Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Безопасные счета» – популярная уловка, которую применяют финансовые мошенники

Если вам звонят якобы сотрудники банка или правоохранительных органов и заботливо, но срочно советуют перевести ваши деньги, оказавшиеся под угрозой, на некий «безопасный счет», то будьте начеку. Именно эта формулировка – излюбленный ход телефонных и смс-мошенников. Такой сценарий, по данным аналитиков Сбера, злоумышленники используют чаше всего. На этом оказался построен 61% всех звонков жертвам аферистов.

В МВД тоже подтверждают популярность у аферистов схемы обмана через мифический «безопасный счет». О распространённых уловках злоумышленников и противодействии им представители правоохранительных органов Иркутской области и банковской сферы говорили на встрече. В столице Приангарья провели круглый стол на тему «Кибербезопасность и мошенничество. Вопросы финансовой грамотности населения и защиты граждан от мошенничества».

Заместитель начальника полиции по оперативной работе ГУ МВД России по Иркутской области Александр Полежаев озвучил неутешительные данные: за 2020 год жители региона, несмотря на огромную просветительскую со стороны МВД и банкиров, добровольно передали злоумышленникам около полмиллиарда рублей. Мошенники используют приемы социальной инженерии, как умелые психологи-манипуляторы воздействуя на своих жертв. В частности, услышав легенду о возможном (а на самом деле мнимом) воровстве средств, запаниковавшие люди часто сами переводят внушительные суммы вовсе не на «безопасные счета», а аферистам.

О нескольких попытках подобных преступлений, которые удалось предотвратить благодаря бдительности сотрудников отделений, рассказали и представители Байкальского банка Сбербанка.

Ксения Лысоконь, старший клиентский менеджер отделения Сбербанка (Тулун):
— В офисе банка мы нередко обращаем внимание на клиентов, которые приходят совершить финансовые операции, судя по всему, под давлением мошенников. Об этом опытным сотрудникам сигнализирует ряд подозрительных факторов плюс наша цифровая система противодействия злоумышленникам, отслеживающая нехарактерные транзакции и звонки клиентам с мошеннических номеров.

Вот, например, совсем недавно в отделение за крупной денежной суммой обратилась пожилая женщина. Что удивительно, сама она долго работала бухгалтером и в финансовых вопросах, казалось бы, профессионал. Одномоментно снять запрашиваемые средства в нашем отделении оказалось невозможно. Мы предложили альтернативные варианты – например, сделать перевод или заказать наличные на следующий день. Корректно попытались выяснить цели. Клиент заволновалась, заговорила о срочности и сообщила, что ей нужно посоветоваться с кем-то по телефону. По мере развития событий стало очевидно, что женщина на связи с мошенниками. Как выяснилось, они представились сотрудниками полиции, которые проверяют персонал банка. К счастью, этот перевод мошенникам наша клиентка не совершила, хотя долго отказывалась верить, что те, кто звонит — аферисты. В итоге нам удалось предотвратить преступление, спасти личные сбережения женщины, а о попытке мошенничества мы сообщили в полицию.

А в одном из иркутских офисов Сбера, менеджер Мария Ермолина вовремя удержала от подозрительного перевода молодую девушку. Клиентке пришло письмо на электронную почту от имени «страхового агента». В телефоном разговоре псевдоагент поведала о подозрительных транзакциях и необходимости перевести их на «безопасный счет». Жертва мошенницы сама рассказала и о крупной сумме на счете, и о том, что сейчас в чужом городе (она была в Иркутске с ребёнком, проездом, боялась опоздать на поезд). Злоумышленница зацепилась за эту информацию и умело нагнетала обстановку. Женщина разволновалась, что в пути, без связи, не сможет контролировать свои средства, и в стрессе пошла совершать перевод. Ей повезло: сотрудники Сбербанка выяснили, что страхового агента нет, а звонок – мошеннический.

Дмитрий Жоров, заместитель председателя Байкальского банка Сбербанка:
— В Сбере выстроены эффективные системы противодействия мошенничеству, и они позволили предотвратить кражу более 57 миллиардов рублей клиентских средств. Подчеркну, что с точки зрения внешних атак наши данные оберегают три контура защиты. Также нейтрализованы все возможные уязвимости в части утечки информации через сотрудников банка. Все процессы выстроены так, что отслеживается и протоколируются все действия. Сотрудники работают в режиме крайне ограниченного доступа к данным. Сейчас фактически для финансовых мошенников остался один уязвимый канал – через самого клиента, который под диктовку злоумышленников сам выполняет те или иные операции. Потому ключевое значение в противодействии таким преступлениям имеет уровень осведомлённости наших клиентов.

С тем, что бдительность населения – основной фактор снижения числа киберпреступлений согласился и.о управляющего отделением Иркутск Сибирского ГУ Банка России Константин Ермолаев. Потому усилия Банка России, финансовых организаций и МВД должны быть направлены на повышение финансовой грамотности населения.

Сбер со своей стороны этому активно способствует. У лидера банковской сферы большой опыт, и он готов им делиться. На сайте Сбербанка есть раздел «Ваша безопасность» с информацией о наиболее распространенных схемах обмана. В мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» регулярно пополняется обучающий раздел «Не дайте себя обмануть» и информационный канал «Осторожно, мошенники!». В приложении также можно подключить бесплатную опцию проверки телефонных звонков. Если звонят мошенники, то система предупредит клиента.

«Такие меры работают на повышение бдительности и осведомлённости клиентов, — уверены в Сбере. – Что в связке с действиями правоохранительных органов и законодательными инициативами, предложенными Сбербанком, существенно снижает масштаб кибермошенничества».

Материал подготовила Ольга Брайт

ПАО Сбербанк
18+

Материал подготовила Ольга Брайт

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля