СНТ «Сибиряк» находится в черте города, оно небольшое, всего на 200 домов, расположено в границах улиц Култукская и Угольный проезд. Раньше, вспоминают жители, между домами были проходы, а со временем многие жители оформили в собственность участки земли, по которым проходили тропинки, и остался всего один переход на все садоводство.
Сначала, вспоминают пришедшие на встречу жители, мужчина перекрыл дорожку под предлогом ремонта забора, а позднее заколотил проход, заявив, что дорожку он оформил в собственность.
— В садоводстве много пожилых людей и школьников, которые ходят на остановку и в школу № 23 именно по этой дорожке. Смотрите, там лестница, по которой дети ходят в школу. Город ее отремонтировал. И получается, они проходили по этой дороге и шли напрямик в школу, — поясняет одна из местных жительниц. — Теперь мы все вынуждены ходить в обход, в общей сложности расстояние увеличивается практически на километр.
Зарегистрировать право собственности на дорожку мужчина смог, предоставив в КУМИ протокол голосования общего собрания, согласно которому более половины членов СНТ не против, чтобы эта территория стала частью его двора. Однако жители уверены: документ поддельный, так как они своего согласия не давали. Кроме того, в протоколе стоит подпись председателя, о котором они даже и не слышали.
К разговору присоединяется нынешний председатель СНТ Василий Барнич. По его словам, тропинка до сих пор, согласно публичной кадастровой карте, входит в состав земель общего пользования.
— Получается, он увеличил себе двор на метр в ширину, а в длину – на 30 метров. Когда он перекрыл проход, мы вызвали полицию, приехали сотрудники правоохранительных органов, проверили его документы, сказали, что все законно и уехали, — вспоминает он.
Вместе с Василием направляемся на встречу с собственником спорного участка. Чтобы не обходить садоводство кругом, проходим через двор одного из жителей, который, кстати, также несколько лет назад приватизировал участок с проходящей по нему тропинкой.
Подходим к дому. Стучимся — выходит мужчина.
— Мне КУМИ выдало документы. Я действовал по закону. Мне надоело мусор убирать с этой тропинки. Я то и дело вычищал ее. Сами ведь жители идут и оставляют здесь мешки с мусором, а то иной раз и ко мне на участок кидали. Я предлагал им поставить калитки с магнитными замками, чтобы все сбросились, но никто не захотел. К тому же, там через 200 метров еще есть проход, он в собственности, но на него оформлен сервитут. Пусть там и ходят, — поясняет он свою позицию.
На встречу приехала начальник отдела формирования КУМИ Алена Валерьевна Манкурова. Она подтвердила, что право собственности на эту землю было оформлено после того, как заявитель предоставил выписку из протокола общего собрания, где члены садоводства дают согласие на оформление участка в собственность. Участок поставлен на кадастровый учет.
— После оформления документов к нам обратились жители СНТ и сообщили, что протокол поддельный. Мы написали письмо в правление садоводства, чтобы они обратились в полицию и подтвердили подлинность выписки из протокола. Но ответа до сих пор от них не получили. На момент выдачи выписки из протокола председателем был некий Андреев; у комитета не возникло никаких сомнений в подлинности. Выписка установленного образца была заполнена по всем правилам.
Специалист также пояснила: здесь неразграниченная земля, находящаяся в бессрочном пользовании у садоводства. А в случае, если не проведено межевание, то члены садоводства могут претендовать на землю. Для оформления участка в собственность достаточно предоставить в КУМИ протокол общего собрания с подписями жителей СНТ.
Также Алена Валерьевна сказала, что проблем в садоводстве много. Так, например, в СНТ постоянно меняется председатель, и жителям необходимо обратиться в правоохранительные органы, чтобы прояснить возникшую ситуацию, а потом при необходимости – и в суд.
Действительно, по словам жителей, председатели в СНТ меняются чуть ли не каждые полгода. Василий Барнич говорит, что только за последние полтора года он четыре раз становился председателем.
— Жители выбирают меня, проходит две недели, и я получаю на руки решение собрания об избрании нового председателя. Вот в очередной раз меня зарегистрировали председателем 9-го декабря, а 11-го я уже узнал, что неизвестное лицо подало документы на председательство. Администрация СНТ не хочет, чтобы я был председателем и разбирался в их делах.
Как рассказал мужчина, на людей, которые пытаются разобраться в том, что происходит в садоводстве, пытаются оказывать давление. Так, прошлым летом неизвестный позвонил одной жительнице, пожилой женщине, и сказал, что ей сломают спину. Также, с его слов, угрозы поступали еще одному инициативному жителю садоводства. «Ему угрожали пальцы отрубить, если не перестанет задавать вопросы и лезть не в свое дело», — говорит Василий Барнич.
Но частая смена председателя — не единственная проблема садоводства. Членами СНТ числятся около 70 человек, однако большая часть из них уже давно перестала платить членские взносы.
— А за что платить-то, у нас нет сторожей, дороги не убирают, членские книжки не выдают. Все деньги, которые раньше платили, уходили в никуда, — говорит одна из жительниц.
Еще одна серьезная проблема СНТ — большой долг за электричество перед «Энергосбытом». Как рассказал Василий, 50 домов СНТ за свет платят не напрямую ресурсоснабжающей организации, а через управляющую компанию. «Люди деньги платили, но вот до „Энергосбыта“ они так и не дошли, теперь на садоводство подали в суд, а долг, между прочим, составляет более миллиона рублей», — поясняет он.
Кроме этого, на территории СНТ построено двенадцать общежитий, хотя по закону в садоводстве могут находиться только частные дома. В них расположено около 300 квартир площадью 18 квадратных метров, и все они за небольшие деньги сдаются. Жилые площади оформлены как частные дома. Собственник этих строений — бывший председатель СНТ Евгений Ворельман.
— Мы писали заявления в полицию на наших уже бывших председателей, которые устроили здесь этот беспредел, но получали только отписки, — добавляет Василий.
В это время ко мне подходит пожилая женщина. Светлане Васильевне Грищенко 81 год, она переехала в СНТ еще в 1968 году, когда вышла замуж. Как вспоминает женщина, проблемы в садоводстве начались, когда десять лет назад председателем стал Ворельман. «Землю стали оформлять, которая относится к общесадоводческому имуществу, заборы везде понаставили — пройти нельзя», — вспоминает она.
— А ведь он меня еще и облапошил на 105 тысяч рублей. Наш бывший председатель деньги с меня взял, сказал, водопровод проведут, чтобы вода была в доме. Водопровод провели ко всем, а меня к нему и не подключили. Я до сих пор хожу на водоколонку с бутылками. А мне уже 81 год, — вытирая слезы, говорит женщина.
Проблем, действительно, в СНТ много. Но люди не намерены сдаваться, они будут обращаться в следственные органы и прокуратуру, чтобы добиться справедливости и навести порядок в садоводстве.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото автора
Анастасия Маркова, IRK.ru
Вот она картина России, бардак сплошной..