В 2012 году у меня уже был подобный опыт — я участвовал в гонке «Siberian Black Ice Race» в дисциплине «марафон» и выиграл ее. Организатором мероприятия была английская фирма, которая устраивала экстремальные гонки по всему миру. Соревнование я выиграл, проехав на велосипеде от Листвянки до Северобайкальска за четыре дня. К гонке специально готовился: наездил 1000 километров перед этим.
Мероприятие в тот год проходило в марте. Условия были достаточно жесткие: ночевать можно было не на льду, но докупать продукты или, например, батарейки — нельзя. С чем стартовал, с тем и едешь. Я не знал, сколько времени займет переход, какая будет погода, поэтому взял с собой продуктов с запасом, палатку, спальник, несколько газовых баллонов. Завершив дистанцию, понял, что если выбросить все лишнее, можно пройти ее быстрее.
В этом году я решил самостоятельно повторить маршрут 2012 года. Готовиться начал с середины февраля. Сначала проехал 120 километров от Листвянки до Песчанки и обратно, а потом еще от Култука до Листвянки. Кроме этого, я много бегал на лыжах, чтобы повысить выносливость. И не переставал заниматься ледолазанием и бегом. Я был уверен в своих силах, единственное — беспокоила старая травма моего колена: оно могло отказать при повышенной нагрузке.
Параллельно мониторил обстановку на Байкале, чтобы проложить безопасный маршрут и вычислить оптимальное время для старта. С юга на север Байкал проходит через несколько климатических зон, поэтому ледовая обстановка на озере очень разная: где-то из-за больших глубин вода замерзает неохотно, а где-то — наоборот. Это надо учитывать, чтобы не провалиться под лед.
Готовясь к заезду, я впервые опробовал на себе практику так называемого «углеводного шока», чтобы сбросить несколько килограммов перед заездом. С конца февраля сократил употребление углеводов, сладкого и мучного примерно на 70 процентов. Благодаря этому я похудел на пять килограммов. А во время прохождения дистанции, наоборот, не ограничивал себя ни в сладком, ни в углеводах, что дало значительный прирост функциональных возможностей всего организма.
В путешествие я отправился на обычном «кросс-кантри» велосипеде, который подходит для быстрого преодоления расстояния. Он отличается повышенной стойкостью при езде по неровной поверхности и хорошим сцеплением с ней. Я немного доработал велик: переставил переключатели скоростей, установил шипованные покрышки. Чтобы сделать велосипед еще более легким, выкрутил все крепежные болты, снял все, без чего можно обойтись, — фонарики, катафоты, пластиковую защиту цепи, тормоза.
В этот раз отправился в путешествие налегке, без палатки и больших запасов еды, взяв с собой только самые необходимые вещи. Из одежды: термобелье, спортивные штаны, флиска, мембранная куртка, пуховый жилет, запасная футболка, штормовая куртка (без нее можно было обойтись), легкие сапоги из пены, которые пригодились, когда промочил кроссовок при форсировании трещины, и шапка. Из дополнительной экипировки — только солнцезащитные очки.
Еды взял немного, около трех килограммов: один килограмм яблок, 600 граммов орехов, несколько плиток шоколада, палка колбасы, булка хлеба, восемь пачек лапши быстрого приготовления, листовой чай, сахар. Никаких энергетических напитков и специальных препаратов. Забегая вперед, скажу, что этого мне хватило на полпути. Потом в магазине на МРС купил немного продуктов на вторую половину путешествия.
С собой также взял пуховый спальник, спасательное одеяло из фольги, туристический коврик — такой комплект поможет пережить любую ночь в лесу или на льду. Также — маленькую горелку, небольшую кастрюлю с крышкой, которая служила тарелкой, ложку, нож, термос, один большой газовый баллон, несколько зажигалок, фонарик, комплект запасных батареек. Собрал с собой аптечку из обезболивающего в ампулах для инъекций, бинта, согревающей мази, йода, зеленки.
Из велозапчастей у меня были четыре запасные камеры, цепь, насос, два замка для цепи, ключик-шестигранник. Для связи у меня был сотовый телефон. Ориентировался по обычной бумажной карте, на которой в 2012 году мой приятель обозначил все мысы и расстояния. Все вещи решил сложить в велобагажник и сумку «велоштаны», отказавшись от рюкзака.
Предварительно ни с кем о ночевке не договаривался. Я просто ехал и там, где меня заставала ночь, в пределах двух часов находил место для ночлега. Вариантов было много (смеется). Мог спокойно выйти на берег в любом месте и переночевать на турбазе, мог и в зимовье заночевать, а если погода позволяла — устроиться в спальнике под открытым небом и отдохнуть три-пять часов.
Ехать против ветра не хотелось. Поэтому я дождался благоприятного прогноза, быстро собрался, прыгнул в машину в четыре часа ночи, доехал до Слюдянки, оставил там машину и стартанул. В путешествие я отправился в шесть сорок утра.
На юге Байкала на льду уже начали образовываться забереги, и, чтобы не провалиться, мне нужно было быстро ехать. Нашел проход и поехал напрямую в направлении Листвянки — к счастью, без происшествий добрался за 4,5 часа. Там пообедал и двинулся дальше на север. Ехать мне пришлось уже против ветра, поэтому смог добраться только до бухты Песчаной. Если бы был попутный ветер, то остановку сделал бы в Бугульдейке, но я устал, и очень хотелось спать.
На следующий день поехал в сторону Ольхона и к обеду я был уже на МРС. Погода была отличная, ветер дул в попутном направлении. На льду было много широких трещин и отверстий, из которых выглядывали нерпы. Одну из трещин мне пришлось на ходу перескочить по небольшому мостику в виде вмерзшей льдины. Терять время на объезд не хотелось, поэтому я рискнул. Добрался до Ольхонских ворот, там местами уже стоит открытая вода, и я осторожно проехал вдоль берега.
На МРС докупил продукты и поехал в сторону Хужира. В итоге в тот день проехал даже больше, чем запланировал, — на 20 километров — и добрался до села Онгурен. Заночевал в рыбацком зимовье, которое находится рядом с церковью.
Недостаток жидкости в организме при физической активности может привести к сгущению крови и повышенной нагрузке на сердце. Это, в свою очередь, — к кислородному голоданию органов и тканей и головокружению. Чтобы этого избежать, я пил много воды, иногда восемь литров только за один день. С помощью разведенного в воде «Регидрона» поддерживал баланс водно-солевого обмена, чтобы не забивались мышцы, — это невкусно, но заставлял себя сделать глоток хотя бы раз в десять километров. Кроме этого, у меня был с собой термос с чаем. Кипяток я по возможности добывал на берегу.
Третий день был самым трудным: мне нужно было от Онгурена проехать как можно дальше на север. Погода была плохая: с Байкальского хребта дул боковой ветер, и меня буквально сносило, приходилось прикладывать большие усилия, чтобы не завалиться.
Но уже на подъезде к мысу Заварочный ветер прекратился, однако, я столкнулся с другим препятствием — лед был занесен снегом. Так, от мыса Малый Черемшаный до мыса Котельниковский мне пришлось практически прорываться. Почти двадцать километров я ехал по занесенному снегом льду. Было трудно, местами пришлось велик тащить на себе, так как пройти можно было только пешком. В 2012 году участники соревнований проезжали по накатанным рыбаками дорожкам, в этот раз их не было.
У меня не было цели поставить рекорд или кому-то что-то доказать. Скорее, я соревновался с собой, мне было важно уложиться в четыре дня — и я это сделал, проехав маршрут быстрее, чем в 2012 году.
До мыса я доехал уже ночью. На ночевку остановился на турбазе — она была закрыта, и сторожа не хотели меня пускать, но я был настойчив, так как очень устал. Большое спасибо Павлу, работнику базы, что пошел навстречу и разрешил остаться!
На следующий день я преодолел 76 километров и финишировал в Северобайкальске. Там меня встретили приятели, и вместе мы доехали до самой северной точки, где стоит стела в виде компаса. Расстояние в 663 километра от Слюдянки до Северобайкальска я преодолел за три дня и шесть часов. В первый день — 174 километра, второй день — 211, третий день – 202, и еще 76 километров на финише.
Обратно до Иркутска я добрался на поезде. Дорога заняла около 30 часов, которые я с удовольствием проспал. Хотел улететь на самолете, но билетов не было.
Я не боюсь путешествовать в одиночку. Те, кого я встречал на пути, принимали меня за местного. Самое страшное, что могло произойти, – это если бы я утопил велосипед и остался мокрым посередине озера или получил травму и не смог продолжить путешествие. Конечно, не все было гладко.
От езды по неровному льду с покрышки заднего колеса вылетели практически все шипы. Из-за этого однажды, когда я объезжал препятствие, велосипед повело, и я на скорости упал с него. К счастью, успел сгруппироваться и при падении ничего не сломал — встал, отряхнулся и поехал дальше. Также треснула труба на раме велосипеда. Пришлось сидение ставить ниже, затянув его хомутом, и так ехать.
О своем заезде я сообщил в МЧС — это нужно делать обязательно. У меня был связной человек из Байкальского поисково-спасательного отряда, ему я отписывался каждый день: где я нахожусь и все ли у меня хорошо.
Что я чувствовал во время заезда? Ощущение полной свободы! В таких путешествиях мне не нужна компания — я еду в своем темпе, в своих мыслях, на пределе своих возможностей. Недавно прочитал о том, как один любитель велопутешествий проехал за месяц всю Байкало-Амурскую магистраль на велосипеде, от Тынды до Братска. Может, однажды и я соберусь преодолеть это расстояние. Планов много.
Беседовала Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Евгения Глазунова
Беседовала Анастасия Маркова, IRK.ru
Молодец, Евгений!
Смириться с гибелью брата очень сложно.
Удачи Вам для осуществления всех планов, Отличной погоды и хороших людей на пути.