Экскурсия по территории больницы
Территория иркутской детской областной больницы на бульваре Гагарина большая. Мы заходим через ворота со стороны улицы Сударева. Раньше вход был с набережной, но сейчас он закрыт. Находиться здесь и видеть тяжелобольных детей, признаюсь, непросто: вот мальчик на костылях идет с родителями, рядом мужчина катит перед собой инвалидное кресло, на котором сидит девочка на вид лет двенадцати; рядом проносится скорая с включенной сиреной.
Юрий Козлов, главный врач учреждения, встретил нас на улице, чтобы провести экскурсию по больнице. Как рассказал Юрий Андреевич, это не просто больница, это большой больничный комплекс: ежегодно в стационаре проходят лечение почти 10 тысяч маленьких пациентов и проводится более 4 тысяч операций.
Детская больница располагается на этой территории не случайно — уже более 150 лет здесь находятся только лечебные учреждения. Возведение первого медицинского корпуса здесь началось в 1863 году на деньги, которые завещал для этих целей иркутский купец Евфимий Кузнецов. Работы продолжались несколько лет, и в 1871 году открыла свои двери Кузнецовская гражданская больница на 220 коек. В ней были терапевтическое, хирургическое, венерическое и психиатрическое отделения.
Помимо лечебного корпуса, тогда же возвели и двухэтажное деревянное здание для проживания врачей, чуть позже появились учебные корпуса, где готовили медицинских сестер, фельдшеров и акушерок. В 1971-м в микрорайоне Юбилейный начали возводить новое здание, куда переехала «взрослая» больница. А в 1986 году, после ее переезда, здесь, на бульваре Гагарина, открылась детская больница. В 2021 году учреждению исполнилось 35 лет.
— За это время медики добились больших результатов. Сейчас здесь работают лучшие врачи и установлено новейшее оборудование, — с гордостью говорит Юрий Андреевич.
Справа от ворот находится приемно-сортировочное отделение с отдельным входом, где сейчас принимают маленьких пациентов перед госпитализацией. Здесь проводят ПЦР-тесты, потом размещают в обсервационных палатах. После получения отрицательных результатов тестирования на ковид ребятишки расходятся по отделениям.
Дальше находится приемный покой, а за ним — клинико-диагностический центр. На территории медицинского центра располагаются лечебные корпуса с 10-ю отделениями, среди которых — отделения нейрохирургии, детской онкологии, эндокринологии, гематологии и нефрологии.
— Кстати, наше отделение неврологии — единственное учреждение в Сибири, где выполняется таргетная терапия нейромышечного заболевания, известного как СМА, — поясняет Юрий Андреевич.
По словам главврача, в прошлом году консультационно-диагностический центр больницы — поликлинику, посетило рекордное количество пациентов — 51 тысяча ребятишек. Связано это с тем, что из-за ковида работа многих городских и районных поликлиник была парализована. «Работали в напряженном ритме. Но мы справились», — говорит врач.
Мимо проезжает автобус. Для больницы такого уровня это обычное дело, так как сюда каждый день привозят маленьких пациентов из разных учреждений города и области для консультации или лечения. На сегодняшний день, рассказывает главврач, здесь работают 126 врачей, четыре доктора наук, 12 кандидатов наук и около 350 представителей среднего и младшего медперсонала. «Мы собрали мощную команду не только врачей, хирургов и анестезиологов, но и медсестер, на которых держится наша больница», — с гордостью говорит Юрий Козлов.
Подходим к отдельно стоящему от больничного комплекса строению. В каменном трехэтажном здании, которое возвели в конце 19 века, еще несколько лет назад располагалась детская поликлиника. Однако строение сильно обветшало, и было принято решение перенести поликлинику в другое здание, напротив. А в этом, после капитального ремонта и реставрации, благодаря благотворительному фонду «Дом Рональда Макдональда» и при участии правительства Иркутской области, откроется гостиница для бесплатного проживания родителей и детей, которые находятся на длительном лечении. Это в первую очередь дети с онкологическими заболеваниями, а также те, кто проходит лечение в отделениях неврологии и ортопедии.
— Мы обязательно сохраним аутентичный облик памятника истории, и фактически он получит вторую жизнь, — рассказывает Юрий Андреевич. — Здесь будет 21 номер с индивидуальными санузлами и всем необходимым для комфортного нахождения ребятишек с родителями. Также будут оборудованы классы для учебы и дополнительных занятий. На данный момент в России только в Казани есть такая гостиница.
Рядом стоит старенькое, уже покосившееся деревянное здание, в прошлом в нем было организовано овощехранилище. Из-за аварийного состояния несколько лет назад его исключили из списка вновь выявленных объектов культурного наследия. Но у Юрия Козлова и на это здание большие планы. В нем после реставрации откроется визит-центр, в котором все желающие смогут ознакомиться с историей больничного комплекса.
В новой операционной
Заходим в больницу и поднимаемся на третий этаж. Здесь находятся новые операционные, оснащенные самым современным оборудованием, которые появились в больнице с приходом Юрия Андреевича на пост главного врача.
Итак, медблок площадью 255 квадратных метров состоит из двух операционных. В первой операционной будут выполняться малоинвазивные операции — без разрезов, через прокол. Во второй — операции на сосудах, головном и спинном мозге. По словам главврача, новый оперблок позволит увеличить количество операций на 50% — это до 6 000 операций в год.
Идем смотреть.
Первым делом надо переобуться. На полу операционных уложен специальный линолеум, под которым зашита медная сетка, чтобы снимать статическое электричество с оборудования. Ходить по такому покрытию можно только в мягкой обуви, на каблуках или платформе любой высоты — запрещено. На стеллаже стоят два десятка мягких ярко-оранжевых тапочек, в которых врачи работают в операционных — к слову, это подарок от хоккейного клуба «Байкал Энергия». Каждая пара подписана: «dr. Lee», «dr. Kozlov».
Дальше проходим в одну из предоперационных комнат, где медперсонал готовится к операциям. Стоят индивидуальные шкафчики для хранения вещей, каждый из которых подписан. Вот и шкафчик Юрия Андреевича. Он меняет халат, надевает шапочку, и мы проходим в следующее помещение, где находятся сенсорные мойки с бесконтактным управлением. После тщательной обработки рук хирург заходит в операционную со стерильной средой.
Все входы в новые операционные организованы по шлюзовому принципу: следующая дверь открывается после того, как закрылась предыдущая. Кроме этого, в хирургических помещениях всегда поддерживается положительное давление, чтобы воздух из коридора не попадал внутрь.
В операционной создана бесконтактная среда. Дверь Юрий Андреевич открывает нажатием на кнопку локтем, чтобы не задеть обработанными руками различные предметы. Заходит, и через несколько секунд дверь автоматически закрывается.
В каждой операционной хирурги могут создавать свой микроклимат, контролируя различные параметры. С помощью небольшого компьютера, который висит на стене возле двери, можно управлять системой вентиляции, температурой и влажностью. Так, во время операций температуру выстраивают в зависимости от возраста пациента: если оперируют младенца, то ее повышают до 26 градусов, если ребенка постарше, то настраивают в диапазоне от 21 до 24 градусов Цельсия.
Сейчас в помещении оптимальная для взрослого человека температура — 21 градус — не жарко и не холодно, влажность — всего 18%. «Компьютер даже учитывает погоду за окном для выстраивания параметров», — поясняет Юрий Андреевич.
Все операционные оснащены современной системой вентиляции, в каждой из них работает дезинфекционная и фильтрационная системы очистки воздуха. Кроме этого, помещения оборудованы осушителями, которые подают в комнаты сухой воздух, чтобы хирургам было комфортно работать.
Светодиодные хирургические лампы, установленные на мобильных потолочных консолях, сделаны по технологии автомобильных фар. На них можно регулировать яркость и включить желтый, синий или белый цвет — в зависимости от операции. При этом приборы настроены таким образом, чтобы врачи не отбрасывали тени на пациентов.
На полу, вокруг операционного стола, нарисовано несколько кругов. Они показывают зоны, за которые не должна заступать операционная сестра, и где должны находиться хирурги и анестезиологи.
— Это дисциплинирует всех, — коротко поясняет Юрий Андреевич.
Во время операции в помещении должна быть тишина. Хирург должен быть сконцентрирован, а посторонняя речь или лишние движения отвлекают и могут повлиять на ход операции, рассказывает главврач.
Гордость операционной — это аппарат искусственной вентиляции легких последнего поколения, который больница приобрела совсем недавно. Прибор позволяет проводить искусственную вентиляцию легких пациентам с весом от 300 граммов. Он учитывает самостоятельное дыхание больного, подстраивается под него, делает так, чтобы ребенку было комфортно дышать с искусственной вентиляцией легких. Подобными аппаратами ИВЛ оснащены лучшие операционные мира, и нам повезло: мы одни из первых увидели его, сегодня мастера закончат настройку прибора, и уже завтра он заработает.
Второй прибор — наркозная станция. В него встроен респиратор — аппарат, который может задавать дыхательные циклы, а также наркозный испаритель — прибор для испарения наркозного газа, с помощью которого выполняется общая анестезия у детей. В станции используется газ «Севоран», который точно, без побочных эффектов, позволяет провести местное обезболивание у младенцев.
Также в помещении есть эндохирургические стойки с необходимым оборудованием и двумя LCD-экранами с разрешением 4К.
Еще одна «фишка» современной операционной — эндохирургические стойки на колесах, которые легко передвигать в пределах помещения. Подобные модульные системы избавляют от множества стоящих на полу приборов и путающихся проводов. На нее, как правило, ставят приборы, необходимые во время операции: сердечный монитор, аппарат для подачи лекарств через систему в кровь маленьких пациентов.
Идем смотреть вторую операционную, в которой, как рассказал Юрий Андреевич, в скором времени появится роботокомплекс Versius, с помощью которого можно будет проводить операции, находясь за много километров от больного. Управляют таким чудо-роботом с помощью двух джойстиков и трехмерного экрана.
— Мы идем к тому, что искусственный интеллект, нейросети начинают заменять часть процессов в медицине. Это касается не только диагностики, когда компьютерный томограф и человек, который им управляет, определяют, есть опухоль в тканях легкого или нет, или степень поражения легких при ковиде. А теперь это касается и операций.
Во время операции с помощью робота хирург не смотрит на пациента, а только на трехмерный экран, на который транслируется изображение из полости тела человека — грудной клетки, брюшной полости, черепа. «Это совершенно другое ощущение, так называемый сдвиг парадигмы хирургии, когда человек не глядя на больного выполняет операцию», — воодушевленно рассказывает Юрий Андреевич.
— Мы надеемся, что появление у нас этого робота вызовет всплеск интереса к детской хирургии, ведь в РФ никто не делал операции детям с помощью роботокомплекса. Таких аппаратов во всем мире около двадцати моделей. Только сейчас мы получаем отзывы из разных стран, в частности, Великобритании, Индии, Германии о работе таких установок. В прошлом году во время конгресса «Звезды детской хирургии на Байкале» мы привезли такую систему, поставили ее в здании областного правительства и рассказали, чем она так хороша. И вскоре робот появится в нашей больнице — это большое достижение.
В кабинете главврача
После осмотра операционных мы заглянули в кабинет к Юрию Андреевичу. Стены просторной и светлой комнаты украшают фотографии его маленьких пациентов, и он помнит каждого из них.
— Это все мои герои, с которыми я живу постоянно, — говорит он. — Дети, невзирая на свой возраст и маленький рост, великаны, они мужественно справляются со своими болезнями. Я в каждом из них вижу большого героя.
Здесь много историй. Вот эта девочка родилась без пищевода, и ей провели операцию на второй день жизни. А у этого мальчика была злокачественная опухоль брюшной полости. А этот малыш родился с диафрагмальной грыжей (это состояние, когда через врожденный дефект диафрагмы в грудную клетку проникают петли кишечника, селезенка. — Прим. ред.), и, если бы не сделанная вовремя операция, он бы умер. У этой маленькой пациентки были проблемы с почками. У этой девочки был заворот кишечника.
— Вот эта девочка — настоящий боец. У нее на лице была большая опухоль и еще несколько — в брюшной полости. Сначала мы остановили их рост, потом прооперировали ее. Выяснилось, что за болезнью девочки кроется генетический синдром, и полностью побороть болезнь нельзя, но мы создали условия, необходимые для жизни, — вспоминает Юрий Андреевич.
Юрий Козлов поясняет: за каждым портретом стоят истории не только детей, но и родителей, которые переживают гораздо больше, чем дети; ведь ребятишки в силу возраста не понимают, что с ними происходит. И главная задача детских хирургов — встать на сторону родителей, ведь без учета их точки зрения и состояния продвигаться в лечении сложно. «Поэтому, если мы видим, что родители нам не верят, не понимают, что происходит, стараемся найти к ним подход — беседуем, даем свои телефоны, адреса электронной почты, аккаунты социальных сетей, чтобы при необходимости они могли оперативно задать нам вопросы и не волновались», — говорит он.
В марте будет год, как Юрий Андреевич Козлов занимает должность главного врача. За это время в учреждении много что изменилось: появилась цифровая операционная с новейшим оборудованием, внедрили современные системы оказания хирургической и терапевтической помощи. Однако помогать Доктор Юра маленьким пациентам со всей России меньше не стал. Владивосток, Улан-Удэ, Петропавловск-Камчатский — несмотря на свою занятость, он продолжает выезжать в другие регионы, чтобы спасать жизни детей.
На вопрос, как он все успевает, отвечает кратко:
— Скорость стала выше.
В начале февраля Козлов прооперировал маленькую девочку во Владивостоке. У малышки вскоре после рождения диагностировали атрезию пищевода с нижним трахеопищеводным свищом, которая встречается редко. В результате врожденной аномалии пища попадала в легкие ребенка. Чтобы у малышки были шансы на дальнейшую полноценную жизнь, требовалась срочная операция.
— Мы провели торакоскопическую операцию без разреза, которая раньше была недоступна в том регионе: не было оборудования и знаний. Мне приятно делиться опытом с коллегами — настоящими энтузиастами своего дела, которые хотят развиваться, имеют для этого достаточную интеллектуальную базу и навыки.
А через несколько дней детский хирург уже спешил на помощь новорожденному с редкой аномалией пищевода в Улан-Удэ. И таких историй из разных городов России много.
В областной больнице каждый член коллектива вносит в работу очень важный вклад. В областной больнице большое количество терапевтов, хирургов, педиатров, которые, как отмечает Юрий Козлов, играют первые скрипки. Более того, здесь работают 15 из 19 главных специалистов нашего региона в различных областях знаний педиатрических наук.
Сейчас, отмечает главврач, перед ним стоит задача — усилить научный потенциал больницы. В планах — организовать научно-практический центр, чтобы здесь как можно больше работало научных сотрудников. Юрий Андреевич уверен: это даст большие позитивные сдвиги, так как наука оказывает реальную помощь в решении новых задач, которые появляются в педиатрии — будь то онкология, заболевания печени, почек или сосудов.
На вопрос, как Юрий Андреевич чувствует себя в должности главного врача, после небольшой паузы отвечает:
— Когда у тебя коллектив в 50 человек — это одни задачи, когда 500 человек — совершенно другие; и степень ответственности за всех людей, которые работают в больнице, велика. Нужно думать не только о зарплатах, но и о здоровье каждого сотрудника. Ведь главная задача руководителя — дать надежду и показать цели, куда мы должны двигаться. На данный момент наша главная цель — создать пациент-дружественный госпиталь. На первом месте должны быть ребенок и родители, отношение к ним, а не сама болезнь. Ребенок должен приходить с болью, а уходить с улыбкой на лице, то же самое касается и их родителей.
С Юрием Андреевичем можно разговаривать часами, но в приемной ждут студенты шестого курса медицинского университета, которые хотят однажды стать частью команды детской областной больницы, поэтому мы прощаемся с Доктором Юрой и его замечательной командой.
Справка: Юрий Козлов — главный врач Иркутской государственной областной детской клинической больницы (ГБУЗ ИГОДКБ), профессор Иркутского государственного медицинского университета, член Российской, Европейской, Тихоокеанской ассоциаций детских хирургов, Международной педиатрической эндохирургической ассоциации, почетный гражданин Иркутской области.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Автор фото — Анастасия Токарская
Видео — Лали Янкевич
Анастасия Маркова, IRK.ru
Отличная информация для жителей нашего региона! Юрий Андреевич - профессионал и организатор высокого класса, высокого мастерства в своей области деятельности, человек на своем месте! Благодаря таким людям область будет грамотно развиваться! Большая благодарность таким людям за их профессионализм…