, прописанные в статье 49 Градостроительного кодекса. Она содержит перечень объектов, в отношении которых не нужна государственная экологическая экспертиза. К ним, в том числе, относятся объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома и иные объекты – в зависимости от этажности, технических характеристик. Но в большинстве случаев считается, что на Байкальскую природную территорию ст. 49 Градостроительного кодекса не распространяется.

Правовые коллизии возникают там, где в законах, регулирующих одни и те же вопросы, используются различные формулировки. Эта проблема нетождественности формулировок особенно ярко высвечивается во всех вопросах, касающихся БПТ. Если смотреть судебную практику, то видно, что мы находимся в авангарде проблем по земельно-имущественным спорам. У нас и пересечения земель лесного фонда с землями иных категорий, и огромный массив ограничений и запретов, связанных с режимом особо охраняемых природных территорий, которые накладываются, в том числе, на населенные пункт. И все это мы сумели завернуть в границы Байкальской природной территории, наложив на это еще огромную массу ограничений. При этом есть четкая задача государства по развитию населенных пунктов, которую невозможно решить в ситуации этого «идеального правового шторма».
Так что новый закон в какой-то мере облегчит ситуацию, но до ее исправления пока еще далеко.

IRK.ru

IRK.ru

  • Николай Лососев 18 августа 2020 в 00:15

    достали уже эти строители хреновы, разрастаются как опухоль

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля