Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Электромобили: риски или выгода?

Электромобили: риски или выгода?

По итогам 2020 года россияне в общей сложности приобрели 687 новых электромобилей, отмечает аналитическое агентство «Автостат». Это на 95% больше, чем в 2019 году. Однако на дорогах нашей страны и области продолжают господствовать машины с двигателями внутреннего сгорания.

В чем причинах слабой популярности электромобилей в России и Иркутской области, в частности, мы разбирались вместе директором Межрегиональной Ассоциации экологичного транспорта и основателем клуба «Nissan Leaf Байкал» Сергеем Сергеевым, председателем Межрегиональной Ассоциации экологичного транспорта Денисом Татарниковым, директором интернет-магазина экотоваров «Экоштучки» и официальным представителем компании EnergyStar в Иркутске Антоном Соколовым, а также руководителем энергетического бизнеса En+ Group Михаилом Хардиковым.

Цена вопроса

И Сергей Сергеев, и Денис Татарников, и Антон Соколов четыре года назад пересели с автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на электрички, как они их ласково называют. И все отмечают, что цена электромобиля зависит от потребностей покупателя – живете вы в городе или пригороде, как часто пользуетесь автомобилем. «Чем дороже машина, тем дальше она проезжает», – отмечает Антон.

Антон Соколов, официальный представитель компании EnergyStar в Иркутске
Антон Соколов, официальный представитель компании EnergyStar в Иркутске

В Иркутске можно купить как новые электрокары, так и бывшие в употреблении. Стоимость новых – от четырех миллионов, а японские б/у можно купить от 400 тысяч до 1,5 миллиона рублей. «И это вполне приемлемые машины, которые будут удовлетворять всем запросам тех, кто живет в городе», – добавляет Денис.

Денис Татарников, председателем Межрегиональной Ассоциации экологичного транспорта
Денис Татарников, председателем Межрегиональной Ассоциации экологичного транспорта

Можно ездить на любом электромобиле, даже на дешевом, если есть зарядная инфраструктура

Если вы вложились в покупку электроавтомобиля, то сможете сэкономить на «топливе». Особенно если заряжать машину от домашней розетки, где тариф 1,17 рубля. Зная максимальную емкость аккумулятора, легко высчитать стоимость одной полной зарядки. «Самые распространённые электрокары имеют максимальную ёмкость 24 киловатт-час от производителя, а по техническому состоянию – это 16-18 киловатт-час. Полный заряд электромобиля будет стоить 21,06 рубля. На самом дешевом электромобиле заряда хватает на 80 километров. На 100 километров получится около 30 рублей. Это даже дешевле, чем на общественном транспорте», – акцентирует Денис.

Сергей отмечает, что он ежемесячно на электроэнергию тратит 600-800 рублей вместе с квартирой: «У меня работа имеет разъездной характер, служба доставки, и я езжу очень много, часто заряжаюсь». Естественно, что зимой расход электроэнергии увеличивается (основным потребителем становится печка), а пробег сокращается вдвое. Чтобы облегчить себе жизнь, некоторые лифоводы добавляют тюнинг – устанавливают Webasto, которое позволяет не тратить электроэнергию на печку, или подогрев в форме тёплых полов.

Сергей Сергеев,  директор Межрегиональной Ассоциации экологичного транспорта и основатель клуба «Nissan Leaf Байкал»
Сергей Сергеев, директор Межрегиональной Ассоциации экологичного транспорта и основатель клуба «Nissan Leaf Байкал»

В привычную зиму -15…-20 градусов при каждодневной эксплуатации электромобиль выдерживает, даже если его хранить на улице. Батарея прогревается от заряда, от поездок, она не успевает быстро зимой остыть. Предел для распространенных литий-ионных батарей – до -20 градусов.

В обслуживании электромобили неприхотливы, отмечают наши собеседники. Денис: «Сам электродвигатель достаточно простой, там нет большого количества трущихся деталей, нет необходимости применять масло. В затраты на электромобиль входит периодическое обслуживанию редуктора передач, раз в 100 тысяч километров. Сами производители говорят, что кроме проверки состояния батареи, технического состояния подвески, специального обслуживания для электромобиля не требуется».

Зарядная инфраструктура

О зарядной инфраструктуре в Иркутской области нам рассказал руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков. На сегодняшний день в Приангарье действует 11 зарядных станций: восемь в Иркутске, по одной – в Ангарске, поселках Листвянка и Никола. Четыре из этих станций – мощностью 50 киловатт-час: три установила En+ Group, еще одна принадлежит Байкальской региональной компании.

Руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков: в области работает 11 зарядных станций
Руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков: в области работает 11 зарядных станций

До конца сентября 2021 года En+ Group планирует установить еще пять станций: три в Иркутске, по одной в Ангарске и Култуке. Станция в Култуке станет пробной, установленной вдоль федеральной трассы. Одним из направлений развития сети зарядных станций является дорога на Ольхон – поселки Усть-Ордынский, Баяндай, Еланцы. Опытная эксплуатация в Култуке покажет востребованность подобных станций.

Антон: Есть общедоступное приложение PlugShare, где отмечены зарядные посты. Там отмечены не только коммерческие станции, но и все владельцы электромобилей могут отметить свою домашнюю розетку. Там указаны телефон, место, условия зарядки. Вот этим приложением надо пользоваться, потому что много информации можно почерпнуть, чтобы не встать в городе или на трассе. Там отмечаются и кафешки, которые разрешают воспользоваться розеткой. Это сами владельцы машин, если куда-то едут далеко, договариваются и с согласия собственников добавляем точку в приложении.

PlugShare – карта зарядных станций для электромобилей в миреPlugShare

Электромобиль для путешествий

В 2017 году участники клуба «Nissan Leaf Байкал» совершили первый масштабный выезд на электромобилях за пределы города – на Ольхон. Подробнее о поездке рассказал ее участник Сергей Сергеев: «В эту поездку я поехал почти сразу, как приобрел электромобиль. В Баяндае мы подзарядились на одной из сети АЗС, дальше нам хватило до Еланцов, там подзарядились немного. Дальше паром и обустроились в одной из бухт. На следующий день поехали заряжаться на турбазу. На одной отказали в розетке, а на второй нас довольно радушно встретили. И за интересной беседой сопроводили к розетке. Большинству людей интересно пообщаться на эту тему, расспросить, потому что они что-то слышали, но вживую не трогали ещё». Так проходят все поездки Сергея. На электромобиле он уже доехал до Улан-Удэ и мыса Святой нос на Байкале.

Электрокары на Байкале. Фото из архива Сергея Сергеева
Электрокар по дороге в Улан-Удэ. Фото из архива Сергея Сергеева

Электрокары на Байкале. Фото из архива Сергея Сергеева

Электрокар по дороге в Улан-Удэ. Фото из архива Сергея Сергеева

Возможность проезжать на электрокарах большие расстояния доказывают и опытные путешественники. Так, в сентябре 2017 года в Иркутске останавливался участник благотворительного автопробега Mongol rally Кристофер Рамси. Путь от Лондона до Улан-Удэ он преодолел на 30-киловаттной версии Nissan Leaf. А в 2018 году через Иркутск прошла экологическая экспедиция Марека Каминского из Польши до Японии. На электромобиле он проехал шесть стран.

Марек Каминский – польский путешественник, полярник, автор книг, предприниматель. Первый и единственный человек в мире, который покорил оба полюса Земли в течение одного года, без помощи извнеwikipedia

Электромобиль для бизнеса

Возможность использовать электрокар для бизнеса на себе проверил Антон Соколов. Но в начале стоит отметить, что лифоводом он стал из-за экологии, а не экономии. Представительство компании по продаже экотоваров открылось в Иркутске в 2016 году, с того момента Антон задумался, как экологично доставлять продукцию: «У меня на первом месте была экология. Экономию на тот момент я не мог посчитать, потому что было неизвестно как машина себя поведет. Мне понравилось то, что можно в любой момент зарядить машину с розетки, и передвигаться по городу, не выделяя вредных газов».

Доставлять товары по городу на электромобиле в 20 раз дешевле, чем на бензиновом автомобиле
Доставлять товары по городу на электромобиле в 20 раз дешевле, чем на бензиновом автомобиле

По истечении четырех лет Антон уже может оценить и пользу для бизнеса. Доставлять товары по городу на электромобиле в 20 раз дешевле, чем на бензиновом автомобиле, – затраты на обслуживание и «топливо» в разы меньше. «Не задумываешься, сел и поехал по делам. Можно даже из Солнечного уехать в Ново-Ленино за спичками, и вернуться назад. Потому что доехать до Ново-Ленино стоит два рубля на электричке». Антон Соколов добавляет, что для развития бизнеса с использованием электромобилей, все же требуется достаточная сеть электрозаправок и экспресс-станций.

Электромобилей все больше, а что с утилизацией батарей?

Многие спорят, что экологичнее: автомобили с двигателями внутреннего сгорания или электрические аналоги. Главный минус электромобилей – это их же ключевой компонент, аккумуляторные батареи (АКБ). В большинстве электромобилей установлены литий-ионные аккумуляторы. Такие же, как в ноутбуке или телефоне. Они рассчитаны на 5–8 лет эксплуатации, после этого теряют около 15-20% емкости и подлежат замене. Просто так выбрасывать их нельзя, потому что аккумулятор содержит в себе литий, кадмий, никель, свинец – они будут заражать почву и грунтовые воды.

Проблемой утилизации традиционных батарей и аккумуляторов в мире занимаются уже на протяжении трех десятилетий. В США, Европе, Китае, Японии и России уже работают заводы по утилизации и переработке батарей от электромобилей.

При этом аккумуляторы можно использовать повторно и без переработки, например, для создания резервного источника энергии. В Иркутской области этот способ очень популярен, отмечают наши собеседники. «В свободной продаже старые ячейки от электромобилей найти сложно. Их покупают те, кто использует ветряки или солнечную энергетику. Также в Иркутске уже есть специалисты, которые на базе элементов LG Chem или компании CATL собирают новые батареи», – отмечает Сергей.

Денис: Чем хороши ещё электромобили? В большинстве случаев мы заряжаем электромобиль дома и заряжаем в ночное время. В мире существует, наверное все сталкивались, такое понятие как перекос потребления электроэнергии. Когда мы приходим домой, дома мы больше всего потребляет утром и вечером, а днем и ночью у нас потребление электричества снижается. Электромобиль позволяет для уровня электросетевой компании равномерно загружать электросеть.

На чем ездить будем?

На главный вопрос, если будущее у электромобилей в России, все наши собеседники однозначно отвечают положительно. «На сегодняшний день электромобиль – это идеальное решение для города, со значительно меньшими затратами на эксплуатацию и обслуживание. Создаваемая сеть зарядных станций позволит чувствовать электромобилистам намного спокойнее без риска остаться с разрядившейся батареей», – считает Михаил Хардиков.

Денис: «Мы ожидаем всплеск электромобилей. Во-первых, с 2020 года Китай разрешил вывозить электромобили со своей территории. Раньше такого не было. В Японии давно налажен рынок б/у, но Китай это показатель. К тому же китайский электромобиль JAC iEV7S официально уже есть в России, и собирают его в Казахстане, в Таможенном союзе.

Три-четыре года назад все категорично говорили, что в России нет будущего у электрокаров.
Три-четыре года назад все категорично говорили, что в России нет будущего у электрокаров.

Электромобили выпускали и отечественные. Это LADA Ellada, выпущено около 200 электромобилей. Был проект LADA Vesta. Сейчас мы все слышали про проект Кама-1, его проанонсирован КамАЗ совместно с Санкт-Петербургским политехом. Недавно министр промышленности России проехал на ещё одном российском проекте Zetta».

Три-четыре года назад все категорично говорили, что в России нет будущего у электрокаров. Но сейчас мы видим, что граждане голосуют уже и рублем, и отношением. И владельцы электромобилей, на мой взгляд, ездят больше. Появилось более доступное средство передвижения, когда вы понимаете, что не надо переживать о стоимости поездки.

Осознавая себестоимость поездки, вы начинаете себе больше позволять передвижения.

Притом что технологии еще далеко не совершенны, не решены многие проблемы. Например, недостаточно развита сеть зарядных станций, не всегда понятно, что делать с отработавшими свой срок аккумуляторными батареями. На сегодняшний день очевидно, что популярность электромобилей растет не только Европе и Азии, но и в нашем регионе.

А вы готовы пересесть за руль электромобиля? Ждем ваших ответов в комментариях.

Партнер выпуска En+ Group
Благодарим ООО «Россо Траст», официального дилера Mitsubishi Motors в Иркутске, за помощь в организации съемки

Ведущая — Анна Соколова
Над материалом работали — Надежда Шилова, Светлана Павлова
Фотографии Маргариты Романовой

  • Ihor Kalinin 30 июля 2021 в 23:53

    Мой первый комментарий!

    Я думаю, что электромобили всё таки хороши. Мои друзья купили себе пол года назад в компании http://atlanticexpress.com.ua/electrocar/ электромобиль Nissan, им он полностью понравился, хватает на 100 километров, когда у них его брал на пару дней, мне он тоже понравился, так что я думаю…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля