Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как спасать Байкал? Озеру угрожает микропластик и «дикий» туризм

«Байкал в опасности!» Сколько раз вы видели подобные тревожные сообщения и призывы спасать жемчужину сибирской природы? Министр природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Сергей Матвеев и директор по устойчивому развитию En+ Group Антон Бутманов обсудили результаты экомониторинга Байкала, а также конкретные механизмы по восстановлению его уникальной экосистемы.

Долгое время считалось, что проблема загрязнения вод микропластиком для Байкала не актуальна, но последние 5 лет ученые всё больше говорили об обратном. Для оценки актуального состояния озера в 2019 году по инициативе En+ Group была организована масштабная исследовательская экспедиция под руководством Михаила Колобова, кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника кафедры гидробиологии биологического факультета МГУ имени Ломоносова. Тогда экомониторинг впервые включал отбор проб на содержание частиц микропластика, и с тех пор этот показатель отслеживается регулярно.

Согласно последним данным, в пересчете на площадь водной поверхности концентрация частиц микропластика в водах Байкала составила от 19 до 75 тысяч пластиковых частиц на квадратный километр, при среднем значении 42 тысячи частиц на квадратный километр. Такая концентрация соответствует высокой степени пластикового загрязнения. Аналогичная проблема зафиксирована в водах Великих озер США и Канады, но это при том, что туда ежегодно приезжают десятки миллионов туристов. На Байкале отдыхающих пока меньше, но, очевидно, что высокоорганизованным туризм на прибайкальских территориях назвать пока сложно. Отсюда возникает целый набор угроз экосистеме российского озера, и микропластик – только одна из них.

Антон Бутманов
Антон Бутманов

— Чтобы понять ситуацию с качеством воды в озере, En+ Group с 2019 года инициирует регулярные научные исследования, – говорит Антон Бутманов. – Они сфокусированы на экологии, геофизике, молекулярной биологии и генетике, гидрохимии и гидробиологии. Экомониторинг проводят ученые МГУ имени Ломоносова и Института проблем экологии и эволюции РАН, а также их коллеги из Санкт-Петербурга, Иркутска, Новосибирска и Красноярска. Кроме микропластикового загрязнения, пробы анализируются на содержание в них тяжелых металлов, токсинов, фосфора и азота, опасных органических соединений.

На сегодняшний день все проблемы Байкала условно можно разделить на две группы, в соответствии с их источником. В первом случае корень зла – безответственный туризм, во втором – индустриализация на территории водосбора реки Селенга.

Детальную характеристику самочувствия Байкала и проекты по сохранению озера представитель En+ Group в середине марта презентовал на общероссийском форуме «Чистая страна» в Сколково. Позже этот доклад стал отправной точкой для обстоятельного разговора с главой Минприроды Бурятии.

Селенга: не только Н2О

По просьбе En+ Group учёные сосредоточились на изучении вод Селенги, после чего сомнений не осталось: главный приток Байкала является его мощнейшим загрязнителем.

В трансграничном бассейне реки, которая берёт свое начало в соседней Монголии, сосредоточено большое количество промышленных, сельскохозяйственных, перерабатывающих и горнодобывающих предприятий и населенных пунктов. Регионы, расположенные на водосборной площади Селенги, стремительно развиваются и, как следствие, растет водопотребление и объём сточных вод. Одна из точек сосредоточения экологических рисков – горнодобывающие предприятия в городе Эрденет, где ведется добыча золота, железной и медно-молибденовой руды открытым способом.

Инфраструктурная недостаточность

Что касается развития туристической отрасти, то Сергей Матвеев и Антон Бутманов во взглядах сходятся: «Сначала инфраструктура, потом наращивание турпотока». Это самый разумный подход. В первую очередь на прибайкальских территориях нужно навести порядок со сбором мусора. Волонтеров всё больше, но и мусора не убавляется, скорее, наоборот. Стихийные свалки уродуют побережье, а отходы, включая плохо разлагаемые пластиковые, неминуемо попадают в озеро.

Сергей Матвеев
Сергей Матвеев

В этом вопросе Антон Бутманов — сторонник радикальных мер. Он уверен, что проблему загрязнения решит только отказ от одноразового пластика в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Эта инициатива обсуждается с региональными властями и операторами по обращению с отходами. Вопрос крайне важный и затягивать его решение нельзя. Понимание по нему, похоже, есть.

Пока прибайкальские территории еще не отказались от пластика, волонтеры экопроекта «360», который En+ Group запустила в 2011 году, регулярно очищают берега от выброшенных бутылок, пакетов, одноразовой посуды и другого мусора. Активисты убирают отходы, обустраивают экотропы, сажают деревья.

Одна из ключевых инфраструктурных проблем прибайкальских регионов – недостаток очистных сооружений. В таких условиях увеличение потока отдыхающих будет иметь катастрофические последствия для природы. Подспорьем в нейтрализации этой угрозы стал нацпроект «Экология». По нему, как напомнил Сергей Матвеев, Бурятия получила больше 14 миллиардов рублей на улучшение очистки сточных вод. То есть средства как раз пойдут на реконструкцию и модернизацию очистных, особенно в прибрежных населенных пунктах.

Также экомониторинг выявил в байкальской воде высокую концентрацию загрязняющих веществ, основной «поставщик» которых – практически нерегулируемый водный транспорт. На Байкале — слабый контроль маломерных судов и их эксплуатации, отсутствует система приема сточных и подсланевых вод. С этим тоже что-то нужно делать. Например, можно организовать места приема и утилизации нефтесодержащих сточных вод и бытовых отходов, строить самоходные суда для приемки стоков… И действовать нужно быстро. Да, многие меры следовало предпринять намного раньше, но повторим – научные данные для объективной оценки ситуации появились сравнительно недавно.

Сергей Матвеев:
— Помощь активных партнеров по природоохранной повестке, в том числе En+ Group, очень кстати. Они верно начали – с базовой информации. Если мы хотим быть эффективными, хотим направить общие усилия властей, бизнеса, экоактивистов в правильное русло, то важно не гадать, а точно знать. Здесь как в постановке диагноза человеку: ключевой шаг – определить проблемы, видеть развитие ситуации в динамике. Это в какой-то мере стало возможным благодаря регулярному научно-общественному экомониторингу, организованному En+ Group. Необходимо проведение комплексных работ по оценке загрязненности воды Байкала и смежных водных бассейнов.

Сейчас данные о состоянии уникального древнего озера рассредоточены по разным ведомствам, структурам, организациям. Минприроды Бурятии и En+ Group намерены совместно отстаивать идею создания единой сети технологичного мониторинга на Байкале, усиления наблюдательных постов Росгидромета и научных институтов. Принципиальный момент – данные мониторинга должны быть доступным для всех – для науки, органов власти и местных жителей. Известно, что Минприроды РФ заинтересованы разработкой такого открытого мониторинга, а в En+ Group готовы поддержать эту работу.

Турбизнес: держать в рамках или «не кошмарить»?

Еще один ключевой пункт байкальской экологической повестки – внедрение стандарта ответственного туризма и другой хозяйственной деятельности. Тема непростая, дебаты вокруг нее разгораются нешуточные.

Турбизнес просит «не кошмарить» его проверками. Предприниматели очень надеются заработать на внутреннем потоке отдыхающих, который хлынет в регионы России благодаря ограничениям международного воздушного сообщения. Уполномоченный по правам предпринимателей в Иркутской области Андрей Лабыгин уже предложил поддержать базы отдыха и гостиницы на Байкале, многие из которых еще «не до конца оправились после антиковидных ограничений».

Антон Бутманов прояснил свою позицию. Развитие туризма, несомненно, перспективно для региона. Но все же речь не должна идти о популяризации «дикого» отдыха вблизи озера, неизбежно ранящего экосистему. Здесь ответственного поведения надо требовать и от отдыхающих, и от бизнеса. Власти Бурятии в свою очередь заверяют, что в регионе предусмотрены программы поддержки туристического сектора, развития инфраструктуры, и они обеспечивают условия для того, чтобы туриндустрия на Байкале пошла-таки по цивилизованному пути.

Бытует мнение, что организованный туризм – это дорого. Поспорим. Обустроенный кемпинг, например, вполне бюджетный вариант, но в отличие от стихийного лагеря «диких» туристов у него есть точки сбора мусора, электроснабжение и другие блага цивилизации.

— В отраслевых дискуссиях обозначалась цифра по ожидаемому росту турпотока на Байкал – до 5 миллионов человек ежегодно, — говорит Антон Бутманов. — Выдержит озеро такую нагрузку? При нынешнем уровне инфраструктуры — точно нет. И выбор «экология или туризм», по-моему, очевиден. Защита озера в приоритете. Но это не значит, что туризма не должно быть. Просто развивать его нужно продуманно, аккуратно. Иначе мы сами разрушим, уничтожим то, ради чего сюда, собственно, и едут туристы – красоту и чистоту уникальной байкальской природы… Этого мы никак не можем допустить. Мы – часть этой экосистемы и хотим быть уверенны в ее устойчивости. Готовы сделать очень много, но не можем решить все эти проблемы сами. Потому взаимодействуем и с общественниками, и с научным сообществом, и с региональным оператором по обращению с отходами, и с властями, как на федеральном уровне, так и региональном. Цель – не декларировать экотезисы, а быть действительно полезными, максимально результативными.

Напомним, что En+ Group сегодня – это крупнейший российский производитель электроэнергии и алюминия, причем низкоуглеродного. Большое количество предприятий компании расположено в Сибири. Для En+ Group сохранение Байкала и заповедных прибайкальских территорий – неотъемлемая часть стратегии устойчиво развития. Об этом не раз заявлял основатель компании Олег Дерипаска, а многочисленные проекты основанной им En+ Group стали частью системной работы по защите окружающей среды.

Материал подготовила Ольга Брайт

IRK.ru

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля