Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как живет «плавающий человек»?

Немногие знают, что в Байкальском музее СО РАН в Листвянке уже полтора года ведется серьезная научная работа по изучению жизни нерп. Ею занимается главный научный сотрудник, доктор биологических наук Евгений Петров. Материалом для его исследований стало большое количество видео, которое скопилось с 2009 года. Именно тогда на Ушканьих островах по инициативе директора учреждения Владимира Фиалкова установили видеокамеры, работающие в режиме онлайн. О том, что нового удалось узнать о байкальском тюлене, Евгений Петров рассказал журналисту IRK.ru.

Изучением жизни нерп в Байкальском музее СО РАН занимается главный научный сотрудник, доктор биологических наук Евгений Петров. Фото автора
Изучением жизни нерп в Байкальском музее СО РАН занимается главный научный сотрудник, доктор биологических наук Евгений Петров. Фото автора

Кроме Ушканьих островов несколько камер установили в заливе Листвяничном на глубине пяти и 200 метров. Вся эта техника работает в теплое время года, на зиму ее убирают на техобслуживание, и каждую весну устанавливают снова. В этом году видеооборудование смонтировали в начале марта.

Евгений Петров занимается изучением нерп более 40 лет, в 1974 году приехал на Байкал из Астрахани на практику, занимался изучением нерп под руководством знаменитого исследователя байкальской фауны Владимира Пастухова*. С тех пор влюбился в эти места и вернулся сюда после окончания института. Работал сначала инженером, затем защитил кандидатскую диссертацию, стал заведующим лаборатории биологии ластоногих Лимнологического института СО РАН. Полтора года назад он пришел на работу в Байкальский музей СО РАН, где ему предложили заняться анализом скопившихся видеоматериалов. На эту тему он написал и опубликовал несколько научных статей.

Благодаря видеоархиву записей с Ушканьих островов ученому удалось посмотреть, насколько активно нерпы используют берег, сколько их там, зачем они туда выбираются, а также изучить элементы их поведения — взаимоотношения друг с другом, с другими видами животного мира, с человеком, ведь посещаемость Ушканьих островов довольно большая. К сожалению, приходится констатировать, что туристы порой ведут себя довольно бесцеремонно, они пугают нерп каждый день. А порой, и по несколько раз в день, отметил Евгений Петров.

В сумме на лежбищах на Ушканьих островах в теплое время года, при хорошей погоде, когда нет волны, одномоментно может быть до двух-трех тысяч нерп, а на изучаемом участке могут собраться до 400 особей. И наблюдать за ними очень интересно.

Нерпы — животные высокоорганизованные, любознательные, умные, очень хорошо все запоминают. Фото Евгения Петрова
Нерпы — животные высокоорганизованные, любознательные, умные, очень хорошо все запоминают. Фото Евгения Петрова

— Нерпы — животные высокоорганизованные, любознательные, умные, очень хорошо все запоминают, они дрессируются, что можно увидеть в нерпинариях, — рассказывает Евгений Петров. — Там они многое могут сделать, если к ним хорошо относиться. Как говорил Владимир Пастухов, нерпа — это плавающий человек — есть агрессивные животные, есть веселые, у каждого свой характер. На видео можно наблюдать, что они между собой общаются, у них есть свои дела. Обычно считается, что сильное животное доминирует, а тут видно, что молодежь не особо подчиняется старикам, маленькая нерпа может задирать крупную, если ей это надо — корябать ее, толкать. А вот какая будет реакция большого животного, зависит от его психологического состояния. Одно отвернется, а другое как даст лапой, молодежь сразу отступает.

По словам ученого, если у нерпы все в порядке со здоровьем, все биологические процессы происходят вовремя, она может не использовать берег вообще и жить в воде. Но поскольку предки байкальского тюленя жили на земле, у него генетически заложены «привычки» наземных животных. Например, детеныши нерпы появляются на свет только на воздухе, на льду.

Для того, чтобы защитить новорожденного белька от любых внешних воздействий, и чтобы ему было тепло, самка тюленя делает логовище — это домик из снега, внутри которого есть воздушная камера, с водой оно соединяется отверстием, через него нерпа ныряет в озеро, ей это необходимо, чтобы питаться рыбой. Животное самостоятельно строит это убежище по щелям, образующимся во время ледостава. Сверху из-за ветра образуются торосы, в которых задерживается снег и вырастают сугробы до двух метров высотой. И вот в них снизу, из щелей с водой нерпа обустраивает свое логовище. Поэтому снаружи и получается полностью закрытая воздушная камера, внутри в ней плюсовая температура.

Вот так на экспозиции Байкальского музея СО РАН представлено типичное логовище  нерпы. Фото автора
Вот так на экспозиции Байкальского музея СО РАН представлено типичное логовище нерпы. Фото автора

Именно в логовище рождается детеныш и живет свои первые два месяца, там мать кормит его молоком. Их взаимодействие продолжается до тех пор, пока этот временный дом не растает под весенним солнцем. Но даже тогда щенок (детей ластоногих называют щенками) еще какое-то время ютится на льду и мать к нему периодически приплывает, чтобы покормить. Когда лед растает окончательно, их семейные связи полностью прерываются. Детеныш к этому времени полностью сформирован: вылинивает, вес увеличивается, в теле есть запас жира, и, самое главное, он способен самостоятельно нырять и ловить рыбу.

Когда ледовый покров тает и в итоге разваливается, образуются плавающие льды – это отдельные льдины, которые ветер гоняет по всему Байкалу. И вот на этих льдинах в течение двух-трех недель у байкальского тюленя происходит линька: вся популяция нерп, которая есть на Байкале, должна вылинять, то есть пробыть какое-то время на льду. Дело в том, что этот процесс возможен только на воздухе, при нем происходят довольно сложные химические и биологические процессы. Поэтому некоторое время все нерпы Байкала целыми днями лежат на льду.

Затем у байкальских тюленей начинается период, который называется нагульным. В это время нерпа живет практически постоянно в воде до осени. Она усиленно питается и набирает жир. Ну а когда образуются лед, байкальский тюлень сидит под ним до весны, но самки строят логовища, и так по кругу, в зависимости от сезона.

Ученые отмечают, что в последнее время на Байкале активно идет потепление климата, в результате стала меняться ледовая обстановка. В частности, лед стал позже вставать, быстрее таять. А самое негативное для нерпы, по словам Евгения Петрова, что с момента раздробления сплошного покрова на льдины и до их полного таяния проходит очень мало времени. Его не хватает, чтобы нерпа вылиняла, какая-то часть популяции не успевает это сделать. Животные оказываются в воде, а линька у них не закончена. И вот как раз для того, чтобы этот физиологический процесс благополучно завершился, байкальскому тюленю и приходится выходить на берег.

Это происходит сразу же после таяния дрейфующих байкальских льдов. И не только на Ушканьих островах, но и в других уголках Байкала. Животные стараются выбирать для этого максимально отдаленные от человека места, но таких территорий становится с каждым годом все меньше и меньше. Поэтому ученые задают вопрос — а успевают ли все нерпы вылинять?

Если линька не закончена, как положено, это может привести к патологическим заболеваниям кожно-волосяного покрова. На видео заметно, что такие проблемы у некоторых нерп есть, но как это сказывается на их общем состоянии, сказать сложно, без тщательных исследований диагноз не поставишь. По словам Евгения Петрова, специалисты Иркутского государственного аграрного университета взяли пробы тканей и органов у не успевших вылинять животных, они анализируются… Процесс идет, возможно, скоро узнаем что-то новое.

Максимально известный возраст байкальской нерпы, который зафиксировал Владимир Пастухов в 1960-80 годах, достигает 56-57 лет. Но таких долгожителей — буквально пара на всю популяцию. Сейчас максимальный возраст нерп — 20-30 лет, старше — очень мало. До шести-семи лет нерпа не размножается. Когда в популяции много молодняка (50-60 % численности), значит, она хорошо себя чувствует, её численность высокая. Самый активный средний возраст — от восьми до 12 лет.

На Ушканьих островах могут одновременно собираться до двух-трех тысяч особей байкальского тюленя. Фото с сайта funart.pro
На Ушканьих островах могут одновременно собираться до двух-трех тысяч особей байкальского тюленя. Фото с сайта funart.pro

Сколько сейчас особей нерпы на Байкале Евгений Петров сказать затрудняется, он не очень доверяет современным исследованиям. Раньше учет нерпы проводили тщательнее, он занимал март, апрель и часть мая, когда еще стоял лед. Это была серьезная экспедиция: специальный отряд начинал с юга, проезжал весь Байкал и заканчивал Северобайкальском или Нижнеангарском. Ехали на мотоциклах и проводили подсчет на учетных площадках — это квадрат полтора на полтора километра. Они закладывались на стандартных разрезах — это расстояние с одного берега до другого, каждый мог включать по семь площадок. На них искали логовища нерп и учитывали их.

Если эта работа делалась тщательно, то ученые получали цифру, сколько логовищ на учтенной площади. Зная структуру популяции, и используя метод экстраполяции, рассчитывали общую численность популяции. В то время четко учитывалось и количество добытых животных (сейчас, кстати, промысел нерпы с четким лимитом разрешен только малочисленным народам).

То есть, были четкие цифры и по репродуктивной активности, и по половой принадлежности животных, и по их возрастной категории. В 1980-е годы на Байкале поголовье нерп насчитывало порядка 70-80 тысяч особей. Последнее подобное исследование проводили в 1990-е годы — начале 2000-х. И тогда насчитали до 120 тысяч нерп.

— Чтобы провести такую работу, нужна техника, люди, средства, учитывали и другие «нюансы» — например, ледовую обстановку, — вспоминает Евгений Петров. — Потому что логова открываются весной, иначе их невозможно заметить, лед в это время тает, соответственно, работа рискованная, и на нее не так много желающих. В советские годы многое делалось на энтузиазме, который сейчас значительно поубавился. Сейчас, это мое мнение, такой подробный учет уже больше 15 лет не проводится. На сегодняшний день специализированные организации приводят цифры, что поголовье нерп на Байкале насчитывает 130-135 тысяч. Не знаю, насколько это точно, но по моим наблюдениям, нерпы на Байкале действительно много.

Кстати, наши читатели тоже могут понаблюдать за поведением байкальских тюленей. Для этого не нужно покупать дорогую экскурсию и добираться до Ушканьих островов: благодаря камерам, установленным специалистами Байкальского музея СО РАН это можно сделать онлайн. Наблюдение через интернет станет актуальным с 15-20 мая, когда нерпы с растаявших льдин начнут выбираться на побережье. Сейчас там — ледяная пустыня.

Справка:
*Владимир Пастухов — доктор биологических наук, лимнолог, один из основоположников изучения байкальской нерпы, работавший в СССР в 1960-80-х годах. До него в 1930-е годы этой темой занимался Тимофей Иванов — в 1934-1937 годах — аспирант Биолого-географического НИИ. С 1937 года — доцент кафедры зоологии позвоночных ИГУ. С 1949 года — декан биологического факультета
.

Елена Алексеева специально для IRK.ru
Фото автора, Евгения Петрова и из открытых источников

  • Владислав 11 мая 2022 в 11:25

    Большое спасибо за статью, очень интересно и познавательно! Посмотрел видео, пока нерп там нет…ждемс середины мая. Но мне интересно, если на Ушканьих островах наблюдается до 3 тысяч особей, а это место - самое известное, то где же остальные «чалятся»? Их ведь по непроверенным подсчетам более…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля