Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как выжить бизнесу в новой экономической реальности?

В галерее Виктора Бронштейна прошла четвертая встреча предпринимательского клуба «PRO Иркутск» с участием руководителя энергетического бизнеса En+ Group Михаила  Хардикова и предпринимателей – членов «Опоры России». Присутствующие поговорили о роли крупного и малого бизнеса в новом мире, высказали мнения о текущей ситуации в экономике. Михаил Хардиков поделился опытом работы в кризисных ситуациях и обозначил точки роста для Сибири.

Диалог Михаил Хардиков начал с примеров того, как бизнес в России уже справлялся с кризисными ситуациями, которые для ряда предприятий в итоге стали точками роста. Если не опускать руки, любую ситуацию можно превратить в стратегию развития, что и сделали несколько лет назад в En+ Group.

Михаил Хардиков
Михаил Хардиков

– Мы входили в 2022 год с одним планом и настроением, а в итоге проживаем его, скажем так, очень динамично. Наверное, чем мы, как крупный бизнес отличаемся от малого – уже в 2018 году в отношении компании ввели санкции, и мы столкнулись со сложными вызовами. В итоге компания их пережила и серьезно продвинулась вперед, но одно из ключевых качеств, которые хочется отметить – компания научилась в этом жить, — начал разговор Михаил Хардиков. — И то, что сейчас некоторые предприятия сталкиваются с чем-то, казалось бы,  непреодолимым, на самом деле преодолимо с разной степенью успешности! Например, обратите внимание, насколько хорошо чувствует себя сейчас малый бизнес, который развился «назло» введенным в 2014 году санкциям: сколько сыров и какого хорошего качества стали производить в России вместо того, что раньше ввозили из-за рубежа. Но при этом нельзя говорить о стопроцентном импортозамещении. Приведу пример – мы закупаем трансформаторы на заводе СВЭЛ на Урале, и нам теперь говорят, что поставить их не могут, потому что система мониторинга газов и система управления — импортные, надо теперь в Китае найти аналоги, привезти их, смонтировать, сертифицировать, и только после этого нам смогут возобновить поставки. А ранее заявляли, что у них полностью российское производство, и такие мелочи всплывают во многом. Поэтому считаю, что внутренний спрос вырастет только тогда, когда появятся товары надлежащего качества.

Сейчас много говорят, что Россия должна в своих бизнес-стратегиях ориентироваться на Восток, но на самом деле на это потребуется несколько лет, считает Михаил Хардиков. Одна из задач – решение транспортной проблемы на уровне регионов, сейчас в En+ Group  задумываются о создании инфраструктуры, в которой сможет развиваться частный бизнес, в будущем это повысит налоговую доходность в бюджеты всех уровней и даст возможность для развития Иркутской области.

Михаил Хардиков привел пример Китая, который в 2008 году, когда пришел серьезный экономический кризис, начал инвестировать государственные деньги в инфраструктуру, потому что рано или поздно кризис закончится, экономика пойдет в рост, но не сможет развиваться. И если переориентироваться на Восток, а Иркутская область для этого расположена очень удобно, необходимо задуматься о создании транспортной инфраструктуры, для этого требуются серьезные инвестиции.

– Например, сейчас летают три или четыре рейса из Братска в Иркутск, большинство – на самолетах АН-24. Последний из них произведен в 1979 году, — поделился наблюдением Михаил Хардиков. — Но главное, есть проблемы с логистикой, быстро и приемлемо по затратам из Абакана в Братск можно добраться только перелетом через Москву, то есть лететь в соседний регион через всю страну.

Как остановить отток населения из региона?

Руководитель Иркутского регионального отделения «Опора России» Алексей Егоров отметил, что в последнее время и власти, и крупные компании разворачиваются к малому и среднему бизнесу. Однако, чтобы остановить отток населения из регионов, нужны совместные усилия бизнеса и власти по созданию среды для реализации каждого человека. На сегодняшний день En+ Group — одна из немногих компаний в регионе, которая на серьезном уровне занимается социальной политикой и инвестирует средства по нескольким направлениям.

Алексей Егоров
Алексей Егоров

Например, более ста миллионов рублей энергетики вложили в образовательные проекты с вузами, чтобы ребята, которые учатся на профильных энергетических факультетах, потом приходили на работу в компанию. При этом энергетики понимают, что конкуренция за специалистов начинает расти между регионами, очень много высококвалифицированных кадров уезжают в Москву. А вот на периферию ехать не хотят. И нужно думать, чем заинтересовать людей, чтобы они оставались на местах. Прежде всего, это создание инфраструктуры.

Для комфортной жизни в регионе нужны и социальные объекты. Поэтому в Тайшете, Шелехове и Братске компания построила ковидные госпитали и передала на баланс региона. Предполагается, что в дальнейшем эти медицинские учреждения будут использоваться как диагностические и лечебные центры. У компании есть также проекты по организации ординатуры для медиков, потому что одной из проблем в этой сфере остается кадровый голод.

En+ постоянно участвует в проектах благоустройства на всех территориях своего присутствия. Один из самых масштабных — создание комфортной городской среды –  проект Цесовской набережной в Иркутске. Глобальные преобразования этой части города можно сравнить по масштабу разве что со строительством 130 квартала. Комплексное благоустройство позволит создать в областном центре единую набережную протяженностью больше десяти километров. На месте старой ТЭЦ построили единственную на сегодняшний день в регионе суперсовременную компактную насосную станцию с импортным оборудованием, которая уже успешно отработала один отопительный сезон. Также построили современную подстанцию, к которой уже подключили потребителей.

– Деньги, инвестируемые в строительство Курбатовских бань, гостиниц – сложно окупаемые, потому что это социальный проект. Тем не менее, мы продолжаем работу, и знаковые объекты в Иркутске будут создаваться, – сказал Михаил Хардиков. – При этом очень мало представителей крупного бизнеса, которые столько вкладывают в развитие инфраструктуры региона. Хочу также обратить внимание, что у нас есть 90 тысяч сотрудников, а в энергетике – 30 тысяч, и мы платим им зарплату, отвечаем за них, заботимся и хотим, чтобы они чувствовали себя комфортно, несмотря на любое состояние экономики.

Жители не должны страдать из-за нелегального майнинга

На встрече не обошли стороной и тему нелегального майнинга – обратной стороны самого низкого тарифа за электроэнергию в стране. Руководитель энергетического бизнеса En+ Group отметил, что частично население Иркутской области превратилось в майнеров, за доход которых фактически платят все потребители. При этом энергетик выступает за официальный майнинг — с соответствующим нагрузке на сети техническим присоединением и тарифом на электроэнергию. Бессистемный майнинг по тарифу для населения приведет к резкому изнашиванию электрических сетей и оборудования. Через несколько лет это может стать серьезной проблемой.

– Против легального майнинга никто ничего не имеет, – подчеркнул  Михаил Хардиков. – Есть целый ряд официально подключенных потребителей. Но гаражный майнинг – это проблема, и ее отрицанием ничего не решить. Вся территория Хомутово, Урика по сетям перегружена колоссально, мы увеличили на 80 мегаватт мощность в хомутовской зоне, подстанция в Урике зимой на 100% загружена, и это кризисная ситуация. Спроектировать, согласовать и построить новую подстанцию – на это уходит пять лет. Не потому, что мы медленно строим, это проектная работа, земельные отношения, выбор и поставка оборудования, трансформаторы изготавливаются девять месяцев, еще три месяца идут из Китая.

В режиме диалога

Предприниматели активно делились собственным мнением о происходящем в экономике и говорили о личном опыте.  Директор компании «Формоза», председатель комитета по молодежному предпринимательству Иркутского регионального отделения «Опоры России» Игорь Жубрин рассказал, что происходит в его бизнесе – розничной продаже электроники и техники.

– Идет существенный спад, первый за 14 лет. Если бы не другие бизнесы, было бы совсем тяжело. Спроса нет даже при активизации маркетинга. Отчасти это связано со снижением платежеспособности населения. Перспективы видятся весьма нестабильные: у нас отсутствует производство комплектующих, в итоге, если какого-то маленького микрочипа нет, это может стать причиной остановки целой индустрии, – сказал Игорь Жубрин. – Было бы здорово создать фонд при поддержке власти и крупного бизнеса, который станет поддерживать импортозамещение, чтобы в России появлялись производители для ИТ. И хотелось бы знать – планируете ли вы участие в таких проектах?

Игорь Жубрин
Игорь Жубрин

– Сбои в поставке электроники могут отразиться на всех. Энергетический бизнес живет по другим законам: у нас есть существенный аварийный запас, который регламентируется государством. Будем ли мы участвовать в развитии производств, зависит от того, какие это производства, насколько это вписывается в наше понимание развития предприятия, но, что мы уже готовы обсуждать – это участие в создании инфраструктуры этих производств, — ответил Михаил Хардиков.

– На мой взгляд, действительно, En+ Group – это исключительный пример. Холдинг ведет социально-ответственный бизнес, и в частности, мы это видим в Иркутской области, – сказал вице-президент ИРО «Опора России» Иван Астафьев. – Мы надеемся, что ваше решение перенести головной офис в Иркутскую область состоится. Вчера у нас прошел доклад по состоянию малого и среднего предпринимательства. Мы проанализировали, что основной сегмент МСБ, к концу 2021 года это примерно 34 % – предприятия оптовой и розничной торговли, причем 27% – это розница. На втором месте – транспорт – 9,6%, на третьем – строительный бизнес и ремонт, операции с недвижимостью, и дальше идут общепит, услуги и так далее.

Иван Астафьев
Иван Астафьев

По словам Ивана Астафьева, малый и средний бизнес столкнулся с тремя проблемами. Это снижение покупательской способности людей, которое длится уже несколько лет, с 2014 года. На втором месте инфляция, которая разогналась на 100-200% на определенные группы товаров, соответственно, прибыль уменьшилась. Третье – это слом логистических цепочек. Он поинтересовался, можно ли сделать совместную коллаборацию  En+ и малого и среднего бизнеса Иркутской области, которая максимально будет стараться закрывать потребности энергохолдинга.

– Действительно, уникальная ситуация, что в таком регионе сырье есть, а первичного передела нет. В Калуге, например, нет ничего: нет ГЭС и алюминиевых заводов, нефть и золото не добывают. Но там создали инвестиционный климат. Это повод задуматься, – ответил Михаил Хардиков.

Глава энергетического бизнеса En+ заверил: компания открыта к предложениям региональных предпринимателей и готова провести встречу с местными поставщиками, которые бы рассказали о себе, услугах и продуктах. У En+ Group уже есть успешный опыт работы с местными компаниями.

— Мы покупаем средства индивидуальной защиты и спецодежду у Ангарской швейной фабрики, качество нас устраивает, — привел пример Михаил Хардиков. — Если товар нас устроит по качеству и цене, мы будем его приобретать у местных производителей.

Депутат думы Иркутска Александр Сафронов поинтересовался, как местным подрядчикам поучаствовать в проектах по модернизации тепловых сетей: «В связи с этим к вам вопрос о возможности доступа местных подрядчиков к контрактам, к договорам поставок, подряда, доступу к информации – этот вопрос на самом деле очень важен. Возможно, должен быть какой-то механизм, например, инвестиционная комиссия города, области, когда проект, проходящий эту комиссию, может получить преференции не только от области, но и от энергетиков, получилась бы неплохая коллаборация».

Александр Сафронов
Александр Сафронов

– Все проекты по реконструкции тепловых сетей в Иркутской области мы ведем с привлечением местных подрядчиков, – ответил Михаил Хардиков. – Все закупки открыты – в них можно принимать участие.

Один из звоночков проблем в экономике – снижение потребления электроэнергии. В Иркутской области с этим все в порядке. За пять месяцев 2022 года отмечен рост на 2,5%. С крупными предприятиями вроде АНХК, АО «Группа Илим» или РУСАЛА энергетики находятся в постоянном диалоге, чтобы понимать, как они прогнозируют своё энергопотребление.

Помимо электрической энергии речь зашла и о тепловой, в частности, нехватке мощностей в Иркутске для строительства нового жилья. По словам Михаила Хардикова, любые расширения тепловых электростанций, например, в Ново-Иркутской ТЭЦ, где уже давно назрела необходимость установки еще одного котла, невозможны. Законодательство ввело ограничения из-за того, что территория входит в Байкальскую экологическую зону. Все проблемы застройщиков может решить газификация, которая запланирована через несколько лет.

— Теплоснабжение — это серьезная проблема, которую мы обсуждали сегодня и с мэром Иркутска Русланом Болотовым, — пояснил Михаил Хардиков. – Мы ищем возможности, например, при строительстве теплового луча к улице Баррикад закроем мазутные котельные, которые наносят существенный вред экологии. Перейдем на Иркутскую ТЭЦ, даже при том, что ее ресурсы ограничены, а расширить их нельзя из-за  законодательства по Байкальской экологической зоне. В любом случае, выход будем искать, город не остановится в развитии из-за недостатка тепловой энергии.

IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Сергей С 17 июля 2022 в 22:46

    Проблему оттока людей Хардиков решает весьма эффективно - через увольнение работников, и истеричным управлением. Не далее как на прошлой неделе уволили главного инженера за то что тот возразил хардику. Тому это не понравилось, как это часто бывает с теми, кто в жизни всего добивался не сам, и…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля