Древние руины и апокалипсис в центре Иркутска
Проект начинался пять лет назад. Я каждый год его анонсировал, говорил, что скоро будет выставка, но никак не мог собраться.
Есть несколько точек входа в проект. Во-первых, мое отношение к Иркутску. Я долго его не любил, не мог принять. Мне здесь было тяжело жить. Во-вторых, поездка в Камбоджу. Побывал на руинах древнего города, он исчез в одночасье и стоит заросший в джунглях. В-третьих, некая моя любовь к апокалипсису как к общему состоянию мира.
И, наконец, блокбастеры. Мы все их смотрим. Мне всегда было интересно, что происходит в условном Иркутске или Братске в тот момент, когда Нью-Йорк атакуют инопланетяне. Вот это все — пазл, который привел меня к проекту.
Городской пейзаж меня не интересовал, не думал, что когда-либо буду им заниматься. Но тут все сложилось, и я понял, что мне есть что сказать в плане городского иркутского пейзажа. Так появились первые работы, а затем и сам проект.
«Город i» мы разместили в цоколе. В зале на первом этаже получилась ретроспективная история. Здесь работы начиная с 2005 года. Много картин находится в коллекциях, по-хорошему их бы еще собрать. У моего друга в Сочи достаточно работ, он их покупает, собирался отправить поездом, но мы не успели.
А при чем здесь биткойн?
Естественно, когда я готовился к выставке, встал приземленный вопрос о финансировании — где брать средства на все, что придумано? А придумано очень много, сейчас сделана лишь часть.
Иркутск неформально называют криптостолицей. Сначала я обратился к Юрию Дромашко (криптобизнесмен — Прим. авт.), мы уже сотрудничали раньше, но меня направили к Владимиру Попову. Его представили как криптоэнтузиаста и криптоанархиста, человека, который болеет за идею новых финансовых отношений. Он подключился, помог мне, оказалось, что Владимир уже видел мои работы и спрашивал: кто автор?
Тема с постапокалипсисом хорошо ложится на тему криптовалют и банков, потому что, по мнению криптоэнтузиастов, все идет к некому краху, и надо будет искать какие-то альтернативы. И моя выставка тоже об этом. Мы нашли точки соприкосновения. У них совершенно другой подход — это люди, которые хотят остаться в тени, ничего не просят — ни логотипов, ни каких-то обязательств. Главное, чтобы проект был.
Мои картины можно купить за биткойны. Существует отдельное криптосообщество, Владимир Попов рассказывает его участникам о выставке. Ради совместной идеи я готов поддерживать таких людей, потому что мне понравилось с ними работать.
«Город i» — больше, чем выставка
Картин получилось немного — 14, еще четыре диджитал-арта и четыре листа графики. У меня большая проблема — погружение в детализацию. Могу по полгода рисовать одну работу. Но картины, это не главное, они послужили созданию более масштабных вещей.
На выставке представлена инсталляция, созданная в соавторстве с моими друзьями. Мы воссоздали здание Русско-Азиатского банка. У нас с ним интересная история получилась. Долго искали чертежи, мне помогал Григорий Хенох (библиофил, владелец букинистического магазина в Иркутске — Прим. авт.). В итоге нашли и постарались сделать здание максимально похожим, учли все пропорции.
Здание получилось супер узнаваемым. Но если внимательно присмотреться, там есть некоторые элементы, которые отличаются. Потому что «Город i» — это вроде как история про Иркутск, но не совсем. Возможно, это некий город, который находится в параллельной вселенной, фантастический рассказ такой.
Выставка — это просто некая презентация, демо-версия проекта. Есть идея воссоздать фрагмент улицы Карла Маркса, какой-то из ее перекрестков, например. Сейчас у меня новый термин для моего творчества — выставка-аттракцион. Я бы хотел, чтобы люди могли прийти и получить много эмоций, чтобы там был экшен, что-то взрывалось, появлялся туман.
Мой друг, талантливый художник-аниматор Никита Тютин сделал шикарный анимационный фильм. В итоге «Город i» — это больше, чем выставка живописных полотен, это объемный мультимедийный проект. Мы еще работаем с дополненной реальностью. Есть мысль создать арт-игру по сюжетам картин.
Мне написали саундтреки к проекту — четыре композиции, одна из них вошла в мультик. Есть мерч: стикеры, открытки и одежда в коллаборации с Kukla Brand. Этим я начал заниматься два-три года назад. Искусство должно выходить в тираж, по заветам Энди Уорхола, быть более доступным и не элитарным.
«Мне нравилось изображать город без людей»
В «Городе i» показаны в основном иркутские достопримечательности. У меня есть отдельный проект с панельками. Там условный, собирательный образ всех городов. Когда размещаю работы в интернете, мне пишут: «Ой, это же район Челябинска», «Нет, это Владивосток». А здесь конкретно Иркутск, узнаваемые здания.
У меня еще есть идеи показать разные состояния города. Началось с подводного Иркутска, потом я понял, что можно бесконечно много придумывать, что сделать с городом. Есть темы — наступление холода, когда все замерзает, зомби-апокалипсис, любой апокалипсис, просто сюрреалистичное что-то. На одной из моих картин изображен сюрреализм, не связанный ни с чем в реальности.
Началось все с того, что я полюбил Иркутск без людей. Думаю, как классно, когда никого нет, идешь и просто испытываешь наслаждение. Мне нравилось гулять в пять утра. Это самое лучшее время. Ты идешь, дует ветерок, ветка летит как перекати-поле, туман, свет, машин нет. Поэтому мне нравилось без людей изображать город.
Потом появилась картина «Путник». На ней появился один человек — последний выживший. Я беру идеи: киберпанк, зомби, наводнение, и создаю такие массовые вещи.
Идеи приходят из всего, меня вдохновляет совершенно разное: от глубокой философской литературы до ширпотреба. Главное, ничего не отрицать. С детства люблю восьмибитные игры, они тоже оказали влияние на творчество. Можно по мотивам танчиков нарисовать какое-то произведение. Все вокруг вдохновляет.
Вообще хочу на Бали уехать, буду там апокалипсис наводить. Жду, когда откроются границы. У балийцев гармония, а я на них направлю космических захватчиков. Раньше хотел уехать из Иркутска, потом менял мнение. Не хочу планировать. В Иркутске классно и не в Иркутске тоже классно.
Иркутск будущего: микрозаймы от Сбербанка и китайское такси
Одну из картин я дорисовал перед выставкой. Ее классно разглядывать, там много пасхалок — отсылок к иркутской истории. Неоновые позные, электро-бар «Ножиков» в честь губернатора, который много сделал для того, чтобы в Иркутске было дешевое электричество. Моя мастерская спрятана. А вот магазин «Ромашка», он вечно работает, поэтому в будущем превратился в корпорацию «Ромашка Корпорейшн».
У Иркутской минералки небоскреб, в будущем они занимаются водородной энергией. Сбербанк наоборот упал вниз, он выдает микрозаймы. У Почты России дроны, хотя в будущем это устаревшая технология. Нарисовал изящного, тоненького бабра Даши Намдакова, его собирались поставить в 130-м квартале, но горожане были против.
На картине есть бабка с летающей тележкой, она в наушниках и с айфоном, но в будущем этим никто не пользуется. У всех интернет в голове. На улицах китайское такси, которое недавно зашло на рынок, но, скорее всего, поглотит все остальное.
Посмотреть работы Степана Шоболова можно в арт-галерее DiaS до 15 декабря только по предварительной записи: 8 914 899-10-88.
Алина Вовчек, IRK.ru
Фотографии Маргариты Романовой
Алина Вовчек, IRK.ru
Я за- в Иркутске классно. Одно слово-талант, Иркутску надо вот за таких будущих «Гауди» цепляться , поддерживать, проталкивать… А потом уже, дай бог, они Иркутск не забудут(а м.вознесут до Барселоны), и поедут к нам со всего мира не только из-за озера, но и выискивать на улицах образы,…