Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Мы ожидаем увеличения числа больных туберкулезом, учитывая задержку диагностики болезни»

Мы продолжаем рассказывать о работе медицинских учреждений в условиях пандемии. Журналист IRK.ru побывала в Иркутском областном туберкулезном диспансере, поговорила с главным врачом Михаилом Кощеевым и выяснила, как в больнице происходит госпитализация и лечение больных.

Туберкулезный диспансер находится в Свердловском округе, на улице Терешковой. Возле проходной стоит медсестра. Как мне пояснили, ей приносят анализы те, кто находятся на амбулаторном лечении — внутрь их не пускают. Охранник измерил мне температуру, выдал маску и предупредил, что по больнице нужно ходить только в ней.

Туберкулезный диспансер находится в Свердловском округе
Туберкулезный диспансер находится в Свердловском округе

Территория выглядит ухоженной — повсюду цветы и газоны. Диспансер состоит из нескольких корпусов. Мы идем в главный — здесь находится приемное и диагностическое отделения, лаборатории, а также кабинет магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Туберкулез — хроническое инфекционное заболевание, поражающее различные органы и системы человеческого организма. Наиболее часто стойкие патологические очаги возникают в легких.

На втором этаже нас встретил главный врач диспансера Михаил Кощеев. Михаил Ефимович рассказал, что больница не приостанавливала госпитализацию пациентов и работала в штатном режиме все это время. За четыре месяца 755 человек получили лечение и были выписаны. Из них только у шести пациентов противотуберкулезного диспансера был диагностирован COVID-19. Два человека на тот момент находились на амбулаторном лечении, четверо — в диспансере. Кроме этого, у 17 медработников была выявлена коронавирусная инфекция.

— Если в других больницах врачи были обеспокоены, как бы не занести ковид в учреждение с пациентами, то у нас в зоне риска оказались пациенты, которых могли заразить врачи, — говорит Михаил Ефимович. — Всего с подозрением на ковид среди пациентов было 16 человек, а среди персонала — больше 100. Хочу обратиться ко всем, кто довольно пренебрежительно относится к средствам защиты, социальной дистанции и ношению масок в общественных местах. Если вы не боитесь заразиться, подумайте о людях, для которых заражение коронавирусом может стоить жизни.

Михаил Кощеев признался, что первое время медперсоналу диспансера не хватало средств защиты как и многим другим медицинским учреждениям. Однако, продолжает он, больнице «удалось пройти этот этап безболезненно», никто из персонала не заболел туберкулезом. «К счастью, это был короткий промежуток времени и сейчас с поставками СИЗов проблем нет», — отмечает главврач.

Один из корпусов больницы
Один из корпусов больницы

Иркутская область, когда началось распространение коронавирусной инфекции, оказалась в сложной эпидемиологической ситуации. С одной стороны, в регионе сложилась крайне неблагоприятная ситуация с заболеваемостью туберкулезом. С другой, появился коронавирус. По оценке многих специалистов, практически неизбежным следствием распространения ковида является повышение уровня заболеваемости и смертности от туберкулеза. Кроме этого, довольно часто у пациентов диспансера диагностируют ВИЧ-инфекцию, которая нередко приводит к летальному исходу, так как туберкулез усугубляет иммунодефицит.

30% всех пациентов с туберкулезом больны ВИЧ-инфекцией.

Главная задача, которая стояла перед медиками туберкулезного диспансера, — не допустить распространение коронавирусной инфекции в фтизиатрической среде (раздел клинической медицины, изучающий причины возникновения, закономерности распространения и механизмы развития туберкулёза – Прим. ред.) как среди пациентов, так и персонала.

Михаил Кощеев, главный врач диспансера
Михаил Кощеев, главный врач диспансера

— Между тем, мы не могли остановить плановый прием пациентов, изменить формат госпитализации, как это было рекомендовано различными структурами, отвечающими за эпидемиологическую ситуацию, — поясняет Михаил Ефимович. — Для нас это было неприемлемым.

«Пока нет вакцины и доступных населению препаратов от коронавируса, единственным средством защиты остается профилактика недопущения распространения инфекции».

Как отмечает главный врач, больнице удалось справиться с поставленной задачей — во время пандемии медучреждение практически не прекращало свою работу. И все благодаря своевременно принятым мерам. Так, например, было открыто провизорное отделение.

В провизорное отделение помещают всех пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию на 14 дней. А при подтверждении ковида они должны находиться там до транспортировки в инфекционную больницу. Только после проведения тестов и двух отрицательных анализов больных распределяют по филиалам туберкулезного диспансера. Пациентов больница перевозит своим транспортом, чтобы избежать возможных заражений. Подобные провизорные отделения были открыты в отдаленных районах области: Братске, Усть-Илимске, Саянске.

Пациенты с неагрессивной формой туберкулеза, у которых обнаружили ковид, находились на амбулаторном лечении. Остальные — в инфекционной больнице в боксированных отделениях. «Лечение они получали в полном объеме и по всем своим заболеваниям», — отмечает врач.

Сейчас на лечении в диспансере находятся 455 пациентов. Общий коечный фонд (со всеми филиалами) составляет тысяча мест. Условия в диспансере не очень хорошие, не зря говорят о строительстве нового здания больницы. По словам Михаила Кощеева, в корпусах плохая вентиляция, нет боксов, режимных палат, инфекционного контроля, который должен быть в туберкулезной больнице. До пандемии пациенты лежали по 4-5 человек в палатах, сейчас по 2-3 человека.

Туяна Цыренова, заведующая бактериологической лабораторией Иркутской областной туберкулёзной больницы

Туяна Цыренова, заведующая бактериологической лабораторией Иркутской областной туберкулёзной больницы

Несколько месяцев назад был приостановлен плановый прием в поликлиниках, стационары закрылись на карантин. Осенью, когда будет возобновлен плановый прием, стоит ожидать увеличения числа пациентов с туберкулезом, учитывая задержку диагностики болезни.

— Это будет не всплеск заболеваемости туберкулезом, до нас дойдут те люди, которые не смогли в эти четыре месяца попасть на прием к участковому врачу, — поясняет он. — Причем у них могут быть более тяжелые формы, так как они не обратились вовремя.

После беседы с Михаилом Ефимович идем в лабораторию. Надо надеть СИЗ — халат, маску, бахилы и перчатки. Там нас встречает заведующая бактериологической лабораторией Иркутской областной туберкулёзной больницы Туяна Цыренова, которая пояснила, что здесь исследуют пробы со всей области на наличие бактерий туберкулеза в организме человека. Это так называемый культуральный метод диагностики туберкулеза. Такое исследование позволяет выявить туберкулез на ранних стадиях, когда заболевание еще хорошо поддается лечению.

Врач-бактериолог Александр Носков исследует под микроскопом мазки
Врач-бактериолог Александр Носков исследует под микроскопом мазки

Для культивирования микобактерии туберкулеза в термостате используют различные питательные среды: плотные, полужидкие, жидкие. Туяна достает несколько пробирок и поясняет: микобактерии туберкулеза растут медленно, поэтому пробирки с плотной средой нужно выдерживать в термостате при температуре 37—38 градусов до трех месяцев, с жидкой — 43 дня.

— Когда они выросли, проводим анализы. Это делается, чтобы узнать возбудителя, определить его чувствительность и назначить лечение, — рассказывает она.

Елена Гончарук, врио заведующей отделением
Елена Гончарук, врио заведующей отделением

Кроме этого, в лаборатории врач-бактериолог Александр Носков исследует мазки, выделенные из собранного материала (мокроты, мочи, спинномозговой жидкости), под микроскопом. Это делается, чтобы поставить точный диагноз пациенту.

Еще одним методом диагностики болезни является магнитно-резонансная томография. Мы идем в кабинет, где стоит аппарат МРТ. Врио заведующей отделением Елена Гончарук рассказала, что в день обследование проходят 20-25 человек.

Аппарат МРТ появился в диспансере в 2011 году
Аппарат МРТ появился в диспансере в 2011 году

— Обследования проводятся с целью подтверждения предполагаемого диагноза. На снимках можно увидеть размер пораженной области, расположение патологии относительно других органов, динамику назначенной схемы лечения. Туберкулез поражает разные органы: кожу, почки, глаза, кишечник, но чаще всего — легкие, — поясняет Елена Андреевна.

При ковиде в нижних и средних зонах легких есть затемнения

При ковиде в нижних и средних зонах легких есть затемнения

При поражении легких туберкулезной инфекцией происходят изменения тканей. Если сделать снимок, то можно увидеть затуманенные области — это так называемый синдром матового стекла. Такой термин используют рентгенологи для описания пораженных участков легких. При ковиде на снимке также можно увидеть затемнения, но появляются они в нижних и средних зонах легких, там, где меньше всего поступает кислорода.

Перед выходом из больницы я поменяла маску. СИЗ выбросила в специальный контейнер. Под пристальным взглядом медсестры тщательно обработала руки и телефон антисептиком. Вышла на улицу. Сегодня я еще раз увидела собственными глазами, в каких все-таки непростых условиях приходится работать врачам. А ведь каждый день в борьбе за чью-то жизнь они подвергают себя смертельной опасности.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото автора

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Юрий Калмыков 27 августа 2020 в 08:31

    Если было открыто провизорное отделение, то почему 17 человек из числа персонала заразились Ковидом? Это что - весь персонал провизорного отделения?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля