Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Эксперт по развитию городов: Иркутск не очень амбициозный, он сосредоточен внутри себя

Эксперт по развитию и брендингу городов Василий Дубейковский в мае посетил Иркутск. Сейчас его команда создает «третье место» в Усть-Куте — пространство, где можно будет обсуждать городские проекты и идеи. Вместе с Василием мы прошли по центру Иркутска и поговорили о визуальном образе города, его историческом наследии, об «иркутскости» и бренде, который не понравился иркутянам.

Василий Дубейковский первый раз приезжал в Иркутск в 2007 году. Периодически он бывает здесь проездом. Так получилось и в этот раз. О прогулке по центру города мы договорились заранее, составили примерный маршрут и вопросы, которые хотелось бы обсудить.

Василий прилетел из Усть-Кута, где идет работа по созданию «третьего места» (вне дома и вне работы) — современное общественное пространство для активных жителей и городских сообществ. Его открытие запланировано до конца 2021 года. Усть-Кут станет одним из первых малых городов России, в котором появится подобная площадка. Инициаторами проекта выступают Ассоциация «Русский Лес» и Иркутская нефтяная компания.

На какие города похож Иркутск?

Первое впечатление об Иркутске у меня сложилось, когда еще не было 130-го квартала. С тех пор очень многое изменилось.

Как человек, который побывал во всех регионах России и знает 400 городов, я подумал, с чем можно сравнить Иркутск. По количеству населения, соотношению с соседями, целостности и наличию рядом удивительной природы, в том числе большой воды, наиболее близки к нему Астрахань и Саратов.

Эти областные центры тоже удалены от городов-миллионников, у них есть история и в связи с этим нетипичная городская планировка и организация жизни. В плане исторической застройки Иркутск еще можно сравнить с Оренбургом.

Мы сейчас идем по Урицкого, и она напоминает мне улицу Кирова в Саратове. Во многих областных центрах так выглядела бы центральная улица после реконструкции. Если говорить про трафик, то, по-моему, неплохо для дня среды.

У меня большая насмотренность и участие в разных проектах. Замечаю, что обычно местные жители, рассказывая про свой город, начинают в хорошем искать что-нибудь плохое, чего не хватает.

Иркутск, кстати, единственный город, где маршрут «зеленая линия» составлен с переводом на китайский язык. Проблема всех инфраструктурных проектов — пешеходных улиц, зеленой линии и третьих мест — в том, что при их реализации многие мыслят категориями метража, себестоимости, при этом заявляя, что будет новая культура. Главный вопрос, кто потом будет вокруг этого создавать жизнь, немного отодвигают назад.

Наследие конструктивизма

В Иркутске сохранились здания в стиле конструктивизма. Мне кажется, эта страница истории еще не осмыслена самим городом. Пройдет лет пять и сюда будут водить экскурсии.

Конструктивизм — архитектурное воплощение авангарда. Это самый большой вклад русских в мировую архитектуру. Кижи никто не будет повторять, как и пирамиду Хеопса. Если посмотреть современные архитектурные проекты, то в них очень многое вдохновлено конструктивизмом.

У этого здания (переулок Пионерский, 10 — прим. авт.) интересная история, первый раз я его увидел больше 10 лет назад. Причем, обратите внимание, круглые выступы сделаны из кирпича, потому что бетона не хватало и ему находили замену. Образец типового конструктивизма, который рекомендую посмотреть всем, кто будет в Иркутске.

Я как человек, который последние 6,5 лет жил в малом городе, стал по-особому ценить, когда не давят здания. В центре Иркутска комфортнее, чем в городах-миллионниках. Мне нравится соразмерность зданий, чего не скажешь о современных жилых кварталах. Здесь чувствуешь себя более значимым, потому что над тобой не довлеет высота.

«У каждого деревянного дома своя история»

130-й квартал — главный положительный пример, если говорить о городском развитии за последние годы. Потому что проблемы везде одинаковые и они никому не интересны за пределами Иркутска. Города отличаются только уникальными практиками. Много ли куда Татарстан едет, чтобы учиться и пытаться скопировать? Нет, а в Иркутск едет.

Историю определяете только вы. Иркутск как раз тот город, который понимает, что какого-то правильного, одного решения — нет. 130-й квартал с одной стороны показывает, что можно делать общую историю, с другой стороны — что существует много разных мнений.

Очень важно для города и его коммуникаций, когда в старых домах продолжается жизнь. Мне кажется, ключевой вопрос в субъектности, что дом дает городу помимо визуальной еще какую-то функцию, и есть человек или группа людей, которые знают, как его использовать и что там делать.

При таком количестве деревянной застройки, как в Иркутске, превращать все в музей — это история не про развитие города, а про консервацию.

Есть отличный пример Томска по сохранению и восстановлению исторической застройки. У них компания или конкретный человек могут за свой счет и для себя отреставрировать деревянный дом, а взамен получить арендную плату рубль в год.

Каждый такой дом уникален, у него своя история, свой бренд. И любая история завязана на людях. Они вносят свой вклад в развитие города, и это ценно. Иркутск тоже движется в этом направлении. Естественно, что функционал зданий меняется, но главное, что они продолжают жить.

Можно бесконечно спорить о том, что хорошо, а что плохо, но я бы пожелал всем городам уйти от музейного подхода и не консервировать исторические здания. 10 лет назад в Иркутске дискуссия вокруг этого была значительно ниже качеством и гораздо меньше было представления о сценариях использования деревянного наследия. Круто, что сейчас у вас есть разные проекты, дискуссионные площадки и опыт в этой теме.

Для «третьего места» в Усть-Куте содержательная полемика вокруг 130-го квартала в областном центре — шикарный пример ответа на вопрос, а зачем вообще нужно открытое общественное пространство с фокусом на дискуссионный формат.

Почему иркутяне не приняли бренд города?

Разработка бренда для Иркутска проходила в сжатые сроки. Команде, которая занималась этим проектом, не хватило времени, чтобы вовлечь горожан, обсудить с ними и создать ожидание, а это критически важно. Я бы назвал предложенное решение смелым. Наверняка есть те, кому оно понравилось, но большинство иркутян его не приняли.

Почему возникло отторжение? Базис территориального брендинга — идентичность людей. Они должны понимать про них это или нет. Иркутяне дружно высказались: это не про нас. Очень тяжело для 600 тысяч человек найти, что будет их.

Визуальное восприятие меняется, пройдет лет 30 и этот бренд будут оценивать иначе. Я уверен, что у команды, которая его предлагала, точно не было цели плюнуть иркутянам в душу.

Бренд города — это больше про образ жизни, про совокупность персональных брендов людей, живущих в нем.

Для таких городов, как Иркутск, в мировой практике особо нет примеров, как создать идею, которая всем понравится. Потому что много интересантов: потенциальные разработчики, дизайнеры, научное сообщество, историки, политики. Любой житель может что угодно говорить о своем городе, и это тонкая материя — как общаться и приходить к общей идее.

Мне кажется, для Иркутска более актуальное явление — брендинг районов. Такой прием обычно используют в городах-миллионниках. В любом случае, ваш опыт полезен для других городов. Хорошо, что разработка бренда проходила публично и обсуждалась.

«Тема переименования улиц глубже, чем кажется»

Нашумевшая история с переименованием улиц произошла в Калужской области. Там собирались вернуть исторические названия 15 улицам и главной площади в центре города Таруса. Что там началось, все поднялись, жители просто разделились на два лагеря. Пока решение отложили на год.

Мне кажется, здесь вопрос глубже, чем может показаться. У людей совершенно не проговорена тема Гражданской войны, не отрефлексирована, и это то, что требуется обществу. Понятно, что отношение к истории у всех разное. Ситуации с переименованием улиц иллюстрируют каламбур про то, что Россия — страна с непредсказуемой историей.

Если говорить о визуальной составляющей, то подход простой — дублирование названия улиц. Можно сделать красивые таблички с учетом дизайн-кода, вряд ли кто-то будет с этим спорить. В решении подобных вопросов важна дипломатия, должны быть модераторы, которые готовы не только свою точку зрения высказать, но и поставить задачу организовать качественную дискуссию.

Феномен малых городов

В Иркутской области расположены 22 города, 18 из них относятся к малым. И в этом особенность вашего региона, потому что, в среднем, количество городов в одном субъекте значительно меньше — 13, из них 9 — малые. Если говорить про Иркутск, то он не такой гигантомантский как миллионники, в нем полегче, и вы как жители должны это чувствовать и ценить.

Я — адепт малых территорий, поэтому не разделяю идею создания иркутской агломерации. Тот же Ангарск вполне себе самостоятельный город, у него есть внутренняя идентичность. Можно формально создать агломерацию, но результат будет такой же как у брендинга — отторжение.

Как человек, который последние 6,5 лет жил в городе с населением 37 тысяч человек, а до этого 14 лет жил в Москве, могу сказать, что чем меньше населенный пункт, тем теснее связи и более значимым становится каждый человек. В Иркутске, например, в два раза значимее каждый житель, чем в Екатеринбурге.

У нас в стране 1116 городов, из них 945 — с населением до 100 тысяч человек, и это совершенно другая жизнь. Мы с женой всегда хотели пожить в малом городе. Когда появилась первая дочь, семьей переехали в Урюпинск. Прекрасно понимали, что первые годы жизни ребенку будет лучше в маленьком городе.

Работа у нас не привязана к месту жительства, поэтому мы могли выбрать любой город. Жена — графический дизайнер, а я — специалист по развитию городов. Мы делали бренд-платформу для Урюпинска, поэтому что-то о нем знали. Город показался комфортным, он отвечал нашим требованиям, а нам хотелось попробовать себя в общественной деятельности.

В малом городе легче получить опыт и осознание того, что ты можешь его менять.

В этом смысле в Урюпинске мы пережили мощнейшее внутреннее перевоплощение, осознавая, что мы можем воплощать свои идеи. Нам удалось создать там активное сообщество горожан. В конце 2020 года уже с двумя дочерьми мы переехали в Калугу.

Калуга в девять раз больше Урюпинска. Не успели мы распаковать вещи, а нас, как активистов, сразу спросили: «Что будете у нас делать?». Когда есть успешный опыт реализации городских проектов, уже не можешь от этого отказаться, куда бы ни приехал.

Что скрывает «иркутскость», и как полюбить свой город?

К понятию «иркутскость», насколько я знаю, относится в том числе нежелание с кем-то себя сравнивать. Иркутск не особо ориентирован на то, чтобы что-то скопировать. По моим ощущениям у города хорошо получается генерировать идеи, смыслы внутри себя, жить по-своему, и это очень круто.

При этом я бы не сказал, что он сильно амбициозный в плане соревнований с другими городами. Иркутск географически отстраненный и больше сосредоточен внутри себя.

Бывая в разных городах, я часто сталкиваюсь с мнением жителей, что в других городах лучше. Многие не понимают, что город — это ты. Иркутск — ничто иное как сумма жителей и взаимосвязей между ними.

Когда люди ругают свой город, они пытаются абстрагироваться от личных проблем.

Простой способ полюбить свой город — уехать из него. Очень часто, особенно на малых территориях, движущей силой становятся те, кто имеет опыт жизни в других городах. Это либо те, кто родился и вернулся, либо те, кто переехал и раньше никак не был связан с этим местом.

В малых городах много тех, кто никогда не уезжал, и у них нет осознанного опыта, где жить. Они там родились и живут. Плюс многие пытаются свалить на город свои проблемы и невзгоды. Когда человек переезжает, это его выбор, осознанное решение. Но с возрастом он все равно тяготеет к своей малой родине, потому что выступает носителем этой идентичности.

Земляки — фантастический ресурс развития провинции. Надеюсь, что создаваемое «третье место» в Усть-Куте будет его активно использовать.

Если человек осознает, что он сам формирует свою жизнь, что может менять свой город, то это дает очень большой ресурс. Всегда будут те, кто всем недоволен, кому все плохо, и те, кто что-то делают, вносят вклад в развитие города. Иркутск в этом смысле не исключение.

Алина Вовчек, IRK.ru
Фотографии Маргариты Романовой

Алина Вовчек, IRK.ru

  • Alex Krasnow 24 июня 2021 в 14:31

    А в плане общей неухоженности город прямо схож с Читой.
    Кстати, «иркутсккость» чо-то так и не зашло в обиход, в первый раз года за 3 вижу этот мерзкий новояз.
    Зато денег за него оплачено столичным проходимцам - мама, не горюй. Полгода можно было улицы убирать

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля