Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Слаженно и эффективно. Евгений Стекачев рассказал о работе думы и городской администрации

Председатель городского парламента Евгений Стекачев в эксклюзивном интервью IRK.ru рассказал об особенностях бюджета города, который дума утвердила на 2023 год, нереализованных городских проектах и депутатском фонде. Кроме этого, он поделился мыслями о том, как сделать Иркутск более комфортным для горожан, и обратился к ситуации, связанной с СВО. Подробности — в интервью.

У Вас очень активный день — спасибо, что нашли время для беседы. Начнем сразу с важного вопроса: бюджет на 2023 год приняли практически единогласно и в кратчайшие сроки — буквально за 15 минут. А ведь было время, когда слушания по бюджету заканчивались горячими спорами…

— На самом деле, принятие бюджета — это сложный процесс, и за единогласным решением в пользу документа стоит огромная работа депутатского корпуса и администрации города, начиная с выстраивания отношений не только между депутатами и мэром Иркутска, но и с каждым округом отдельно. Несколько лет назад в мэрии был кризис политической власти из-за отсутствия системной работы, и он завершился перезагрузкой, которая вылилась в консолидированную работу всех органов власти, работающих на результат.

Евгений Стекачев и Анна Суркова
Евгений Стекачев и Анна Суркова

2022 год был непростым для всего мира, для многих из нас жизнь разделилась на до и после 24 февраля. Депутаты понимают, что следующий год будет тяжелее, чем этот, в том числе и в финансовом плане: денег на реализацию всех проектов как в округах, так и в городе может не хватить. И сегодня наша главная задача заключается в том, чтобы обеспечивать поручение президента РФ Владимира Путина: выполнить все социальные обязательства перед жителями города и работниками бюджетной сферы, чтобы все системы городского хозяйства функционировали в обычном режиме. И только потом можем думать о реализации инвестиционных проектов и развитии социальной и коммунальной инфраструктуры.

Бюджет на следующий год остался в рамках бюджета 2022 года, который, к слову, был рекордным по сумме: 30 миллиардов рублей было заложено на развитие города. Поэтому мы не только консолидированно приняли решение по бюджету, но и смогли увеличить его. Даже с учетом предстоящих корректировок, которые произойдут в ближайшие два-три месяца, когда до нас дойдут лимиты из областного и федерального центров, он примерно на том же уровне и останется. Но проблема в том, что за год цены выросли примерно на 10-15%, и расходная часть бюджета увеличилась на 2,5-3 миллиарда рублей, а бюджет — нет, он остался, повторюсь, на уровне 2022 года. Тем не менее, нам удалось его сбалансировать за счет того, что реализацию ряда проектов мы отложили на 2024-2025 годы.

Что очень важно, мы увеличили средства на содержание МУП «Иркутскавтодор», так как предприятие обслуживает весь Иркутск, и нужно, чтобы оно не выживало, а развивалось. Кроме этого, в прошлом году город приобрел снегоуборочную технику в лизинг. В бюджете предусмотрели средства на строительство социальных объектов: в следующем году начнется строительство двух школ — на улице Ярославского и в микрорайоне Союз. Также решается вопрос возведения школы на Мелентьева, и еще несколько проектов находятся в работе. Заложили средства и на поддержку семей мобилизованных жителей Иркутской области, хотя работа в этом направлении началась еще с сентября, например, было принято решение о бесплатном питании в школах детей военнослужащих, принимающих участие в СВО.

Евгений Юрьевич, если мы уже затронули СВО, расскажите об учебных центрах, в которых находятся мобилизованные из Иркутска.

— Через две недели после объявления частичной мобилизации вместе с мэром Русланом Болотовым мы посетили учебные центры в Юрге и Новосибирске, в которые были распределены ребята из Иркутской области. Посмотрели, как они устроились; вопросов было много, но в целом размещение было организовано правильно. Ребята сообщили, чего им не хватает в быту и какие вещи понадобятся в зоне боевых действий. Буквально через неделю из Иркутска в учебные центры были отправлены две фуры с необходимыми вещами. Огромное спасибо мэру, что удалось консолидировать тех, кто собирал гуманитарную помощь, — бизнес, муниципальные предприятия, волонтеров.

С начала СВО многие представители власти и депутаты гордумы ездили на Донбасс, в подшефный нашей обрасти город Кировск. К слову, мой коллега депутат Михаил Корнев даже стал почетным гражданином этого города, так как еще в 2014-2015 годах находился там и помогал людям. В Кировске был и мэр города, а также депутат Госдумы Сергей Тен, благотворительный фонд которого обеспечил формой и портфелями учащихся всех школ Кировска.

Сейчас там по своей инициативе находятся несколько наших депутатов: Ольга Клевцова работает в госпитале, Ростислав Белых помогает с перевозкой раненых, туда уехал и Александр Панько. Людям, которые вот уже восемь лет живут в полной разрухе на Донбассе, важно знать, что о них не забывают и готовы им помочь; сейчас они вернулись в состав большой великой страны, гражданами которой они всегда себя считали.

На московском форуме было прямое включение военных корреспондентов из Донецка, а на заднем фоне слышны взрывы и грохот. Это страшно.

— К сожалению, мы не знаем, когда это все закончится, но мы должны заниматься своим делом и делать все для победы. Каждый из нас обладает определенными компетенциями, навыками и возможностями: кто-то может помочь материально, а кто-то — гражданскими инициативами, все должны быть небезучастными.

Вернемся к Иркутску. Расскажите про инициативу, в рамках которой ежегодно каждый депутат получает на развитие своего избирательного округа 10 миллионов рублей.

— Десять лет назад, во время подготовки к празднованию 350-летия Иркутска, Андрей Лабыгин, который на тот момент был председателем гордумы, предложил выделить округам 350 миллионов рублей на ремонт дворов, то есть по 10 миллионов рублей каждому депутату. Депутаты и администрация подержали инициативу, и деньги выделили. До этого на эти цели из городского бюджета выделялось не более 60 миллионов — капля в море.

С тех пор ежегодно из городского бюджета одномандатные округа получают дополнительные средства. Был период, когда эта сумма стала сокращаться, в один год ее вообще не было, но с 2020 года она опять вернулась. Со временем перечень возможных работ был расширен: теперь деньги можно потратить не только на ремонт дворов, но и на установку детских и спортивных площадок, благоустройство скверов, ремонт дорог и тротуаров. При этом задача депутата заключается в том, чтобы со своими избирателями, ТОСами определить, куда направить средства. Кстати, в 2023 году каждый округ получит по одиннадцать миллионов рублей.

Расскажите о случаях, когда депутаты нескольких округов объединяли усилия, чтобы благоустроить или отремонтировать какой-то крупный объект или благоустроить большую территорию.

— Один из примеров — это благоустройство Пади Долгой. Длительное время территория была заброшенной: все заросло сорняками, и возле водоема образовалось болото. Тогда родилась идея — провести там комплексное благоустройство, чтобы создать хорошее общественное пространство для спорта и отдыха, но для этого нужно было участие трех округов, на территории которых и находится Падь. Коллеги-депутаты поддержали инициативу, был подготовлен проект, который победил в конкурсе и получил часть денег по программе «Комфортная городская среда», а часть средств добавили из депутатских фондов трех округов.

Сейчас там строится крытый ледовый каток, который буквально через две недели будет введен в эксплуатацию. Каток будет бесплатным для детских, юношеских школ, и ребята, которые занимаются хоккеем с шайбой, конькобежным спортом, шорт-треком, фигурным катанием, смогут заниматься там. А вокруг катка появится парк, где можно будет отдохнуть, покормить уток, посидеть на лавочке, погулять с ребятишками.

К сожалению, у нас в городе не так много общественных пространств.

— Да. Между тем, Иркутск должен состоять из множества комфортных зон для отдыха, соединенных между собой пешеходными дорожками. Только тогда он будет городом для людей.

Посмотрите на современную Москву. Там, например, если ты приехал отдохнуть в какую-то часть города, то машина тебе не нужна: там комфортно передвигаться пешком, есть много парковых зон для прогулок и отдыха, хочется лишний раз прогуляться, а не ехать на такси или автомобиле. Мне кажется, наш город может быть таким же, мы видим, сколько общественных пространств уже появилось: на Байкальской перед кольцом сделали красивое место для прогулок, чуть дальше находится Лисихинский парк. Если таких мест будет больше, то горожане будут любить родной город, жить в нем, а не стремиться переехать в другой.

А какие проекты не были реализованы в 2022 году?

— У нас есть проблемы с затягиванием строительства некоторых социальных объектов, причины разные — как субъективные, так и объективные. В этом году таких проблем стало больше, с одной стороны, на это повлияли и ковид, и СВО, с другой — подрядчики порой берут на себя непосильную ношу, а потом расписываются в своем бессилии. В любом случае, за все и всегда несут ответственность власти, поэтому мы стараемся договориться со всеми участниками процесса, используя думу как дискуссионную площадку, чтобы подрядчик завершил работы.

Знаете, сегодня каждый может высказывать свое мнение или предъявлять претензию, так у властей и бизнеса меньше возможностей замалчивать проблемы. Да, кому-то в системе власти от этого сложнее, но мы работаем для людей, которых волнует, когда построят новую школу, которую им обещают уже несколько лет, когда они смогут отвести своего ребенка в детский садик, который будет находиться возле дома, а не в нескольких остановках от него. Те, кто реализует социально значимые проекты, а это и чиновники и бизнес-структуры, должны понимать, что, не достроив объект вовремя, они не только тем самым упустят выгоду в экономическом плане, но – главное — их репутации будет нанесен вред.

Если раньше, 20 лет назад, работа думы сводилась только к голосованию «за» или «против» по минимальному перечню дел, то сейчас ситуация изменилась. Правильно говорят, что органы местной власти не подчиняются принципу разделения властей, мы как одно целое — все вместе несем ответственность, вникаем во все процессы, даем советы чиновникам, идем на компромиссы, а иногда и нет. В результате обсуждений, на первый взгляд, непонятных и даже чудаковатых предложений, рождаются конструктивные, коллегиальные и ответственные решения. Тот же бюджет на несколько лет вперед депутаты приняли без всяких склок, единогласно, и каждый депутат, который проголосовал за него, готов нести ответственность за принятое решение.

Да, действительно дума — это дискуссионная площадка, а думские слушания — одно из самых обсуждаемых мероприятий в городе.

— Дума Иркутска — главная ньюсмейкер по четвергам и средам каждого месяца. Главное, что в ходе думских дискуссий находятся решения серьезных городских проблем. Я вас уверяю, каждый из депутатов и все мы вместе можем отчитаться перед населением и показать, какую работу мы проделали. Например, сейчас идет серьезное обсуждение с областным правительством проблемы безнадзорных собак. На депутатских слушаниях мы достаточно жестко и в то же время конструктивно провели диалог с нашими коллегами из службы областной ветеринарии. Но именно после громких слушаний и начинается системная работа. Я думаю, в ближайшие несколько месяцев мы все вместе сдвинем эту проблему с мертвой точки. А если сидеть, молчать, и все это кулуарно обсуждать, то не добьешься никаких результатов.

Конечно, каждый из депутатов по-своему доносит свою точку зрения, ведь нет же такой профессии — «депутат». Депутаты — это обычные люди, которые решили стать представителями определенного округа, и они, как могут, как считают нужным, придерживаясь регламента и уставов думы города Иркутска, доносят свою мысль. Кому-то может не нравиться их высказывание, кто-то считает, что так нельзя, кто-то из них использует политический шантаж, чтобы добиться решения той или иной проблемы у себя в округе. Но когда парламентарий переизбирается на второй, а некоторые и на третий и четвертый срок, все понимают, что избиратели его ценят.

Вы наверняка знаете теорию поколений X, Y, Z, согласно которой лонгриды (большие тексты) читают люди с фундаментально хорошим образованием, которое, как правило, получили в советское время. А поколение Y, которое подрастает сейчас, привыкло к коротким жанрам, кроме того, как мне кажется, у них нет коммуникации с властью, как это было у людей старшего поколения. Согласны?

— Я не буду говорить за весь мир, только за нашу страну и за наш город. У нас нет всеобъемлющей идеи, которая бы объединила людей разных поколений — X, Y, Z. И сейчас, во время СВО, мы это начинаем осознавать и искать ее (идею). Я убежден: когда это произойдет, она объединит нас всех, и мы опять будем говорить на одном языке.

Евгений Юрьевич, на вас, как на председателе городской думы, лежит большая ответственность. Как вы справляетесь со всеми задачами, в чем черпаете ресурс?

— Я много работаю, но я бы не сказал, что я трудоголик, моя работа — это мой образ жизни. Я депутатом стал в 28 лет, сейчас мне уже 41 год, весь свой сознательный возраст я нахожусь в системе власти, для меня другой реальности нет. Не представляю, как можно заниматься чем-то другим. Хочется верить, что я эффективен на этом месте: и как депутат округа, избиратели которого уже в третий раза мне доверили представлять их интересы, и как председатель городского парламента.

Моя работа дает мне многое: большой круг общения, знакомство с первыми лицами города и области, я чувствую себя встроенным в вертикаль власти, при этом я помогаю обычным людям, своим избирателям, — все это невероятно мотивирует.

Над текстом работали Анна Суркова и Анастасия Маркова
Фото Ильи Татарникова

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля