Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Эксперты о начале декриминализации Иркутской области

18 июня врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев заявил о зачистке региона от коррупции. Было сообщено о том, что СК инициирует арест одного из заместителей руководителя областного минстроя по подозрению в коррупционных действиях. Какое наследство досталось региону от экс-губернатора Левченко и его команды, и почему Иркутская область нуждается в декриминализации власти, – IRK.ru спросил у экспертов.

Политический обозреватель Галина Солонина отмечает, что важнейшая задача власти в Иркутской области – это декриминализация самой власти, выявление и разрыв коррупционных цепочек, выстроенных окружением экс-губернатора Левченко.

— Наивно полагать, что это вопрос, требующий одной лишь «политической воли»: здесь нужна аналитическая деятельность, знание оперативной ситуации, понимание, кто является бенефициаром того или иного бизнеса, проекта. Нужно прикрытие сверху, консолидация по горизонтали – с правоохранительной системой (опять же, действуя осторожно и с пониманием, что в правоохранительных органах тоже имеется свое слабое звено) и широкое содействие со стороны граждан.

Сейчас в обществе сохраняется запрос на последовательность в антикоррупционной деятельности власти. То, что четыре с половиной года область управлялась семейным кланом Левченко и их ближайшими соратниками – секрет Полишинеля. Вопросы кадрового назначения в правительство Иркутской области, вопросы информационного сопровождения, формирования госконтрактов, управления собственностью Иркутской области и другие зачастую решались кулуарно лицами, не наделенными для этого никакими полномочиями, чьим единственным ресурсом было родство с губернатором.

Галина Солонина, политобозреватель
Галина Солонина, политобозреватель

Все коррупционные скандалы, происходившие в эти годы, уходили прямиком к этому клану. Это и история с заменой лифтов, обошедшаяся Фонду капремонта Иркутской области в миллиард рублей, половину из которого получила компания «Звезда», непосредственно связанная с бизнесом семьи Левченко. Это и коррупционные скандалы в Дорожной службе Иркутской области, когда за копейки продавалось в частные руки имущество филиалов, а новое оборудование предприятие покупало по ценам, выше рыночных.

Отдельная история – коррупция и злоупотребления в лесной сфере. Там были выстроены криминальные цепочки, в результате которых под пилу шли огромные массивы охраняемых лесов – на территориях заказников, в водоохранной зоне. Лесные ресурсы перераспределялись в пользу бизнесменов, финансировавших политические кампании КПРФ и, надо полагать, вносивших вклад в личное благосостояние властного клана.

Большой резонанс имели попытки незаконной передачи Иркутского аэропорта под управление частной структуры «Новапорт»: Федеральная антимонопольная служба неоднократно направляла соответствующие предостережения в адрес правительства Иркутской области и экс-губернатора Левченко. Известны многочисленные случаи, когда за счет областных средств (через фонды поддержки бизнеса, Корпорацию развития Иркутской области) решались проблемы дружественных или родственных бизнесов.

Отдельная глава – распределение контрактов на работы в зоне паводка в 2019 году. Пользуясь тем, что в условиях ликвидации ЧС можно не проводить аукционы на заключение госконтрактов, правительство Иркутской области обошлось кругом близких к нему предпринимателей. Многие виды работ в этой связи были выполнены некачественно (обследование жилого фонда и другие) или вообще не были выполнены.

По этим и многим другим историям правоохранительные органы, Законодательное собрание, Контрольно-счетная палата Иркутской области сказали «А» – уголовные дела возбуждены, проведены проверки. Но теперь требуется, во-первых, сказать «Б» – довести дела до судов, причем так, чтобы они не развалились в интересах заинтересованных чиновников. И, во-вторых, требуется создать такую систему региональной власти, которая исключала бы повторение этих историй.

Задача не терпит отлагательства, ведь коррупция, как кислота, быстро разъедает власть и делает ее неустойчивой, нефункциональной. Для Игоря Кобзева создание системы управления регионом, исключающей или, хотя бы, минимизирующей коррупционный фактор, – дело номер один. И у него есть определенная фора, поскольку он избавлен от личной заинтересованности в продвижении того или иного бизнеса, присутствующего на территории Иркутской области, — отмечает политобозреватель.

Политолог, публицист Сергей Шмидт отмечает, что любые коррупционные дела, которые сейчас возникнут, неизбежно будут приводить к вопросу: является тот или иной факт наследием предшественника – правительства Сергея Левченко, или это нечто, что появилось уже при врио.

— Скажем откровенно, в России, когда речь идет о коррупции, криминальная составляющая тесно переплетена с политической. Поэтому каждое коррупционное дело рассматривается с двух сторон. Иркутская область здесь не исключение.

Хочу подчеркнуть, что наличие одного не предполагает отсутствие другого. Приведу пример. В деле министра Шеверды допускаю, что есть реальная коррупционная составляющая, но надо понимать, что там есть и политическая составляющая, связанная с политической борьбой во времена губернаторства Левченко.

На протяжении всех четырех лет меня не покидало ощущение, что сам Сергей Георгиевич старается делать поменьше дел, опасаясь коррупционных преследований в будущем. По сути, каждая из приписываемых ему заслуг к нему прямого отношения не имеет. Я имею ввиду наполнение бюджета налогами или строительство социальных объектов, за большинством из которых стоят инициативы депутатов ЗС или местного самоуправления.

Сергей Шмидт, политолог
Сергей Шмидт, политолог

Ответить на вопрос, что конкретно сделано по инициативе Левченко непросто. Я придерживаюсь мнения, что его сгубило окружение, в котором хватало корыстолюбивых людей. По-человечески Сергей Георгиевич, скорее всего, лично не несет ответственности за коррупционные деяния, но формальная ответственность существует, потому что он руководил этими чиновниками, поэтому на него это тоже накладывает тень.

Сергей Георгиевич уходил в отставку будучи обремененным изрядным количеством коррупционных скандалов. Но часть из них остались абсолютно медийными. Это касается и строительства, и Дорожной службы Иркутской области. О них нам рассказали по РЕН ТВ, но реально это не привело ни к каким последствиям для обеих сторон. Иски Левченко к СМИ проиграны.

Кроме дел в отношении Шеверды и компании «Звезда» никаких реальных дел мы не имеем. поэтому общественность нуждается в некоторой ясности. Нам всем хочется понять, что реально коррупционного было при Сергее Левченко, а что возникло только как медийно-политический сюжет. Конечно, для врио Кобзева принципиально важно расставить все точки в этих сюжетах, — прокомментировал политолог.

Председатель общественной организации по противодействию коррупции в Иркутской области, депутат думы Ангарска Александр Куранов заявил, что уровень коррупции определяется прежде всего кадровыми решениями:

— Коррупцию создают люди, поэтому если хотите оказывать эффективное противодействие коррупции в органах власти начинать нужно с кадровых вопросов, — уверен ангарский парламентарий.

Комментируя сообщения об аресте одного из заместителей министра строительства Иркутской области Александр Куранов отметил, что «обилие коррупционных скандалов в „сером доме“ говорит о сложившемся за годы губернатора Левченко высоком уровне коррупции в областных коридорах власти»: «Левченко заявлял в 2015 году, что идёт бороться с нечистыми на руку чиновниками, но вместо этого чаще покрывал их, чем оказывал противодействие. Об этом говорят расследование по „Звезде“, арест министра лесного комплекса, уголовные дела дорожной службы Иркутской области, серия других кадровых назначений Левченко – примеров приводить можно много».

Александр Куранов, общественник
Александр Куранов, общественник

Александр Куранов напомнил, что расследование по «Звезде» началось с его депутатского округа в городе Ангарске.

«На моём избирательном округе большое количество девятиэтажных домов, в которых началась замена лифтового оборудования. Начали обращаться жители. Стал разбираться и выяснил, что этим ремонтом занимается фирма, которая абсолютно не имеет опыта, технических и кадровых возможностей для этого. Ну и то, что она аффилирована с семьей губернатора. Весь скандал вскрылся, по сути, случайно. А сколько таких „звезд“ могло остаться незамеченными в администрации области?» – обращает внимание Александр Куранов.

Ангарский депутат отмечает, что любое кадровое назначение при Сергее Левченко было неслучайно. Оно рассматривалось с точки зрения извлечения прибыли. «Если он приложил руку к какому-то назначению, значит, он планировал получать с этого человека какие-то дивиденды», – уверен он.

— На мой взгляд, начинать чистку нужно было сразу, как только Игорь Кобзев пришел к руководству Иркутской области. Но лучше поздно, чем никогда. Главное, чтобы это была системная работа по очищению органов власти от чиновников-коррупционеров, а не временные меры, — убежден Александр Куранов.

ООО «Звезда»

В 2019 году жители одного из домов в Ангарске пожаловались на некачественно установленный лифт после замены оборудования. Выяснилось, что работы проводились в 2018 году в большинстве городов региона. Начались массовые проверки. Одним из подрядчиков оказалась малоизвестная компания «Звезда», с которой Фонд капремонта заключил контракты на полмиллиарда рублей. ФКР, в свою очередь, не контролировал ход работ. Позже выяснилось, что к компании имеет отношение семья Сергея Левченко. По документам, «Звезда» является аффилированной организацией компании «УМ Стальконструкция», учредители которой сам Сергей Левченко и его сын Андрей.

Андрей Левченко, сын Сергея Левченко
Андрей Левченко, сын Сергея Левченко

По итогам проверок прокуратуры выяснилось, что «Звезда» предоставила в министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок заведомо подложные документы для участия в торгах по поиску подрядчика по замене лифтов. Также в результате незаконно заключенных соглашений компания неправомерно добилась победы в аукционах и получила доход 558 миллионов рублей. В Иркутске и Ангарске по замене лифтового оборудования стоимость работ завышена на 14 миллионов рублей.

В ноябре 2019 года директора «Звезда» Олега Хамуляка арестовали по подозрению в мошенничестве. Он, действуя в составе организованной группы, необоснованно завысил стоимость лифтового оборудования и объемы строительно-монтажных работ и работ по замене лифтового оборудования. Таким образом у ФКР было похищено более 185 миллионов рублей.

Кировский районный суд в январе 2020 года исключил ООО «Звезда» из реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право выполнять работы по капитальному ремонту лифтов в многоквартирных домах. 16 декабря Арбитражный суд Иркутской области признал недействительными торги на ремонт лифтов в Усть-Илимске и договор, заключенный по итогам аукциона. Расследование уголовных дел продолжается.

Уголовные дела минлеса

В сентябре 2018 года арестовали министра лесного комплекса Иркутской области Сергея Шеверду. Следственное управление СКР по Иркутской области возбудило в отношении него уголовное дело по пункту «в» части 3 статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий». Его обвинили в незаконных сплошных санитарных рубках в государственном природном заказнике «Туколонь» в Казачинско-Ленском районе на основании материалов Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Ранее был арестован его заместитель Алексей Туги.

Сергей Шеверда, экс-министр лесного комплекса
Сергей Шеверда, экс-министр лесного комплекса

Выяснилось, что рубки проводились с января по апрель 2018 года сотрудниками Казачинско-Ленского лесхоза. После проверок Байкальской природоохранной прокуратуры они были остановлены. Но было уже вырублено 119,4 гектара леса (пятая часть от запланированного объема). Лесному фонду причинен ущерб на сумму 748 миллионов рублей.

По итогам расследования СК предъявил обвинение троим фигурантам дела о незаконных рубках в Туколони: инженеру-лесопатологу отдела защиты леса и лесопатологического мониторинга филиала ФБУ «Российской центр защиты леса» — «Центр защиты леса Иркутской области», директору Казачинско-Ленского лесхоза и временно замещающему должность руководителя Службы по охране и использованию животного мира региона. Они до сих пор находятся под арестом, расследование продолжается.

Иркутский аэропорт

В 2015 году федерация передала 100% акций аэропорта и имущественный комплекс аэродрома в собственность правительству региона. Такие меры предприняли, чтобы привлечь инвестиции на развитие авиационного узла Иркутска. На правительство региона налагались обязательства по увеличению пассажиропотока к 2020 году до трёх миллионов человек в год, строительству нового аэропорта, реконструкции и возведению объектов действующего.

В феврале 2017 года «Новапорт» и «Корпорация развития Иркутской области» учредили АО «ИркутскАэроинвест», которое должно было заняться подготовкой к проведению конкурса. Весной 2018 года губернатор Левченко сообщил, что инвестором строительства нового терминала аэропорта Иркутска станет АО «Рампорт аэро», в эксплуатации терминала будет участвовать «Новапорт». О проведении конкурсных процедур при этом не сообщалось. Федеральная антимонопольная служба доказала, что губернатор и его команда нарушили антимонопольное законодательство, когда привлекли на модернизацию терминала инвестора без конкурсных процедур.

В списке нарушителей числятся губернатор и правительство Иркутской области, АО «Рампорт Аэро», ООО Инфраструктурная Корпорация «Аеон», ООО «Новапорт», ООО «Система Управления», ООО «Терминал Иркутск», АО «Международный Аэропорт Иркутск», ООО «Новапорт Холдинг», АО «Аэропорт Толмачёво». В ведомстве считают, что региональные власти сговорились с компаниями бизнесмена Романа Троценко. Всем участникам выдали предписания о прекращении соглашения. Губернатору и правительству региона рекомендовали провести необходимый конкурс для определения инвестора.

Сергей Левченко, экс-губернатор Иркутской области
Сергей Левченко, экс-губернатор Иркутской области

ФАС уже дважды направляло предупреждения о возможном нарушении антимонопольного законодательства в адрес правительства и губернатора Иркутской области, однако власти проигнорировали оба предупредительных документа. В сентябре ФАС потребовала расторгнуть соглашение о строительстве нового аэровокзала. Прежний губернатор Сергей Левченко не согласился с этим и пытался оспорить решение в судебном порядке.

В апреле 2020 года ФАС возбудила дело в отношении Сергея Левченко из-за выбора инвестора аэропорта Иркутска. Дело расследуется по части 7 статьи 14.32 КоАП РФ «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения органом исполнительной власти субъекта».

Алина Вовчек, IRK.ru

Алина Вовчек, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • ALcron 26 июня 2020 в 11:30

    Где ФАКТЫ? Одни лишь домыслы и мысли. Как на бабки на лавке… Ребята, обвинять в таких делах, это уже уголовщиной попахивает.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля