Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх
 Спецпроект «Финансовая грамотность»

Как бороться с телефонными мошенниками и куда сигнализировать о номерах, с которых звонят аферисты

Телефонное мошенничество обрело масштаб «национального бедствия», и остановить рост киберпреступлений поможет единая база данных.

«За 2020 год жители Иркутской области добровольно передали мошенникам практически полмиллиарда рублей», – об этом сообщил заместитель начальника полиции по оперативной работе ГУ МВД России по Иркутской области Александр Полежаев во время круглого стола «Кибербезопасность и мошенничество. Вопросы финансовой грамотности населения и защиты граждан от мошенничества». Дискуссия с участием правоохранительных органов и представителей банковской сферы состоялась в Иркутске 12 августа.

Телефонное мошенничество сегодня, по общему мнению экспертов, угроза номер один в финансовом секторе. Число таких преступлений нарастает галопирующими темпами, практически в два раза ежегодно. Трудно найти человека, которому бы ни разу не позвонили преступники. В среднем за сутки россияне получают от финансовых мошенников порядка 100 тысяч звонков. Жертвами аферистов становятся клиенты самых разных банков.

Александр Полежаев:
— Значительная часть денежных средств похищена псевдо-банковскими работниками. При этом привязка к банку носит абсолютно условный характер. Мошенники могут представляться сотрудниками службы безопасности одного банка, но узнав, что вы клиент другого, ловко меняют свою «легенду». Так, в июне этого года преступники похитили у жителя Приангарья порядка 6 млн рублей, из них больше 4 миллионов рублей они украли, узнав, что у иркутянина есть еще одна карта в другом банке.

В МВД отмечают, что мошенники постоянно модернизируют свои схемы, неплохо разбираясь в психологических приемах социальной инженерии. Новая тенденция – злоумышленники представляются не «безопасниками» банка, а сотрудниками полиции, следственного комитета.

И хотя, по статистике только 1% потенциальных «жертв» телефонных аферистов попадается на эту уловку, выручка одного теневого колл-центра, где мошенничество поставлено на поток, может достигать свыше миллиона долларов в месяц. А таких подпольных структур десятки, нередко они дислоцируются за пределами России, в странах ближнего зарубежья.

По информации экспертов, за последний год благодаря совместной работе правоохранителей и финансовых организаций, удалось выявить и пресечь работу 8 крупных мошеннических колл-центров. В России Ликвидировано около 60 организованных, специализирующихся на киберобмане преступных групп . Задержано более 200 участников таких группировок, возбуждено более 260 уголовных дел.

Сбер, серьезно прогрессирующий в области развития ИТ-технологий, помогает полиции и операторам связи формировать базу данных мошеннических номеров, сайтов, адресов электронной почты.

Дмитрий Жоров, заместитель председателя Байкальского банка Сбербанка:
— За 2020 год Сбер получил от своих клиентов 3,7 млн жалоб на попытки мошенничества, а общее количество подобных звонков по стране в целом превысило 15 миллионов. Наши эффективные системы противодействия мошенничеству позволили предотвратить кражу более 57 млрд руб. клиентских средств. Напомню, что в мобильном приложении СберБанк Онлайн можно подключить сервис проверки входящих вызовов, который еще на этапе вызова предупредит о том, что, возможно, звонит мошенник. Достаточно зайти в раздел «Безопасность» на главном экране и в настройках активировать кнопку «Проверять входящие звонки». Это бесплатная опция. В чёрный список занесены уже тысячи телефонных номеров, и база ежедневно пополняется.

Усилить безопасность и актуализировать базу подозрительных номеров помогают сами пользователи сервиса «СберБанк Онлайн». С помощью специальной формы «Сообщить о мошеннике» легко передать в службу безопасности СберБанка телефон, с которого звонили преступники, или адрес мошеннического сайта.

Еще один сервис Сбера «Проверить телефон и почту» даёт возможность установить, не попали ли ваши данные к мошенникам. И если выявлена утечка, лучше сменить пароль к электронной почте, аккаунтам в социальных сетях и финансовым сервисам. В системе проведено уже 4,5 миллиона таких проверок.

В то же время Сбер совместно с законодателями, правоохранительными структурами и регулятором прорабатывает меры, которые исключат возможность популярной у телефонных мошенников подмены номеров. Представители крупнейшего российского банка входят в Межведомственную рабочую группу при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и участвуют в разработке поправок в нормативные акты. Изменения в законах «О связи» и «Национальной платежной системе», а также корректировка КоАП позволят закрыть лазейки для аферистов.

А пока универсальный совет: если вам звонят из банка или даже полиции, для большей уверенности, что так и есть, повесьте трубку и сами перезвоните на официальные номера, набрав их самостоятельно, вручную. Банки, как правило, указывают свой номер на оборотной стороне карты. Связаться со Сбером с мобильного телефона всегда можно и по номеру 900.

ПАО Сбербанк
18+

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля