Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Михаил Хардиков: «Мне нравится в Иркутске то, что он не пытается стать мегаполисом»

Компания En+ Group, основанная Олегом Дерипаской, обеспечивает электричеством и теплом сотни тысяч людей по всей России, но основные предприятия расположены в нашем регионе. Именно в Иркутск переезжает главный офис энергетиков. В беседе с руководителем энергетического бизнеса En+ Михаилом Хардиковым мы обсудили, что значит Иркутская область и для En+, и для него лично, в чем Иркутск может поспорить со столицей, и какого развития заслуживает регион.

Мы очень много инвестируем

Михаил, для вас Иркутская область – не только место фактической работы, но и регион, откуда ваши корни. Как так получилось?

— Мои родители познакомились и жили в Томске. Мама живет там и сейчас, но как раз по ее линии корни уходят сюда, на Байкал. Дедушка родился в Улан-Удэ и вообще всю свою молодость провел на Байкале. А потом после этого больше 50 лет он работал на Сибирском химическом комбинате, который сейчас входит в группу Росатом. Бабушка родилась в Черемхово, в Иркутской области, а прадед работал на Черемховской шахте еще до войны, сейчас она де-факто преобразилась в компанию ВостСибУголь, которая сегодня входит в En+ Group.

Значит, и относитесь вы к Иркутску как к дому?

— Конечно. Это огромные коллективы внутри одной группы, социальная ответственность по всему региону. В этом году, РУСАЛ, который входит в En+, построил в области три больницы, в целом мы много помощи оказывали в наших регионах по коронавирусу. En+ сейчас — один из лидеров в стране да и в принципе одна из самых крупных промышленных групп. При этом группа компаний стремится к тому, чтобы в регионе реализовывать социальные проекты, улучшать экологию, ведет бизнес ответственно. Сейчас на это основной фокус.

А что с экологией?

— Мы много инвестируем в ГЭС для того, чтобы производить больше экологически чистой энергии. Это не говорит о том, что мы строим новые гидроэлектростанции прямо в регионе, о том, что наши новые проекты позволят нам производить на той же самой воде больше экологически чистой энергии, то есть производить меньше энергии на ТЭЦ.

Понятно, а что тогда в социальной ответственности? Это же забота о работниках?

— Не только и не столько. На самом деле социальных проектов очень много, мы их делим на несколько составляющих. Первое, хотя здесь нет приоритетов при перечислении – это спортивные проекты. Есть проект «На лыжи!» (пять лет назад он был инициирован Олегом Дерипаской, основателем группы En+, — Прим. Ред.). Сегодня это уже освещенная лыжероллерная трасса с отличным оборудование в ангарском лыжно-биатлонный комплексе, это лыжная трасса в Тулуне, которую мы в этом году подарили области и городу в рамках помощи после ликвидации наводнений. Мы сделаем лыжную базу в Нижнеудинске. РУСАЛ занимается лыжной базой в Братске. Тут, нужно добавить, что проект «На лыжи!» мы организуем и при участии РУСАЛа в регионах его присутствия. Это не только строительство объектов, это поддержка тренеров, гранты тренерам, закупка самих лыж, снегоходов, оборудования для трасс и так далее. Еще развиваем хоккей с мячом.

Это хоккейный клуб «Байкал-Энергия» и все, что с ним связано. Клуб – это не только 20 человек, спортсменов-профессионалов первой команды, это еще 20 человек из молодежной команды, более 280 детей только в структуре самого клуба «Байкал-Энергия». Это единственный клуб в Иркутской области, который участвует в соревнованиях, имеющих в России наивысший статус со спортивной точки зрения. Это Суперлига по хоккею с мячом.

В Facebook можно действительно, увидеть, что вы фанат хоккейной команды «Байкал-Энергия». Ходите на матчи? Переживаете за результаты?

— Конечно! Если честно, моему увлечению хоккеем с мячом не так много лет. Все детство, например, я занимался баскетболом. Но год назад меня попросили взять на себя развитие проекта: навести в клубе «Байкал-Энергия» порядок, посмотреть, как организованы административные, спортивные процессы. С командой уже сроднился, меня захватила сама работа, а вместе с ней и хоккей с мячом. Многое пришлось поменять. Мы же довольно много инвестируем денег в эту команду. При этом, с точки зрения управления инвестиции не всегда были эффективны. Кто-то возможно скажет, что мы забюрократизировали хоккейный клуб. Я с этим категорически не соглашусь. Мы внедрили в хоккейный клуб полноценные бизнес-процессы, которых не было. Поставили во главу угла эффективность самого клуба, задачу сделать команду современной с точки зрения атрибутики, работы с болельщиками, работы в социальных сетях. Поменяли менеджмент, привели нового главного тренера, который разделяет все эти ценности. Выстроили отношения с руководством Федерации по хоккею с мячом в России, переехали в ледовый дворец. Сейчас считаем, что мы на правильном пути к достижению результата. И результаты первых игр этого сезона говорят о том же.

На матче «Байкал-Энергии»
На матче «Байкал-Энергии»

А помимо спорта, как регион развиваете?

— Спорт – это только одно их трех направлений. Вторая часть — это образовательные проекты. Это РОБОСИБ, это Иркутский энергоколледж, где мы каждый год учим ребят и сразу берем их на работу. Очень много разных инициатив. Это два корпоративных учебно-исследовательских центра: один совместно с Иркутским Политехом, второй — совместно с Братским госуниверситетом. Это и Лаборатория энергетики - образовательный проект наш грантовый, которым мы занимаемся. И еще ряд инициатив по образованию, которые мы делаем в Иркутской области.

А третье направление?

— Третья часть — это экологические проекты. Проект «360», школа экологического предпринимательства. Гранты на очень интересные темы, которые люди сами предлагают. Это и обустройство Большой байкальской тропы, это и мониторинг состояния озера Байкал, экспедиция на Байкал. Инициатив масса. При этом, например, экологические акции — это всегда же волонтерское движение, всегда очень много волонтеров. Очень много народу реально хочет участвовать в том же проекте «360».

На акции «360». Фото Артема Моисеева
На акции «360». Фото Артема Моисеева

А сотрудники участвуют?

— Само собой! Важно сказать, что вот все, что выше перечислил, это больше поддержка для региона, но мы и о сотрудниках не забываем, конечно. Помимо программ, которым уже много лет, как, например, помощь молодым специалистам, когда мы даем возможность при переезде три года снимать жилье за счет компании, в этом году в РУСАЛе возобновилась, а вот в энергетике впервые заработала, корпоративная ипотечная программа. Она дает возможность работникам не просто получить льготные ссуды от компании или получить какие-то отсрочки. 50% основного тела долга и процентов компания оплачивает полностью, без необходимости возвращать. То есть по сути квартиры и жилье наши сотрудники покупают за половину стоимости.

А по вашим оценкам, сколько примерно человек будет участвовать в этой программе?

— Программа ежегодная. В этом году коронавирус вмешался, но в энергетике порядка 60 человек уже смогли принять в ней участие, это те, кому уже одобрены заявки банком, а всего заявки подали 150 человек. На следующий год объемы точно будут еще выше, мы закладываем еще больше средств. Тут нужно понимать, что это не конкурс, кто более достоин. Выбираются, безусловно, именно те, кто нуждается в улучшении жилищных условий или нуждается вообще в создании нормальных жилищных условий как таковых.

И вы курируете все эти проекты? Как все успеваете?

—Это очень крупный бизнес, безусловно. Здесь управленцев гораздо больше, чем один человек, и мы работаем командой для того, чтобы энергетика была максимально эффективной. Я по сути отвечаю за два направления. В En+ я руковожу энергетическим бизнесом, являясь генеральным директором ЕвроСибЭнерго. Я отвечаю за всю его работу, начиная от технической политики производства, охраны труда и безопасности сотрудников, заканчивая финансовой и кадровой стратегиями. Энергетика у нас – это 30 тысяч работников, электрические станции, тепловые сети и много чего другого. В головной компании En+ я занимаю также позицию финансового директора. Поэтому фронт работы огромный. Задач масса.

На Иркутской ГЭС
На Иркутской ГЭС

«Даже когда кажется, что надо тянуть одеяло на себя, надо задачи решать сообща, и тогда все получится».

Вы упомянули команду. А какие качества цените в людях, каких людей вы хотели бы видеть вокруг себя в команде?

— Я очень сильно ценю, конечно же, профессионализм. Человек должен разбираться в своей области, а если он не разбирается, он должен быстро уметь адаптироваться. Это устойчивость и способность работать быстро в любых условиях. Это честность, безусловно, полная честность. И мне очень нравится, когда люди способны работать в информационно открытом пространстве. И, конечно же, с точки зрения человеческих качеств это способность к командной работе и способность ставить цели компании выше своих амбиций. Даже когда кажется, что надо тянуть одеяло на себя, надо задачи решать сообща, и тогда все получится.

А какие ваши профессиональные качества помогают вам справляться с таким объемом работы?

— Сложно, конечно, себя самому оценивать. Но я хотел бы надеяться, что с точки зрения профессиональных качеств – это, конечно, способность к обучению. Еще наверное высокая эффективность и нацеленность на результат. Для меня очень важно, чтобы результат достигался и именно тот, который нужен. Это, наверное, в какой-то части повышенный трудоголизм, хотя вряд ли это радует мою семью.

«Делайте больше и лучше, вас обязательно оценят».

Раз вы упомянули семью, давайте немного о личном поговорим! Ваши корни здесь, в Иркутской области, и вот вы теперь работаете в Приангарье. А думали когда-то, что станете энергетиком? Может быть, родители как-то стимулировали в выборе профессии?

— Не было такого, наверное. Просто родители хотели, чтобы я занимался спортом и я занимался баскетболом, учился хорошо. Собственно, я и учился неплохо. А дальше уже где-то в 15 лет переехал в Чехию, там у моего отца были бизнес-партнеры, там я заканчивал среднюю школу. Потом я вернулся в Россию, в Томск, я уже сам осознанно выбирал экономический факультет Томского государственного университета, а потом через два года я переехал в Москву, перевелся в Российскую академию народного хозяйства при Правительстве. Ее я окончил, еще через два года окончил аспирантуру Российской академии госслужбы, защитил кандидатскую, стал кандидатом экономических наук. А энергетика появилась в 2005 году, я тогда пошел работать в энергетическую компанию. С тех пор 15 лет с определенными перерывами в энергетике, связал свою карьеру и жизнь с этой сферой. Кстати совсем недавно, 10 ноября, ровно 10 лет, как я работаю в En+.

И стали топ-менеджером. А как пришли к успеху? Какими правилами жизненными руководствуетесь?

— Конечно, есть правила, которыми по жизни и по карьере руководствуюсь. Если еще лет 10-15 назад было довольно много юношеского максимализма, сейчас это потихонечку проходит, хотя максимализм остается все же в разумных пределах. Если говорить про некие правила, мне очень нравится стратагема, с которой я познакомился на одной из прошлых моих работ. Она звучит, как «приди простачком, стань лидером». Такая незамысловатая философия. Я на самом деле очень часто ей руководствуюсь, она позволяет четко и ясно понять одно — если быстро учишься, стараешься, стремишься познать, вкладываешься в результат, то ты способен стать лидером в любой отрасли и неважно с какой точки ты стартуешь.

Еще честность и чувство справедливости, конечно. Важно быть честным с самим собой, честным с людьми. Это есть некий фундамент того, чтобы карьера строилась успешно.

И еще то, что мне привил мой отец в свое время. Он говорил простую фразу «Делайте больше и лучше, вас обязательно оценят». Поэтому этим тоже этим тоже руководствуюсь в своей работе, и пока получается.

Но это в работе? А какой вы вне ее? Чем любите заниматься?

— На самом деле пока для меня увлечение номер один — это моя работа. Поэтому можно сказать, что живу на работе. Но увлечение №2 для меня, и это такая отдушина, – это путешествия, причем путешествия в прямом смысле этого слова. Это не пляжный отдых, где я могу выдержать максимум день. Как правило, за этот день я успеваю выспаться и потом мне становится скучно. Мне нравится путешествовать на машине. Причем неважно куда, это может быть пробег по Европе, это может быть поездка по Золотому кольцу, по Подмосковью, или регулярная поездка на Байкал на выходных.

Почему именно на машине?

— Мне эти путешествия дают какое-то ощущение свободы. Во-первых, ты отвлекаешься от того, чем ты занимаешься на работе. У меня не получается полноценно отдохнуть, ничего не делая, нужно переключиться на новое занятие. И вот это путешествие за рулем на машине дает возможность переключиться. При этом, когда ты сам за рулем, ты испытываешь чувство свободы, не нужно ждать какой-то самолет, поезд, корабль, который тебя поведет по расписанию.

А где вы провели самый лучший ваш отпуск?

— За рулем автомобиля опять же. Просто их было очень много. Я и по Европе много ездил, и в Америке ездил, и по России. Но самый лучший отпуск для меня — это отпуск в свободном полете за рулем.

А что запомнилось за последние годы?

— В России с точки зрения путешествий за последние годы, и это не лукавство, мое открытие — остров Ольхон. Это просто какой-то космос. Я такого вообще не ожидал абсолютно. Это какое-то место силы сумасшедшее. Там эта энергия чувствуется. Я съездил, естественно, на мыс Хобой. Это самая северная точка острова. Там потрясающие виды Байкала, потрясающие виды дороги туда и обратно. За последние два года это лучшее, что мне удалось посетить с точки зрения путешествий.

На Байкале. Фото Михаила Хардикова
На Байкале. Фото Михаила Хардикова

О Москве и Иркутске

Вы много путешествовали, по России в том числе. И Вам есть с чем сравнивать. Может ли Россия считаться страной, где комфортно жить?

— Везде есть плюсы и минусы. У меня есть на этот счет один очень важный тезис - человек должен сам создавать себе комфорт в любом месте где он живет. Потому что есть масса примеров, когда люди считают, что можно убежать от проблем. Как будто ты переедешь из Иркутска в город-миллионник или из Красноярска в Москву, и там не будет проблем. Безусловно, в России есть сложности. Есть определенные вещи, которые бы хотелось изменить. Например, уровень медицины, уровень образования, отношение людей друг с другом, чтобы было более человечным что ли. Чтобы борьба за свое место под солнцем подразумевала конкуренцию мозгов, а не конкуренцию кулаков. А в целом, повторюсь, я знаю массу примеров, когда и в крупных городах люди, можно сказать, выживают. Или когда в регионах люди живут вполне комфортно . Это, в первую очередь установка в голове — если ты сможешь создавать себе комфорт, ты его создашь вокруг себя.

Все-таки говоря про города России и остального мира, какие вам ближе всего и почему?

— Многие города нравятся. Я бы разделил на две части города. Есть города, которые нравятся для туризма. Есть города, которые нравятся с точки зрения понимания жизни. Мне комфортно жить в Москве, мне комфортно жить в Иркутске. Это два города, где я провожу большую часть своего времени.

А если сравнить эти два города?

— Есть плюсы и в одном, и в другом. Мне нравится в Иркутске то, что он не пытается стать мегаполисом, по крайней мере, с точки зрения восприятия. Мне очень не нравится, когда ты приезжаешь в какой-то крупный региональный город, тебе начинают рассказывать о многоэтажках, торговых центрах. Но больше, чем в Москве есть, вы ничего не покажете. А в Иркутске мне нравится 130-й квартал, Бульвар Гагарина, мне нравится в Иркутске близость к Байкалу. Мне нравится, что можно потратить два часа и уже кататься на лыжах, например, на горе Соболиная, или можно гулять по берегу Байкала, потратив гораздо меньше времени. Этого нет нигде, этого нет в городах-миллионниках в Сибири. Понимаете, в этом прелесть Иркутска. В больших стеклянных бетонных зданиях мегаполисов нет прелести. Этого в Москве более чем достаточно. Хотя и в Москве есть свои плюсы, которые мне нравятся.

Какие?

— Помимо медицины, которая, наверное, на самом высоком уровне находится, помимо доступности всего, мне по душе ритм Москвы. Это на самом деле многих отпугивает, но мне нравится, что людям некогда заниматься посторонними этими слухами и пересудами. Люди в Москве большинстве своем говорят на одном языке, на языке дел, все куда-то бегут, что-то делают, сколько драйва испытывают. Когда я приезжаю в Иркутск, я стараюсь этим драйвом заразить своих коллег и здесь, чтобы все получалось.

А чего ожидаете от Иркутска?

— У меня искренняя надежда, что мы своей работой привнесем в Иркутск какой-то новый виток развития. Я считаю, что город перспективный, он заслуживает нового жизненного уровня. Поэтому когда мы какие-то социальные проекты реализуем, мне хочется верить, что это создаст иркутянам больше комфорта в жизни, чего на самом деле здесь не хватает. Это суровый климатический пояс, здесь не так много общественных пространств. И я уверен, что люди здесь способны реально создавать очень много позитивных и очень много инновационных креативных вещей. А своей работой мы этому поможем. Но не потому, что мы понаехали и умнее, а поможем, потому что мы искренне болеем за дело. Мы видим какие новшества делают в Москве, в других странах. И мы способны очень быстро их воплощать в жизнь здесь, быстро переходить от слов к делу.

Мы говорим об общественных пространствах исключительно?

— Это касается всего: общественные пространства, подходы к делу, современные технологии, цифровизация, современное производство, развитие молодежи. На самом деле часто что-то делается в Москве, потом через какое-то длительное время это идет шаг за шагом от региона к региону. В моем понимании те регионы, которые современные тренды будут подхватывать в первую очередь, они точно способны повысить свою конкурентоспособность. Если мы с нашей менеджерской командой сделаем так, чтобы Иркутск эти тренды хотя бы немного быстрее у себя реализовывал, то мне кажется, мы точно много пользы принесем.

  • Николай Плужников 9 февраля 2022 в 01:12

    Мой первый комментарий!

    Меня больше интересует, когда он пойдёт по стопам отца?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля