Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как иркутянин пересек Байкал на велосипеде за три дня и шесть часов

В конце апреля Евгений Глазунов в одиночку на велосипеде пересек Байкал за три дня и шесть часов. От Слюдянки до Северобайкальска спортсмен проехал 663 километра. О том, как Евгений готовился к заезду и как прошло путешествие, — читайте в материале IRK.ru.

В 2012 году у меня уже был подобный опыт — я участвовал в гонке «Siberian Black Ice Race» в дисциплине «марафон» и выиграл ее. Организатором мероприятия была английская фирма, которая устраивала экстремальные гонки по всему миру. Соревнование я выиграл, проехав на велосипеде от Листвянки до Северобайкальска за четыре дня. К гонке специально готовился: наездил 1000 километров перед этим.

Евгений Глазунов встретился с журналистом IRK.ru. Фото Маргариты Романовой
Евгений Глазунов встретился с журналистом IRK.ru. Фото Маргариты Романовой

Мероприятие в тот год проходило в марте. Условия были достаточно жесткие: ночевать можно было не на льду, но докупать продукты или, например, батарейки — нельзя. С чем стартовал, с тем и едешь. Я не знал, сколько времени займет переход, какая будет погода, поэтому взял с собой продуктов с запасом, палатку, спальник, несколько газовых баллонов. Завершив дистанцию, понял, что если выбросить все лишнее, можно пройти ее быстрее.

В этом году я решил самостоятельно повторить маршрут 2012 года. Готовиться начал с середины февраля. Сначала проехал 120 километров от Листвянки до Песчанки и обратно, а потом еще от Култука до Листвянки. Кроме этого, я много бегал на лыжах, чтобы повысить выносливость. И не переставал заниматься ледолазанием и бегом. Я был уверен в своих силах, единственное — беспокоила старая травма моего колена: оно могло отказать при повышенной нагрузке.

На озере в некоторых местах даже в пределах двух километров ледовая обстановка может значительно различаться
На озере в некоторых местах даже в пределах двух километров ледовая обстановка может значительно различаться

Параллельно мониторил обстановку на Байкале, чтобы проложить безопасный маршрут и вычислить оптимальное время для старта. С юга на север Байкал проходит через несколько климатических зон, поэтому ледовая обстановка на озере очень разная: где-то из-за больших глубин вода замерзает неохотно, а где-то — наоборот. Это надо учитывать, чтобы не провалиться под лед.

Готовясь к заезду, я впервые опробовал на себе практику так называемого «углеводного шока», чтобы сбросить несколько килограммов перед заездом. С конца февраля сократил употребление углеводов, сладкого и мучного примерно на 70 процентов. Благодаря этому я похудел на пять килограммов. А во время прохождения дистанции, наоборот, не ограничивал себя ни в сладком, ни в углеводах, что дало значительный прирост функциональных возможностей всего организма.

Перед заездом Евгений переставил на велосипеде переключатели скоростей, установил шипованные покрышки, выкрутил все крепежные болты, снял фонарики, катафоты, пластиковую защиту цепи, тормоза
Перед заездом Евгений переставил на велосипеде переключатели скоростей, установил шипованные покрышки, выкрутил все крепежные болты, снял фонарики, катафоты, пластиковую защиту цепи, тормоза

В путешествие я отправился на обычном «кросс-кантри» велосипеде, который подходит для быстрого преодоления расстояния. Он отличается повышенной стойкостью при езде по неровной поверхности и хорошим сцеплением с ней. Я немного доработал велик: переставил переключатели скоростей, установил шипованные покрышки. Чтобы сделать велосипед еще более легким, выкрутил все крепежные болты, снял все, без чего можно обойтись, — фонарики, катафоты, пластиковую защиту цепи, тормоза.

В этот раз отправился в путешествие налегке, без палатки и больших запасов еды, взяв с собой только самые необходимые вещи. Из одежды: термобелье, спортивные штаны, флиска, мембранная куртка, пуховый жилет, запасная футболка, штормовая куртка (без нее можно было обойтись), легкие сапоги из пены, которые пригодились, когда промочил кроссовок при форсировании трещины, и шапка. Из дополнительной экипировки — только солнцезащитные очки.

Еды взял немного, около трех килограммов: один килограмм яблок, 600 граммов орехов, несколько плиток шоколада, палка колбасы, булка хлеба, восемь пачек лапши быстрого приготовления, листовой чай, сахар. Никаких энергетических напитков и специальных препаратов. Забегая вперед, скажу, что этого мне хватило на полпути. Потом в магазине на МРС купил немного продуктов на вторую половину путешествия.

С собой также взял пуховый спальник, спасательное одеяло из фольги, туристический коврик — такой комплект поможет пережить любую ночь в лесу или на льду. Также — маленькую горелку, небольшую кастрюлю с крышкой, которая служила тарелкой, ложку, нож, термос, один большой газовый баллон, несколько зажигалок, фонарик, комплект запасных батареек. Собрал с собой аптечку из обезболивающего в ампулах для инъекций, бинта, согревающей мази, йода, зеленки.

От мыса Малый Черемшаный до мыса Котельниковский лед был занесен снегом
От мыса Малый Черемшаный до мыса Котельниковский лед был занесен снегом

Из велозапчастей у меня были четыре запасные камеры, цепь, насос, два замка для цепи, ключик-шестигранник. Для связи у меня был сотовый телефон. Ориентировался по обычной бумажной карте, на которой в 2012 году мой приятель обозначил все мысы и расстояния. Все вещи решил сложить в велобагажник и сумку «велоштаны», отказавшись от рюкзака.

Предварительно ни с кем о ночевке не договаривался. Я просто ехал и там, где меня заставала ночь, в пределах двух часов находил место для ночлега. Вариантов было много (смеется). Мог спокойно выйти на берег в любом месте и переночевать на турбазе, мог и в зимовье заночевать, а если погода позволяла — устроиться в спальнике под открытым небом и отдохнуть три-пять часов.

Ехать против ветра не хотелось. Поэтому я дождался благоприятного прогноза, быстро собрался, прыгнул в машину в четыре часа ночи, доехал до Слюдянки, оставил там машину и стартанул. В путешествие я отправился в шесть сорок утра.

На своем пути Евгений встречал людей, которые составляли ему компанию во время отдыха
На своем пути Евгений встречал людей, которые составляли ему компанию во время отдыха

На юге Байкала на льду уже начали образовываться забереги, и, чтобы не провалиться, мне нужно было быстро ехать. Нашел проход и поехал напрямую в направлении Листвянки — к счастью, без происшествий добрался за 4,5 часа. Там пообедал и двинулся дальше на север. Ехать мне пришлось уже против ветра, поэтому смог добраться только до бухты Песчаной. Если бы был попутный ветер, то остановку сделал бы в Бугульдейке, но я устал, и очень хотелось спать.

На следующий день поехал в сторону Ольхона и к обеду я был уже на МРС. Погода была отличная, ветер дул в попутном направлении. На льду было много широких трещин и отверстий, из которых выглядывали нерпы. Одну из трещин мне пришлось на ходу перескочить по небольшому мостику в виде вмерзшей льдины. Терять время на объезд не хотелось, поэтому я рискнул. Добрался до Ольхонских ворот, там местами уже стоит открытая вода, и я осторожно проехал вдоль берега.

На МРС докупил продукты и поехал в сторону Хужира. В итоге в тот день проехал даже больше, чем запланировал, — на 20 километров — и добрался до села Онгурен. Заночевал в рыбацком зимовье, которое находится рядом с церковью.

Недостаток жидкости в организме при физической активности может привести к сгущению крови и повышенной нагрузке на сердце. Это, в свою очередь, — к кислородному голоданию органов и тканей и головокружению. Чтобы этого избежать, я пил много воды, иногда восемь литров только за один день. С помощью разведенного в воде «Регидрона» поддерживал баланс водно-солевого обмена, чтобы не забивались мышцы, — это невкусно, но заставлял себя сделать глоток хотя бы раз в десять километров. Кроме этого, у меня был с собой термос с чаем. Кипяток я по возможности добывал на берегу.

Третий день был самым трудным: мне нужно было от Онгурена проехать как можно дальше на север. Погода была плохая: с Байкальского хребта дул боковой ветер, и меня буквально сносило, приходилось прикладывать большие усилия, чтобы не завалиться.

В середине пути треснула труба на раме велосипеда. Евгению пришлось сидение ставить ниже, затянув его хомутом, и так ехать
В середине пути треснула труба на раме велосипеда. Евгению пришлось сидение ставить ниже, затянув его хомутом, и так ехать

Но уже на подъезде к мысу Заварочный ветер прекратился, однако, я столкнулся с другим препятствием — лед был занесен снегом. Так, от мыса Малый Черемшаный до мыса Котельниковский мне пришлось практически прорываться. Почти двадцать километров я ехал по занесенному снегом льду. Было трудно, местами пришлось велик тащить на себе, так как пройти можно было только пешком. В 2012 году участники соревнований проезжали по накатанным рыбаками дорожкам, в этот раз их не было.

У меня не было цели поставить рекорд или кому-то что-то доказать. Скорее, я соревновался с собой, мне было важно уложиться в четыре дня — и я это сделал, проехав маршрут быстрее, чем в 2012 году.

До мыса я доехал уже ночью. На ночевку остановился на турбазе — она была закрыта, и сторожа не хотели меня пускать, но я был настойчив, так как очень устал. Большое спасибо Павлу, работнику базы, что пошел навстречу и разрешил остаться!

На следующий день я преодолел 76 километров и финишировал в Северобайкальске. Там меня встретили приятели, и вместе мы доехали до самой северной точки, где стоит стела в виде компаса. Расстояние в 663 километра от Слюдянки до Северобайкальска я преодолел за три дня и шесть часов. В первый день — 174 километра, второй день — 211, третий день – 202, и еще 76 километров на финише.

Евгений проехал 663 километров от Слюдянки до Северобайкальска за три дня и шесть часов
Евгений проехал 663 километров от Слюдянки до Северобайкальска за три дня и шесть часов

Обратно до Иркутска я добрался на поезде. Дорога заняла около 30 часов, которые я с удовольствием проспал. Хотел улететь на самолете, но билетов не было.

Я не боюсь путешествовать в одиночку. Те, кого я встречал на пути, принимали меня за местного. Самое страшное, что могло произойти, – это если бы я утопил велосипед и остался мокрым посередине озера или получил травму и не смог продолжить путешествие. Конечно, не все было гладко.

От езды по неровному льду с покрышки заднего колеса вылетели практически все шипы. Из-за этого однажды, когда я объезжал препятствие, велосипед повело, и я на скорости упал с него. К счастью, успел сгруппироваться и при падении ничего не сломал — встал, отряхнулся и поехал дальше. Также треснула труба на раме велосипеда. Пришлось сидение ставить ниже, затянув его хомутом, и так ехать.

Маршрут, по которому проехал спортсмен
Маршрут, по которому проехал спортсмен

О своем заезде я сообщил в МЧС — это нужно делать обязательно. У меня был связной человек из Байкальского поисково-спасательного отряда, ему я отписывался каждый день: где я нахожусь и все ли у меня хорошо.

Что я чувствовал во время заезда? Ощущение полной свободы! В таких путешествиях мне не нужна компания — я еду в своем темпе, в своих мыслях, на пределе своих возможностей. Недавно прочитал о том, как один любитель велопутешествий проехал за месяц всю Байкало-Амурскую магистраль на велосипеде, от Тынды до Братска. Может, однажды и я соберусь преодолеть это расстояние. Планов много.

Беседовала Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Евгения Глазунова

Беседовала Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Elena Tkachuk 12 мая 2021 в 10:33

    Молодец, Евгений!
    Смириться с гибелью брата очень сложно.
    Удачи Вам для осуществления всех планов, Отличной погоды и хороших людей на пути. улыбаюсь

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля