Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как прошла «Менделеевская экологическая экспедиция. Финский залив»

С 11 по 16 сентября 2022 года в Санкт-Петербурге прошла «Менделеевская экологическая экспедиция. Финский залив». Ее участники — ученики «Менделеевских классов» и студенты вузов научно-образовательного консорциума «Передовые ЭкоТехнологии» из шести регионов России — на несколько дней с головой погрузились в научную работу и получили колоссальные знания от ведущих экспертов в области экологии, химии и атомной энергетики. Подробности — в материале IRK.ru.

Первая «Менделеевская экологическая экспедиция» состоялась в прошлом году на Байкале. А в этом году ребятам из разных уголков России — Удмуртской Республики, Кировской, Нижегородской, Саратовской, Иркутской, Курганской областей — предстояло посетить Санкт-Петербург.

Накануне ребята представили свои проекты в области решения проблем загрязнения атмосферы и почвы, ликвидации накопленного экологического вреда, альтернативной энергетики, переработки отходов. Авторы лучших проектов отправились в экспедицию.

И вот они, будущие ученые, химики и экологи, с нетерпением ждут старта экспедиции. Ведь для ребят это возможность не только весело провести время, найти друзей из разных уголков страны, но и познакомиться с экспертами в той сфере, в которой они собираются работать, провести собственные научные исследования и лабораторные опыты. Среди участников — Анастасия Томилова, ученица 9 класса химико-биологического профиля лицея №1 города Усолья-Сибирского. Она представила проект по изучению почвы на территории своего города и выявила, какие районы наиболее загрязнены и токсичны, в том числе из-за деятельности «Усольехимпрома».

— От экспедиции я жду новых знаний, которые пригодятся в предстоящем учебном году, надеюсь почерпнуть новые идеи для исследовательских работ, — говорит девушка.

Программа экспедиции плотная, поэтому, чтобы не терять драгоценного времени, молодые исследователи по прилете в Санкт-Петербург сразу же погрузились в работу. И первая остановка — музей Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Санкт-Петербурга. Ребята изучили интерактивную карту объектов атомной отрасли России и мира, узнали, как и за счет чего работают разные виды электростанций, увидели технологический процесс ядерного топливного цикла от добычи урана до его использования и переработки.

«Менделеевская экологическая экспедиция» организована ФГУП «Федеральный экологический оператор» (предприятие Госкорпорации «Росатом»), сетью Информационных центров атомной отрасли и вузами в составе федерального научно-образовательного проекта «ЭкоТехнологии» при поддержке просветительского проекта «HomoScience».

А вечером на торжественном открытии экспедиции научные руководители исследовательских групп приветствовали ребят, а также рассказали о целях и задачах экспедиции. Среди ученых, курирующих работу экспедиции, — Тамара Ашихмина, профессор ВятГУ, Сергей Азопков, заведующий лабораторией кафедры промышленной экологии РХТУ имени Д.И. Менделеева, и Анастасия Журавлева, доцент кафедры инженерной защиты окружающей среды Института гражданской защиты УдГУ.

— Я желаю всем, чтобы вторая «Менделеевская экспедиция» была ещё интереснее, чем первая. Чтобы поездка зарядила вас на много лет вперед. В прошлом году все перезнакомились, кто-то уже начал писать у нас диссертации. И сейчас мы уже настоящая большая семья, – выступила Тамара Ашихмина.

— Три года назад мы запустили первые «Менделеевские классы». Это однозначно позитивный и успешный проект. Я уверен, что из экспедиции вы вернетесь совершенно другими людьми –Вдохновленными, с новыми идеями и друзьями. Успехов всем вам! – обратился к менделеевцам начальник управления по коммуникациям ФГУП «ФЭО» Денис Плещенко.

На следующий день участники экспедиции отправились на Балтийский завод, на котором ведется строительство атомных ледоколов и судов для перевозки различных грузов. Для ребят это большое событие, ведь попасть на предприятие удается далеко не каждому. За свою 165-летнюю историю здесь построили порядка 600 судов и кораблей. Здесь также производят отдельные детали и аппараты для АЭС.

Увлекательную и — что немаловажно — познавательную экскурсию по ледоколу «Урал» провел старший строитель по корпусной части Павел Ельфимов, а главный инженер предприятия Денис Шилинко рассказал, как работают ледоколы. Так, производство Балтийского завода включает в себя пять направлений, соответствующих этапам постройки судов и кораблей, и участники экспедиции побывали на корпусообрабатывающем и сборочно-сварочном производстве атомных ледоколов. Ребята увидели строительство «Ямала», «Чукотки», а также посетили пункт управления атомными реакторами и увидели Санкт-Петербург с капитанского мостика.

Сегодня на Балтийском заводе трудится 6300 человек, в том числе химики и экологи. Как рассказали ребятам, для того, чтобы снизить воздействие на окружающую среду, на предприятии применяют разные экологические решения, в их числе – локальные очистные сооружения. В рамках экспедиции менделеевцы провели отбор проб воды из Невы, изучив разные параметры, результаты они впишут в свои исследовательские дневники.

После посещения завода ребята отправились на обзорную экскурсию по Санкт-Петербургу. Ведь как можно побывать в Северной столице и не подняться на колоннаду Исаакиевского собора, не посетить Дворцовую площадь, не побывать на Васильевском острове! Ребята остались в восторге!

Менделеевцы и вечер провели с пользой, так как завершился день лекцией на тему глобального потепления, которую провел доцент кафедры физической географии и ландшафтного планирования Санкт-Петербургского государственного университета, ведущий научный сотрудник Лаборатории изменений климата и окружающей среды Арктического и антарктического НИИ, кандидат географических наук Алексей Екайкин. Ученый рассказал, что Земля потеплела на 1,5 градуса за 100 лет, и это очень серьезная скорость, кроме того, ученые не видят таких сценариев развития событий на нашей планете, при которых темпы потепления снижались бы — оно неизбежно. Молодые исследователи в ходе лекции задали вопросы и поделились своими наблюдениями.

Третий день экспедиции ребята провели в природном заказнике «Западный Котлин», где узнали много интересного про местную флору и фауну, и, что особенно важно для них, самостоятельно провели исследования. Для этого школьники, студенты, педагоги разделились на три группы, у каждой была своя задача. В течение трех часов они выполняли задания по трем направлениям, а их кураторами выступили специалисты ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга».

Главный специалист дирекции Нино Нацваладзе познакомила юных химиков и биологов с методикой мониторинга флоры, которая осуществляется на закрепленных на местности постоянных пробных площадях. К слову, в Северной столице России существует 16 особо охраняемых природных территорий, что составляет 4,5% от площади Санкт-Петербурга, и, как сообщила специалист, количество таких территорий со временем будет увеличено.

Участники экспедиции из Иркутской области поделились своими впечатлениями.

— Мы проводили опыт на определение растворенного кислорода в пробах и выяснили, что после очистки повышается количество растворенного кислорода. Дальнейшие исследования помогут нам выяснить, насколько эффективно работают современные очистные сооружения, — говорит будущий инженер-эколог, студентка ИРНИТУ Арина Токарева.

— Мы научились, как правильно проводить анализ проб воды, используя ящик с оборудованием для проведения полевых исследований, мы на месте сделали несколько экспериментов на определение, в том числе, нитратов и железа. Я впервые в Санкт-Петербурге, для меня это было захватывающее путешествие, которое, помимо новых впечатлений, дало мне и новых массу знаний, — рассказывает ученица лицея №1 города Усолья-Сибирского Арина Шергина.

— Мы провели ряд исследований, в частности, определяли скорость распространения загрязняющих веществ по воде. И выяснили, что они очень быстро доходят до водоемов и несут прямую угрозу населению, — делится студентка ИРНИТУ Дарья Шарапова.

После интенсивных практических работ участники экологической экспедиции отправились на пешую экскурсию по Кронштадту. Ребята посетили якорную площадь и Морской Никольский собор, прошли мимо памятного знака блокадной колюшке, Петровского дока, фотографировались на набережной и, конечно же, побывали в музее Кронштадта.

В предпоследний день экспедиции ребята посетили полигон промышленных отходов «Красный Бор», который является одним из самых крупных объектов накопленного вреда окружающей среде в России. Он был открыт в 1969 году для приема и ликвидации химических и промышленных отходов, и с тех пор в картах-накопителях полигона скопилось порядка 1,7 миллиона тонн отходов различных классов опасности. Ликвидацию накопленного экологического вреда на этом объекте осуществляет Федеральный экологический оператор (ФГУП «ФЭО»).

— Мы построим противофильтрационную завесу вокруг территории зоны складирования отходов для защиты от попадания вредных веществ за пределы полигона. В рамках второго этапа будет создана инфраструктура по переработке содержимого открытых карт с жидкими и пастообразными отходами, все отходы из которых будут переработаны, а территория — закрыта надежным защитным рекультивационным экраном, — рассказал о предстоящих работах руководитель проекта ФГУП «ФЭО» Александр Толмачев.

Ознакомившись с инфраструктурой полигона, ребята провели собственные исследования на его территории. Они изучили свойства уникальных кембрийских глин — природного геомиграционного барьера — и проанализировали состав сточной воды. Бесспорно, на этой площадке ребята получили бесценный опыт, который пригодится им в их исследовательской работе.

Несколько дней пролетели незаметно, и пора возвращаться домой. На заключительном мероприятии участники из шести регионов России представили финальные презентации с результатами своих исследований, которые обсудили вместе с экспертами. Теперь, с новыми знаниями и, главное, огромным практическим опытом, они готовы вернуться в классы, чтобы продолжить свою проектную деятельность.

IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля