Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Домашнее насилие — одно из самых труднодоказуемых преступлений»

Как участковые работают с сообщениями о домашнем насилии, куда звонить, если вам кажется, что соседи бьют своих детей, журналисту IRK.ru рассказал начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России Илья Пономарев.

Что такое домашнее насилие и как проводится проверка

Домашние насилие — это серьезная проблема многих семей, так как оно считается одним из самых труднодоказуемых преступлений. Семья – это закрытое сообщество, и многие не готовы выносить сор из избы и, как следствие, о сложной ситуации полиция узнает, когда уже случилось несчастье. другим ее членам.

Илья Пономарев
Илья Пономарев

За последние 2,5 месяца в области произошло более 300 случаев семейно-бытовых конфликтов. В целом, если брать тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные в области, то случаи бытового насилия будут составлять 5%.

Зачастую сообщение о домашнем насилии сначала поступает в дежурную часть, только потом информацию передают дежурному участковому. Чаще сигналы поступают вечером в выходные и праздничные дни.

Огромное влияние на развитие конфликта в семье оказывает алкоголь. Так, из 636 преступлений, совершенных на бытовой почве с начала года в регионе, 538 — в состоянии опьянения. Во время распития крепких напитков у пары появляются претензии друг к другу, что приводит к рукоприкладству, а иногда и к совсем печальным последствиям. Во время ссор в ход идут ножи, оружие, другие подручные предметы. В большинстве случаев, как показывает проверка, в семейных ссорах виноваты оба — как потерпевшие, так и подозреваемые.

Ответственность за совершение правонарушений и преступлений в семейно-бытовой сфере предусмотрена статьями 105 («Убийство»), 111, 112, 115 («Умышленное причинение соответственно тяжкого, средней тяжести, легкого вреда здоровью»), 116 («Побои»), 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью») Уголовного кодекса РФ и статьей 6.1.1 («Побои») Кодекса об административных правонарушениях.

После того, как в дежурную часть поступает звонок, участковый выезжает на место с проверкой. Если произошла пьяная ссора, где жена мужу дала оплеуху, а тот позвонил в полицию или наоборот — это одна ситуация. В этом случае проводится профилактическая беседа с участниками конфликта, разъясняется порядок обращения в медицинское учреждение для прохождения медицинского освидетельствования, в ходе которого будет установлена степень тяжести причиненных повреждений.

После этого составляется заявление о желании или нежелании пострадавшего привлечь обидчика к административной (или уголовной ответственности) – это зависит от степени тяжести причиненных повреждений. Если отсутствуют правовые основания к задержанию лица, совершившего, то ему вручается официальное предостережение — на этом все.

Но может быть и другое развитие событий — если по приезде на адрес участковый зафиксировал факт причинения тяжкого вреда здоровью или установил прямую угрозу жизни и здоровью человека. В этом случае выезжает следственно-оперативная группа, которая принимает решение о задержании виновного лица. Если в семье есть ребенок, жена, которую муж избил, и он при этом продолжает проявлять агрессию, участковый может задержать его. Дебошира доставят в отдел полиции до рассмотрения административного протокола в суде.

Если задержание произошло ночью, у участкового утром будет время оперативно собрать необходимые документы и днем отвезти все материалы в суд, где судья определит меру административное наказания: штраф, исправительные (обязательные) работы или арест до 15 суток.

Иногда жена наговаривает на мужа, а бывает, что он, действительно, избивает ее. В серьезных случаях проводится либо уголовное, либо административное расследование, опрашиваются соседи. К тому же, визуально можно установить, есть ли следы насилия на теле или нет: побои, покраснения, царапины – все это свидетельствует о том, что конфликт был. Обращаем внимание и на эмоциональное состояние, в котором находится жертва. Возможно, она звонила родственникам или друзьям с просьбой о помощи. Может, соседи слышали крики, шум борьбы. Все это будет учитываться.

Бывают случаи возникновения острого конфликта в семье и без алкоголя. Такие ситуации складываются в основном на фоне длительных противоречий в семье, возникших, например, из-за материальных проблем или затяжного развода. В таких случаях алгоритм действия тот же самый: участковый принимает решение исходя из обстоятельств.

Каждый полицейский, выезжая на подобные вызовы, должен правильно оценить ситуацию и принять верное решение. В одних случаях достаточно провести беседу на месте, в других – необходимо срочно предпринять более жесткие меры, вплоть до ареста.

За домашнее насилие грозит административный арест, штраф или постановка на профилактический учет. Кроме того, бытовой дебошир может быть привлечен к уголовной ответственности в случае нанесения побоев и причинения вреда здоровью.

На кого-то действуют профилактические беседы, на кого-то нет. Если это закоренелый «уркаган», который прошел не одну тюрьму, то беседы с ним зачастую безрезультатны, поможет только его изоляция от общества. Если это примерный семьянин, который поднял руку на жену, когда был пьяный, то ему зачастую хватает и профилактической беседы с вынесением предостережения. Он уже понимает, что следующая стадия — это привлечение к административной ответственности.

Как правило, полицейские стараются конфликты урегулировать, особенно если до этого не поступало сигналов о том, что в семье что-то происходит. Если они повторяются регулярно, соседи подтверждают это, жена говорит, что муж угрожает убить ее и детей, безусловно, полиция примет все меры, чтобы защитить семью настолько, насколько позволяет это сделать закон.

Полиция действует, повторюсь, в рамках правового поля. Даже если мы понимаем, что в семье может произойти трагедия, но нет никаких правовых оснований задерживать человека, участковый проводит только профилактическую беседу, рекомендует жертве переночевать у родственников или друзей, подключает некоммерческие организации, которые оказывают помощь женщинам в трудной жизненной ситуации. Все сотрудники полиции принимают решения исходя из опыта, фактических обстоятельств, показаний и заявлений.

Если в семье, в которой произошел серьезный конфликт, есть хоть малейшая угроза жизни и здоровью детей, то вместе с органами опеки и попечительства принимаем решение о временном изъятии несовершеннолетних. Детей помещают в социальное учреждение на время, пока родители не успокоятся и не разберутся в своих проблемах. Это крайняя мера, но и такие случаи бывают.

На сегодняшний момент порядка 2,5 тысячи людей в области стоят у нас на учете в категории «семейные дебоширы». И среди них не только мужчины, но и женщины. Бывают периоды, когда бытовых преступлений больше совершают женщины. Иногда одно сообщение за другим: «сожительница убила сожителя», «жена убила мужа». Хотя, конечно, чаще агрессорами выступают мужчины.

Распознать домашнего абьюзера бывает непросто: это может быть бывший заключенный, а может — и вполне положительный мужчина с безупречной репутацией. Конечно, если у человека есть криминальное прошлое, связанное с насильственными преступлениями, то вероятность того, что он возьмется за старое, большая. С начала 2021 года в Иркутской области бывшие заключенные совершили 117 преступлений на бытовой почве.

О бездействии полиции

Люди говорят о бездействии полиции, но зачастую они сами это бездействие и провоцируют. Например, поступил звонок о конфликте в семье. Выезжаем на место, а женщина говорит, что они с мужем уже помирились и ей помощь не нужна. Через некоторое время у них конфликт повторяется, но уже с серьезными последствиями для женщины. Между тем, это можно было предотвратить, если бы жена написала заявление и полицейские провели проверку по факту семейно-бытового насилия. Таких историй масса.

Домашнее насилие — это не семейные ссоры, а грубые и жестокие отношения. Если в семье произошло домашнее насилие, не надо ждать, когда истязания и избиения станут систематическими. Не нужно жалеть агрессоров. А то, как у нас бывает: в первый раз ударил – пожалела, второй раз избил – опять отказалась привлекать к уголовной ответственности, а в третий раз женщина молчит, так как муж или сожитель избил ее до такого состояния, что она не может выйти из квартиры, ей стыдно показаться соседям на глаза. О каком бездействии полиции можно говорить в таком случае?

Женщина ходит в синяках, но не заявляет в полицию на мужа или сожителя по разным причинам. Иногда из-за того, что боится остаться одна, без средств к существованию, или опасается за свою жизнь и жизнь своих детей.

Бывает, что женщины, обратившись в полицию, потом забирают заявление. Российское законодательство позволяет им отозвать заявление вплоть до удаления суда в совещательную комнату — и в этом случае суд обязан прекратить дело. Такая наша действительность. Как таковой статистики нет, сколько человек на стадии проверки отказалось от написания заявлений, но процент значительный, исходя из опыта службы.

Как это бывает: например, забрали мужчину в отделение после того, как он в ходе пьяной ссоры ударил жену. Как только дебошир протрезвел, он сразу же в глазах жены стал примерным семьянином. Супруга уже не хочет с ним разводиться. К сожалению, в таких семьях идиллия длится до следующего конфликта. Поэтому у сотрудников полиции зачастую связаны руки, они только могут провести профилактическую беседу, вручить предостережение о недопустимости совершения противоправных действий. Если человек не в первый раз попадает в поле зрения полиции по этому вопросу, тогда его ставят на профилактический учет на год.

Сотрудники полиции действуют только в рамках закона. Они не могут самостоятельно принять решение о привлечении лица к административной или уголовной ответственности. При этом надо понимать: если человек поднял руку на другого человека и не понес за это никакой ответственности, он поступит так же снова. Безнаказанность порождает безответственность. Это я говорю как сотрудник с 20-летним опытом работы в службе участковых.

О насилии над детьми

Сообщений о насилии над детьми поступает не так много. Проблема в том, что большинство детей очень долго никому не рассказывают о происходящем. Причем как совсем маленькие дети, так уже и подростки. Дети никогда не будут думать, что они живут с плохим человеком. Раз с ними так обращаются, значит, они это заслужили — так они думают. Чаще сообщения поступают от соседей или родственников, которые стали свидетелями насилия над несовершеннолетними.

Дети, выросшие в семье, где насилие является привычным делом, в будущем могут вырасти агрессорами или стать жертвой абьюзивных отношений.

Мы получаем информацию из школ, органов здравоохранения или опеки. Например, пришел ребенок в школу, а на физкультуре учитель заметил у него на теле синяки. Об этом он обязан сообщить социальному педагогу, директору, завучу или сотруднику ПДН, который закреплен за учебным заведением. Я уверен: лучше лишний раз проявить бдительность и проверить факт возможного насилия над детьми в семье, чем пожинать потом горькие плоды. Вполне может оказаться, что синяки или царапины ребенок получил, играя на улице, а может быть, из-за того, что отец пинал и швырял ребенка.

Если после проверки подтвердится факт насилия над детьми, участковый может обратиться в прокуратуру с требованием о возбуждении уголовного дела, независимо от желания родителей либо ребенка. В таких случаях прокурор всегда становится на защиту интересов ребенка.

Часто возникает вопрос, а что делать, если человеку кажется, что соседи жестоко обращаются со своим ребенком или детьми? На мой взгляд, нельзя оставаться безучастными — нужно сообщить об этом участковому. Не стоит бояться, что соседей поставят на учет и их репутация будет испорчена. Участковый проверит все обстоятельства, указанные в обращении, опросит соседей, поговорит с родителями. Если после проверки он убедится, что здоровью и жизни ребенка ничего не угрожает, он проведет профилактическую беседу с родителями — и на этом все.

Однако совершенно точно: визит сотрудника полиции в семью, где произошел конфликт, не останется незамеченным для дебошира, абьюзера или тирана, а ваша совесть будет чиста. Ведь зачастую конфликты и причинение телесных повреждений растут, как снежный ком: сегодня отец кричит на ребенка, завтра он даст ему подзатыльник, послезавтра будет воспитывать кулаком, через неделю сломает сыну руку и так далее.

Иногда это можно остановить, если вовремя обратить внимание на семью, разъяснить родителям правовые последствия их поступков. Как только домашнее насилие переходит в поле зрение сотрудников полиции, как правило, оно не развивается дальше, потому что семейный дебошир понимает, что понесет наказание.

Информацию о своем участковом можно узнать на сайте Главного управление МВД России по Иркутской области.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Владислав 1 июля 2021 в 09:05

    Самое тяжелое дело - лезть в семейные разборки. В итоге крайним и окажешься. Но у нас и закон мягко выражаясь «кривой». Во многих странах кроме суток ареста" дебоширу запрещают приближаться к дому и семье на километры, при этом он обязан содержать семью, каждый месяц представляя в суд или полицию…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля