Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Кабальные кредиты: истории иркутян о недобросовестных автосалонах

В редакцию обратились жители Иркутской области, пострадавшие от одного из местных автосалонов. По их словам, менеджеры обманным путем заставили их купить автомобили в кредит по завышенным ценам и с высокими процентными ставками. Журналист IRK.ru поговорила с пострадавшими и посетила автосалон в качестве клиента. О том, что происходит при покупке автомобилей и почему сложно привлечь к ответственности продавцов, вводящих в заблуждение покупателей, читайте в нашем материале.

История Ольги

Летом 2021 года Ольга с мужем продали свой автомобиль, чтобы купить машину поновее. Увидели рекламу одного из иркутских автосалонов о распродаже машин 2020 года по низким ценам. Их заинтересовала LADA Granta стоимостью 530 тысяч рублей. Пара оставила на сайте заявку, и уже на следующий день им позвонили из автосалона. По телефону менеджер заверила Ольгу, что автомобиль есть в наличии, а стоимость, указанная на сайте, актуальна.

Семья приехала в автосалон в ближайший выходной. С порога менеджер заявил им, что все машины LADA Granta с автоматической коробкой передач продали, остались только на механике, и предложил паре приобрести автомобиль LADA Vesta, который также продавался по спеццене — всего за 850 тысяч рублей. Но менеджер предупредил, что за такую цену его можно купить только в кредит, если за наличные, то он обойдется в несколько раз дороже.

Ольга с мужем согласились. Они посмотрели выставочную модель авто, по каталогу выбрали цвет, но вот машину, которую покупали, им так и не показали.

— Автомобиль стоит в другом боксе и нужно время, чтобы его подготовить. Мы сейчас оформим все бумаги, и авто как раз пригонят, — убедительно пояснил менеджер ничего не подозревающей паре.

Кредитный специалист сообщила им, что несколько банков готовы одобрить заем с низкой процентной ставкой, только для начала нужно оформить предварительный договор купли-продажи и внести аванс. Также она предупредила, что, как правило, банк одобряет 50-60% от запрашиваемой суммы, поэтому заявку она оформит на 1,25 миллиона рублей – так, на всякий случай.

Ольга внесла в кассу предоплату в размере 450 тысяч рублей, подписала бумаги о выкупе ПТС, заполнила необходимые документы и, устроившись на диванчике с мужем, стала ждать. Прошло несколько часов, прежде чем менеджер сообщил им, что банк одобрил их заявку, осталось подписать основной договор – и можно забирать машину.

И каково же было ее удивление, когда она увидела окончательную стоимость автомобиля в договоре — 1,75 миллиона рублей вместо 850 тысяч рублей! Менеджер коротко пояснил удивленной паре, что в эту сумму входит оформление страхового полиса КАСКО и страхование жизни. Женщина попыталась объяснить сотрудникам салона, что у нее трое детей и нет возможности платить такой большой кредит, однако они и слушать не хотели.

Ольга потребовала вернуть деньги. Но менеджер пояснил, что, согласно подписанному предварительному договору, они обязаны в случае отказа от сделки заплатить неустойку в размере 10% от стоимости нового автомобиля, а это более 100 тысяч рублей.

— А если вы пойдете в суд, на своих адвокатов вы потратите 60 тысяч, а наши, московские, стоят 500 тысяч, и после того, как вы проиграете, все понесенные нами судебные расходы вы нам еще будете обязаны компенсировать, — пригрозил им сотрудник автосалона.

Ольга с мужем испугались и поняли, что оказались в безвыходной ситуации. Тогда в автосалоне им предложили приобрести подержанный автомобиль за 800 тысяч рублей: 450 заплатить наличными, 350 взять в кредит. Муж выбрал машину из тех, что стояли у автосалона на улице, супруги подписали бумаги и уехали на «новом» автомобиле домой.

На следующий день Ольга позвонила в Роспотребнадзор. В ведомстве сообщили, что им не следовало соглашаться на сделку и подписывать документы, а если продавцы не возвращали деньги, то следовало вызвать полицию. Вернуть автомобиль семья также не смогла, так как в договоре написано, что автомобиль куплен на запчасти, и он не подлежит возврату.

Тогда женщина обратилась за помощью к адвокату, который пояснил ей, что единственный способ вернуть деньги — признать сделку недействительной, но для этого надо запастись терпением, не пользоваться машиной до окончания судебных разбирательств, а они могут длиться не один год.

— Я и подумать не могла, что в автосалоне могут обмануть — я же не на рынок пришла, — с горечью говорит женщина. — Когда на учет ставили машину, сотрудники ГАИ, услышав, как мы купили автомобиль, надо мной только посмеялись.

История Алексея

В прошлом году в поисках машины Алексей наткнулся в Интернете на объявление от одного из иркутских автосалонов о продаже нового Hyundai Solaris 2020 года за 600 тысяч рублей. Предложение действовало, если брать машину в кредит. Оставил заявку на сайте, и ему сразу же перезвонили. По телефону оператор подтвердил наличие авто по спеццене и пообещал страховку КАСКО в подарок. На следующий день мужчина приехал в автосалон.

— Я повелся на это, думал, возьму новую машину дешевле, чем у официального дилера, — с сожалением вспоминает Алексей.

Накоплений у Алексея не было, поэтому он планировал взять кредит на всю сумму покупки сроком на три года. На месте кредитный специалист сказала, что это возможно, более того, сообщила мужчине, что предварительно банк уже одобрил ему кредит, нужно только заполнить документы и ждать окончательного ответа.

— При этом менеджер салона предупредил, если будут звонить из банка, сказать, что у меня зарплата около ста тысяч рублей и есть еще дополнительный заработок, так как при моем доходе в 30 тысяч рублей кредит без первоначального взноса не дадут. Так я и сказал, — вспоминает Алексей.

Через несколько часов Алексею позвонили из автосалона и обрадовали, что кредит одобрен. «Приезжайте, будем оформлять покупку», — добавил менеджер. Однако в салоне Алексея ждал неприятный сюрприз: там ему сообщили, что новое авто Hyundai Solaris будет стоить около двух миллионов рублей, объяснив это тем, что их сотрудник ошибся и по спеццене машин уже нет в продаже.

Растерянному мужчине начали предлагать подержанные автомобили. Он выбрал Hyundai Creta 2016 года. У мужчины все это время на руках был договор на покупку Hyundai Solaris, где были прописаны условия кредита, на которые он был согласен. На покупку автомобиля Hyundai Creta менеджер распечатал новый договор и дал Алексею его на подпись, отметив, что текст в нем не меняли, только вписали другую марку автомобиля. И он его не глядя подписал.

— Было уже поздно, в салоне из клиентов я остался один. Мне так заморочили голову. Сам не понимаю, как я мог на это согласиться и подписать такой кабальный договор.

В итоге Алексей взял в кредит 1,2 миллиона рублей на пять лет. Ежемесячный платеж, согласно договору, составляет 32 тысячи рублей в месяц.

Через неделю Алексей поехал в автосалон, чтобы вернуть автомобиль. Там он застал неприятную картину: один из клиентов ругался с менеджерами салона и требовал вернуть залог, после того, как мужчина вызвал полицию, ему вернули деньги.

— Я написал заявление на возврат авто, но мне отказали. Несколько раз обращался к адвокатам, но все они говорили одно: я только время и деньги потеряю, бегая по судам, — дело проигрышное. Сейчас вся моя зарплата уходит на погашение кредита. Начал таксовать — жить-то на что-то надо, — говорит Алексей.

История Марии

В прошлом году Мария с мужем решили купить автомобиль. Пара увидела в интернете рекламу иркутского автосалона, который продавал новые автомобили KIA с большими скидками. Поначалу они отнеслись к этой информации скептически, потом все-таки решили позвонить. Оказалось, что телефон, указанный на сайте, — это единый номер горячей линии. Девушка-оператор заверила Марию, что, действительно, машины продаются с огромными скидками, объяснив это тем, что малоизвестные банки выделяют большие субсидии, поэтому такая цена действует только при покупке машины в кредит. В конце разговора оператор добавила, что до окончания распродажи осталось всего две недели и надо поторопиться. Тогда Мария с супругом записались на осмотр авто.

Мария приехала в Иркутск в субботу в 11:00. В холле автосалона было несколько человек, по разговорам девушка поняла, что все они, как и она, иногородние, и приехали в Иркутск специально за автомобилем, предварительно оставив заявку по телефону горячей линии. Менеджеры были заняты своими делами и на девушку никакого внимания не обращали.

— Я подошла к одному из менеджеров и сказала, что приехала по поводу KIA за 700 тысяч рублей. Он посмотрел на меня и с удивлением ответил: «Вы что, смеетесь, вы где-то видели нормальное авто за такую цену?!». И тут ко мне подбежал другой сотрудник салона со словами, что если я оставляла заявку на сайте, то мне нужно пройти в кредитный отдел, — вспоминает девушка тот день.

Она поднялась на второй этаж, где сидели кредитные специалисты, заполнила заявку на кредит и стала ждать. Через три часа, не выдержав и потеряв терпение, Мария подошла к менеджеру со словами, что ей надоело ждать и она уезжает. После этого сотрудник автосалона с улыбкой признался, что по такой цене новых автомобилей у них нет, что с учетом банковской страховки ей придется заплатить за выбранную машину как минимум 1,5 миллиона рублей. «Это если вам одобрят кредит по самой низкой процентной ставке, что вряд ли», — добавил он. После этого менеджер предложил девушке купить у них подержанную машину, спросив, за сколько она готова купить авто.

— Максимум 800 тысяч рублей, — растерянно ответила она.

Менеджер предложил внести девушке предоплату, а на оставшуюся сумму взять кредит. Мария согласилась. Прошло еще несколько часов, прежде чем пригнали автомобиль. Мария обнаружила на кузове повреждения, также была неисправна подвеска. Менеджер пообещал скидку в размере 50 тысяч рублей.

Было около десяти вечера, когда уже уставшей клиентке сообщили, что один из банков ей одобрил кредит. В салоне, вспоминает девушка, она к тому времени осталась одна. Мария внесла в кассу 400 тысяч рублей и только после этого узнала, что выбранное авто обойдется ей не в 800 тысяч рублей, а в 1,08 миллиона рублей. Когда она попыталась отказаться, на нее начали кричать и настаивать на подписании договора на новых условиях. И Мария сдалась. Когда девушке отдали ПТС, выяснилось, что машина не 2018, а 2017 года, у нее было несколько владельцев и дважды автомобиль возвращали сразу после покупки.

На следующий день Мария попыталась зайти в личный кабинет банка, но не смогла. Несколько раз звонила на горячую линию, но все бесполезно. Когда наконец-то девушка смогла авторизоваться, узнала, что кредит оформлен под 30% годовых, а за непредоставление ПТС в течение двух дней ей начислили солидный штраф — в итоге банку она оказалась должна 2,6 миллиона рублей.

— Единственный вариант был — погасить кредит в 680 тысяч рублей сразу, что мы с мужем и сделали, заняв деньги у родственников, — рассказала Мария.

В автосалоне

Я решила посетить автосалон, в котором, как рассказали наши герои, обманным путем заставляют приобрести машины на невыгодных для клиентов условиях. Вот только на месте той организации, о которой говорили пострадавшие, находится аналогичный салон, но уже с другим названием.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, нынешняя организация зарегистрирована в Москве, кроме этого, в выписке отмечено, что предоставленные «сведения недостоверны». Генеральный директор являлся в разные годы учредителем еще шестнадцати организаций. Салон с прежним названием имеет юридический адрес в городе Тольятти Самарской области.

При поиске в Интернете сайта прежнего автосалона поисковик выдал мне сайт с названием того, что располагается по этому адресу в данный момент. Если учесть, что сайт является главным инструментом заманивания клиентов, то он со своей задачей прекрасно справляется: новый Kia Rio стоимостью от 520 тысяч рублей, Renault Logan — от 439 тысяч рублей, Volkswagen Polo — от 672 900 рублей. Помимо сказочных цен будущим покупателям обещают КАСКО в подарок. И только я собралась закрыть страницу, как всплывает окно: «Осталось десять авто Kia Rio со скидкой 399 000, ежемесячный платеж от 7 338 в месяц», а еще через 10 секунд – «Первый платеж по кредиту в подарок». Ну как тут устоять. Идем в салон.

Я приехала в автосалон без записи. Возле центрального входа стоит мужчина с документами в руках и с кем-то очень эмоционально что-то обсуждает, навстречу идет молодая пара в компании сотрудника автосалона в сером костюме и с важным видом.

Торгово-выставочный павильон выглядит солидно. По периметру стоят новенькие авто, украшенные ярко-красными бантами. Посередине зала — стойка ресепшн, за которой сидит девушка. Заметив меня, она привстала и спросила, оставляла ли я заявку на сайте. Услышав, что нет, спросила мои имя, фамилию и номер телефона. «Для нашей базы», — коротко пояснила она. Я назвала только свое имя и спросила, с кем можно поговорить о покупке авто. Девушка позвала менеджера, который не спеша подошел ко мне. Бейджика на его пиджаке не было, а представляться мужчина не стал. На мой вопрос о смене названия салона он коротко пояснил: «Нет, тот салон закрылся, а это другой».

Слева вдоль стены стоят три стола с компьютерами. Менеджер сел за свой, я устроилась напротив и пояснила, что меня интересует автомобиль Kia Soul 2021 года, который продается по спеццене, всего за 700 тысяч рублей.

Пока менеджер открывает сайт, я оглядываюсь по сторонам. С одной стороны за соседним столом сидят мужчина с женщиной, а рядом с ними стоят двое молодых парней, видимо, их дети. Они обсуждают, на сколько лет брать кредит – на пять или восемь. С другой стороны менеджер рассказывает клиенту о преимуществах покупки нового авто в кредит. Между новенькими машинами по залу ходят люди. Вообще для утра буднего дня здесь довольно многолюдно.

Менеджер вывел на экран фотографию Kia Soul и пояснил, что спецпредложение действует только при покупке автомобиля в кредит, так как машины с большими скидками продают сами банки, а не салон, по специальной госпрограмме «Kia Finance». И тут же для убедительности добавил: «Вот у нас такой же автомобиль вы можете купить за 3,5 миллиона рублей, а в кредит всего за миллион, видите, какая выгода».

— Действительно. Хорошо, если я возьму в кредит, какая будет итоговая стоимость автомобиля вместе с процентами? — спрашиваю я.

— По этой программе действует кредит с низкой процентной ставкой, поэтому примерно 950 тысяч рублей.

— А каким будет ежемесячный платеж?

— Около 30 тысяч в месяц, если сроком на пять лет, и нужно будет еще внести предоплату не менее 10% от стоимости авто.

— Так если платить по 30 тысяч рублей каждый месяц, даже с учетом первоначального взноса, в течение пяти лет сумма выходит почти в два миллиона рублей?

Молчание.

— Мне нужно еще за что-то заплатить? — настойчиво спрашиваю я.

— Ну да, еще оформить страховой полис КАСКО на пять лет и страхование жизни — а это около миллиона рублей. То на то и выходит, — непринужденно поясняет менеджер, не глядя на меня.

Дальше меня ждал еще один сюрприз. Чтобы авто привезли, нужно заключить предварительный договор, внести аванс, который составляет не менее 10% от стоимости автомобиля, и оформить заявку на кредит. Как пояснил менеджер, если машина меня не устроит, с ней что-то будет не так или процентная ставка окажется выше, чем я ожидаю, тогда я смогу отказаться от сделки. Однако в случае расторжения договора я обязана заплатить неустойку в размере 20% от размера предоплаты. При такой схеме вы не просто покупаете кота в мешке, а заочно соглашаетесь на все условия, которые могут быть прописаны в основном договоре.

Быстро поняв, что навязать мне машину в кредит не получится, менеджер потерял ко мне интерес, замолчал и отвернулся. Я поняла — разговор окончен.

Вывод напрашивается один: бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а чтобы в нее не угодить, нужно внимательно читать все бумаги, которые вас просят подписать, даже если речь идет о заявке на кредит или согласии на обработку персональных данных.

Комментарий от полиции

Согласно ответу ГУ МВД России по Иркутской области на запрос IRK.ru, в 2020 году в полицию Иркутска поступило 30 заявлений о фактах мошенничества в автосалонах, что является максимальным показателем за последние три года. В 2021 году было шесть заявлений, в январе-феврале 2022 года — 17. По каждому заявлению о мошеннических действиях сотрудниками полиции были проведены проверки.

В пресс-службе полиции отметили, что чаще всего потенциальные покупатели сообщают о проблемах в оформлении автокредитов, о введении в заблуждение по поводу процентной ставки по кредиту, об отказе в возврате предоплаты или расторжении договора. Нередко между покупателем и сотрудниками автосалонов возникает конфликт во время оформления сделки, решить который удается только после вмешательства полицейских.

После обращений жителей Иркутска в 2020 году было возбуждено 30 уголовных дел, в 2021 – 6, в январе-феврале 2022 года – 17. Материалы по 41 уголовному делу были направлены в суд.

Мнение юриста

По словам консультанта по правовым и политическим вопросам ООО "Консалтинговая группа «Поверенный» Владимира Шободоева, не редки случаи, когда клиенты платят по кредиту больше, чем планировали. И чаще всего это происходит из-за того, что они невнимательно читали договор. При этом доказать, что сделка заключена путем обмана, расторгнуть кредитный договор и вернуть залог достаточно проблематично.

По закону о защите прав потребителей, отмечает Владимир, продавцы не могут навязать или заставить клиентов приобрести дополнительные услуги, если только они сами письменно не согласились на них. Поэтому при покупке автомобиля в кредит нужно обращать внимание не только на процентную ставку того или иного банка, но и на условия обслуживания, а также необходимость оформить, например, КАСКО, требования к страхованию жизни и здоровья заемщика.

— Внимательно изучить все пункты договора. Если в тексте есть упоминания приложений к договору, а их вам не предоставили, запросите. Если вы почувствовали обман или у вас появились сомнения, лучше проконсультируйтесь с юристом, прежде чем подписывать какой-либо договор.

Комментарий автоблогера

По словам автоблогера Максима Федурина, от подобных автосалонов пострадали не только жители Иркутской области — жертвы есть и в других регионах. В России действует огромная сеть автосалонов-мошенников. У них похожие сайты и одинаковые схемы обмана. До нашего региона они дошли несколько лет назад. В Иркутске такие салоны периодически меняют свои названия и местоположения.

— Раньше были на Академической и Старо-Кузьмихинской, сейчас остались в районе улиц Баррикад и Ширямова, — поясняет он. — Как правило, в них работают не местные, а приезжие менеджеры из других регионов России.

Схема обмана примерно одна: в Интернете размещается объявление о продаже автомобиля по привлекательной цене. Если это новый автомобиль, то по цене значительно ниже, чем у официального дилера. Люди любят верить в чудеса, поэтому активно откликаются на такие предложения. Когда человек приходит в автосалон, ему сообщают, что машину только что продали и есть похожая, но подороже. Или говорят, что спеццена действует только при покупке в кредит, сразу не озвучивая все условия кредитования. Машину при этом покупателю не показывают, объясняя это тем, что, пока идет подписание документов, авто подготовят к выдаче.

— А по факту, людям пытаются продать машину другого года выпуска, или в другой комплектации. Плюс навязывают кредит, по условиям которого сумма переплаты может составлять первоначальную стоимость автомобиля. Не редки случаи, когда клиент уверен, что берет кредит под 5% годовых, а после подписания договора оказывается, что под 32%. А если человек отказывается от сделки, с него удерживают неустойку за оформление кредита и потраченное время. Чаще всего на удочку мошенников попадаются приезжие, кто в Иркутск целенаправленно едет за покупкой машины.

По низкой цене хорошую машину не купить. Если в автосалоне просят подозрительно низкую цену за свежую машину в хорошей комплектации, то, скорее всего, есть подвох. Никогда не вносите никаких сумм в кассу, советует Максим, пока вы не осмотрите машину, которую покупаете, и не убедитесь, что она есть в наличии. Если машина не новая, посмотрите ПТС. И, конечно, внимательно читайте документы, не подписывайте бумаги, если у вас есть сомнения в пунктах договора, как бы вас ни уверяли, что документ — простая формальность.

Журналисту IRK.ru удалось по телефону пообщаться с представителем автосалона, который открылся на месте организации, где покупали автомобили наши герои. Однако от публикации комментария на сайте они отказались.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Иллюстрации Семена Степанова

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • v_vik 2 августа 2024 в 10:05

    Мой первый комментарий!

    В Иркутске опять АВТО салон мошенников появился на Красноказачьей 97 - https://skoda.autosalon-irkutsk.ru/send.php телефон: 78-54-59 Во первых это не официальный диллер а просто салон. Далее: Я позвонил туда, ответила Ольга - "приезжайте, авто в наличии, вот оно прямо тут передо мной стоит. Да,…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля