В Восточной Сибири разведку нефти начали вести еще до войны, однако интенсивный поиск продолжили в 50-60-е годы. С 1948 по 1957 годы пробурены 43 глубокие скважины на 18 площадях, на 10 из них результаты были положительными, но проявления нефти — незначительными и не имели промышленного значения.
Кембрийская нефть самая древняя на земле, само существование ее отвергалось или бралось под сомнение. Но были ученые, которые верили и предсказывали, что кембрийская нефть существует. Одним из немногих был Василий Михайлович Сенюков, крупный ученый практик, его неофициально называли Лоцманом кембрийской нефти. Месторождение в Марково полностью подтвердило его прогнозы.

На бурение в Марково приехала бригада мастера К.Д. Житова, затем его сменил Илья Александрович Голобоков. Буровики и плотники с помощью сельских жителей строили дома, обустраивались. В октябре 1960 года небольшой коллектив приступил к монтажу буровой установки. Тогда прозвучали пророческие слова инженера И.К. Чернякова, сказанные корреспонденту газеты: «Приезжайте через год, тогда будет на что посмотреть».
Опорную скважину начали бурить 27 марта 1961 года, а через год, 18 марта ударил мощный фонтан. К сожалению, он был аварийным. В аварии погиб техник-оператор Виталий Ефименко. Он первым заметил присутствие нефти и газа в растворе, предупредил бригаду об опасности, но сам не уберегся. Виталий был участником Великой Отечественной войны. Сегодня одна из улиц села Марково носит имя Виталия Ефименко.
Фонтан с каждой минутой набирал силу, мощная струя газированной нефти вырывалась из пятидюймового бурильного инструмента. Стоял оглушительный гул, речь находящегося рядом человека невозможно было расслышать. Давление было аномальным, свыше 250 атмосфер. Столб нефти понимался на 50-метровую высоту; в сутки фонтан выбрасывал тысячу тонн нефти и 500 тысяч кубометров газа. Брызги, подхватываемые ветром, разносились на полкилометра.

Жилой поселок был совсем рядом, по крышам барабанил нефтяной дождь, создалась реальная угроза пожара, жителей пришлось срочно эвакуировать. Вокруг буровой быстро росло нефтяное озеро, нефть проедала снег, стекала в ложбину и стремилась прорваться в реку Лену. Предпринимаемые меры имели временный успех, требовалось немедленно укрощать фонтан.
Штаб разработал план ликвидации аварии. Осетровский порт, Усть-Кутская РТС выделили рабочих и сварщиков, со строительства Братской ГЭС привезли лебедки, аппаратуру доставили из Иркутска. В Усть-Куте с транзита сняли тракторы, бульдозеры, экскаваторы, цемент. Это событие приравнивалось к стихийному бедствию, таковым оно и было.
Для решающей схватки со стихией нужны были смелые люди, и они нашлись в коллективах нефтеразведчиков. Работать у жерл фонтана разрешили инженеру Черенкову, бурильщикам Чувашову, Мельникову, дизелисту Седунову, технику-геологу Озерову, механику Масленикову. 30 марта приступили к закрытию фонтана.

Первое и самое трудное — нужно было установить на колонну бурильных труб фонтанную аппаратуру «елочку», чтобы сделать фонтан управляемым. Фонтанную аппаратуру приподняли на тросе, переброшенном через блок, на вышке и с помощью лебедок тросами подвели к инструменту. Был момент, когда туго натянутый трос коснулся лебедки и мог высечь зловещую искру… Прошло несколько секунд, каждая из которых могла стать последней для людей, уставших от огромного напряжения. Аппаратура села на место, ее навернули на бурильный инструмент.
Люди одержали победу в смертельной схватке со стихией. Позднее, 7 апреля, после наблюдений за работой скважины, приступили к глушению фонтана, закачав в скважину большое количество цемента. Затишье продолжалось недолго. Буровики приступили к монтажу бурового оборудования и транспортировке его на новое место.

Прошло немного времени, и вышка, под которой совсем недавно бился фонтан, перекочевала на скважину № 8. Все то, о чем я вам рассказал, мне поведал главный геолог экспедиции Леонид Кузьмич Овченков. С открытием навигации в Марково стали поступать новые буровые станки, материалы. Началась новая жизнь разведчиков нефти и газа.
В районе Марково разворачивались большие геологические и геофизические работы. В поселок ехали энтузиасты-рабочие, целые организованные бригады. В мае 1962 года в Марково прибыли две бригады из Татарии, возглавляемые В.П. Чернозубовым и А.П. Травиным. Прибыла бригада из Азербайджана во главе с молодым инженером П. Рзаевым. В условиях, когда не был подготовлен фронт работ, им приходилось самим браться за строительство буровых, проходить школу мужества, копать землю, рубить просеки, работать плотниками и верхолазами.
Материал Михаила Москвина
***
После открытия Марковского месторождения в Восточной Сибири создали несколько нефтеразведочных экспедиций. Открыли Верхнечонское, Среднеботуобинское, Дулисьминское месторождения, поисковые работы в районе Верхнемарково прекратились. Расконсервацию марковских скважин начали в 90-х. Дело первооткрывателей Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции продолжает ООО «Иркутская нефтяная компания».
Фотографии предоставлены пресс-службой администрации Усть-Кутского района
IRK.ru

-
Игорёк
18 марта 2022 в 20:44
Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарииНефть любой ценой.
Сменился строй в стране.
Лозунг остался.