Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Как изменится действующая Конституция РФ с принятием поправок

В России проходит голосование по поправкам в Конституцию, которое продлится до 1 июля включительно. Кандидат юридических наук Алексей Петров рассказал IRK.ru, почему пришло время внести изменения в основной закон РФ.

Действующая Конституция РФ была принята в декабре 1993 года на всенародном голосовании. Этому предшествовал политический кризис и принятый основной документ страны в какой-то мере являлся следствием выхода из него. Он отражал политические реалии, которые тогда сложились, а также потребность укрепления институтов государственной власти на высшем уровне. Эту роль, безусловно, Конституция выполнила и продолжает выполнять. Поправки, которые сейчас обсуждаются, хотя и масштабные, но не означают принятие новой Конституции, они лишь ее дополняют.

Конституция РФ просуществовала в неизменном виде с 1993 до 2008 года. До настоящего времени поправки в нее вносились четыре раза. Первые касались изменения сроков полномочий президента и Государственной думы. Затем приняли поправку, которая ввела ежегодную отчетность Правительства перед Государственной думой. Позже — предусматривающую объединение Верховного и Высшего арбитражного судов. Была внесена, но ни разу не применялась поправка, согласно которой президент имеет право назначать некоторое количество членов Совета Федерации, как представителей от РФ в верхней палате.

Кроме этого, были многочисленные инициативы, которые не прошли в Госдуме даже первое чтение. Было и много разных идей от политологов, наблюдателей и общественников, но они остались на уровне обсуждений.

«Конституция живой документ, она должна меняться»

Внесение поправок в Конституцию — это закономерный процесс развития страны. Существует мнение, что законы никогда не догоняют реальную жизнь, они всегда перманентно отстают. Это объективная реальность, право по-другому не работает. Но это отставание не должно быть чрезмерно большим, поэтому сейчас пришло время закрепить в Конституции то, чего мы достигли на сегодняшний день.

Одной из самых больших достижений внеправового плана — это то, что Конституция вернулась в повестку дня общества. Люди вспомнили, что она есть, ее активно обсуждают. И это хорошо.

Есть разные модели конституционного устройства. Например, в США Конституция существует более 200 лет и в нее было внесено всего 27 поправок, причем 10 из них — одновременно и касались Билля о правах. Но это не значит, что она у них мертвая, она живет через судебную практику, через прецеденты, которые создает верховный суд. А есть страны, в которых Конституция активно видоизменяется. Например, в некоторых странах Латинской Америки она неоднократно полностью менялась.

В России Конституция достаточно стабильна. И с принятием поправок ее основные несущие конструкции, правовые ценности, основы конституционного строя, которые она отражает, останутся в неизменном виде. Разделении властей, демократия, народовластие, самостоятельность местного самоуправления, экономическая и идеологическое многообразие — никто на это не покушается.

Как изменится жизнь россиян с принятием поправок?

Я думаю, что Конституция — все-таки документ программный, а не просто текущий закон, который регулирует отношение в какой-либо сфере. Конституция содержит первичные правовые нормы, она создает основы для правового регулирования во всех сферах. Сама Конституция определяет права граждан и закрепляет некоторые достигнутые в государстве, обществе, экономике гарантии.

Конституция дает в первую очередь гарантии, а не конкретные меры социальной поддержки.

Например, социальный блок поправок, который сейчас проходит голосование, отражает на конституционном уровне определенные экономические достижения государства. Если до этого минимальный размер оплаты труда и бесплатная медицинская помощь были закреплены только на законодательном уровне, теперь они гарантируются на уровне основного закона страны, и от него уже нельзя будет отойти. В какой-то мере принятие этих поправок предотвратит произвол со стороны законодателя, который сегодня может принять закон, а завтра его изменить.

Изменение системы власти

Тот блок, который касается системы власти, нацелен на формирование более гибкой, многоцентровой и, в конечном итоге, более ответственной системы власти. Сейчас создается более устойчивая конструкция, которая опирается на целый ряд институтов в выработке и принятии целого ряда правовых решений. Все это делается, чтобы граждане чувствовали себя более защищенными в нашей стране.

Перераспределение полномочий, которые предусмотрены поправками, нацелены на более гибкое балансирование ветвей власти. Например, существенно расширяется роль парламента обеих палат в формировании системы исполнительной власти, их влияние на принятие кадровых решений. Это, в свою очередь, повышает требование к составу Государственной думы и Совета Федерации. А также увеличивает роль политических партий в отборе кандидатов.

Что касается поправки об «обнулении» срока, то мы все прекрасно понимаем, что она персонифицированная. Роль личности в истории велика, а в российской — особенно. Естественно, что эта поправка притягивает внимание. На мой взгляд, она отражает вопросы конституционной тактики, а не стратегии. Есть вопросы, куда более значимые с точки зрения долгосрочного влияния на общество и государство. Я бы не ставил эту поправку в противовес всем остальным. Никакие конституционные нормы, которые касаются сроков и количества сроков осуществления президентских полномочий, не определяют, кто будет главой государства. Это мы решим на выборах.

Зачем нужно народное голосование по поправкам?

С правовой точки зрения, Конституция устанавливает минимальные условия для вступления конституционных поправок в силу. Они должны быть приняты по той же процедуре, что и федерально-конституционный закон: необходимы 2/3 голосов депутатов Государственной думы, 3/4 Совета Федерации и одобрение в 2/3 законодательных органах субъектов федерации.

Надо четко разделять с юридической точки зрения две вещи: принятие и вступление в силу — они не совпадают. Принятие — это процедура, а вступление в силу — это соблюдение определенных условий.

Принятие поправок не означает, что они вступили в силу. Они приняты, когда завершена правовая процедура. И она на данный момент завершена, потому что закон о поправках одобрен обеими палатами Федерального Собрания в установленном порядке, подписан президентом РФ. Есть заключение Конституционного суда, и набрано необходимое количество голосов в законодательных органах субъектов федерации.

Однако закон предусматривает возможность устанавливать дополнительные условия вступления поправок в силу. Так, президент РФ Владимир Путин вынес весь пакет поправок на «всенародное голосование». В предыдущих четырех случаях, когда менялась Конституция, дополнительных условий не выдвигалось. Скорей всего, его решение связано с масштабностью изменений — поправки вносятся в несколько десятков статей и появляются новые. Это прямое проявление демократических принципов, которые закреплены в Конституции РФ. Если большинство проголосует «за», поправки вступят в силу, если «против» — Конституция останется в прежнем виде.

Беседовала Анастасия Маркова

  • Marina NIkolaevna 1 июля 2020 в 16:24 0

    Я считаю, что вариант когда не вступили в силу и пересмотрели еще раз для принятия был бы понятным или изменения процедуры принятия: я считаю разумным поправки разделить по главам. Вариант же - пусть старый вариант остается, если новый не вступит в силу - тоже какой-то кривой. Меня настораживает…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля