Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Здравствуйте, я из ФСБ». Как мошенники обманывают жителей Иркутской области

Более миллиарда рублей перевели мошенникам жители Иркутской области за 2022 год. Цифра, прямо скажем, пугающая. Несмотря на то, что из СМИ не исчезают новости об обманутых людях, а сотрудники правоохранительных органов продолжают предупреждать жителей о том, что нельзя говорить с незнакомцами по телефону и верить их словам, киберпреступления по-прежнему занимают значительную часть от числа всех преступлений в Иркутской области. Как действуют мошенники и как не дать себя обмануть — в интервью журналисту IRK.ru рассказала представитель управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Иркутской области Регина Ахмедзянова.

Регина Рашидовна, какую схему чаще всего используют аферисты? Звонят «сотрудники банка»?

Да, чаще всего жителям Иркутской области поступают звонки от якобы сотрудников банка, которые сообщают, что кто-то пытается оформить кредит или похитить с карты деньги и их нужно перевести на «безопасный счет». Часто аферисты представляются сотрудниками правоохранительных органов, запугивают уголовным преследованием, запрещают сообщать о таких звонках близким, говорят, что нужно оформить кредит для того, чтобы обезопасить средства и люди верят в это.

Представитель управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Иркутской области Регина Ахмедзянова
Представитель управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Иркутской области Регина Ахмедзянова

Из недавних примеров: иркутянка продала четырехкомнатную квартиру, взяла кредит, заняла у знакомых и отдала все деньги мошенникам, всего почти семь миллионов рублей. Преступники «вели» ее несколько месяцев. Женщина им безоговорочно поверила и даже не стала разговаривать с полицейским, который пришел к ней, увидев объявление о продаже квартиры по подозрительно низкой цене. Таких примеров, к сожалению, много. Только за 2022 год в Иркутской области зарегистрировано свыше 7,5 тысячи киберпреступлений – это пятая часть от всех преступлений в регионе. Относительно суммы мы преодолели психологическую отметку: мошенники похитили более миллиарда рублей. Колоссальный ущерб. И если раньше мошенники просто снимали с карт сбережения, то сейчас люди остаются с многомиллионными долгами.

Почему банки дают кредиты? Обычному человеку на ипотеку в миллион рублей нужно собрать множество справок, а здесь оформляют огромные суммы, часто онлайн.

Мы ждем от банков решений по этому вопросу. Считаем, что банковский сектор должен стать активным участником в пресечении таких преступлений. Мы настаиваем, что банки должны надлежащим образом подходить к этому вопросу, выяснять цель кредита, особенно когда обращаются пенсионеры. Они же видят движение по карте. Если у бабушки давно лежат деньги на счету, почему она вдруг решила их кому-то отдать? Еще и оформляет кредит, и неизвестно, как будет за него рассчитываться.

Прекрасная инициатива реализована в 2021 году Центробанком. Банкам предложено использовать сервис «второй руки» – когда пенсионеры, инвалиды, маломобильные граждане могут сказать, что их сопровождающим будет определенный человек, близкий родственник, и о любых банковских операциях нужно его уведомлять. Банкам предлагаем внедрять эти рекомендации, выяснять цели кредита, проводить разъяснительную работу. Мы бы очень хотели увидеть помощь банковских работников. При этом банки сами являются потерпевшей стороной. Ведь если, к примеру, мошенники оформят на пенсионерку кредит на несколько миллионов, вряд ли деньги вернутся организации. Бабушке просто нечем будем платить.

Жертвами мошенников чаще всего становятся пожилые люди или это нет так?

Не всегда. Конечно, эта категория граждан наиболее уязвима в силу доверчивости, и пенсионеры часто не могут разобраться в современных технологиях и понять, где обман. Пожилым людям аферисты чаще всего говорят о родственниках, попавших в беду, блокировке счета, дополнительных пенсионных выплатах, взломе личного кабинета в онлайн-банке.

Пожилые люди часто доверчивы и не могут распознать, где обман
Пожилые люди часто доверчивы и не могут распознать, где обман

За 12 месяцев прошлого года мошенники обманули 2 155 человек старше 50 лет, при этом всего пострадавших, напомню, больше семи тысяч. Из статистики мы видим, что жертвами мошенников становятся не только пожилые или малообразованные люди. Среди обманутых и люди с высшим образованием, и имеющие научные степени, и прогрессивная молодежь, и даже представители правоохранительных и государственных структур.

Многие продолжают верить в получение высоких доходов путем торговли на международном финансовом рынке, вкладывают деньги в сомнительные интернет-проекты с собственной криптовалютой. При этом легальность бирж проверяется очень просто.Эту сферу регулирует Центробанк, и на сайте ЦБ в открытом доступе опубликованы реестры брокеров, дилеров, инвестиционных фондов, ведущих свою деятельность законно. Прежде чем принимать участие в проекте, стоит посмотреть – а есть ли он на сайте ЦБ? И, конечно, нужно помнить, что не бывает сказочных процентов и огромных заработков с небольшими вложениями.

Не так давно мошенники позвонили на домашний телефон и обманули 11-летнего мальчика. Ребенок, пытаясь спасти попавших в ДТП родителей, отдал аферистам семейные сбережения – 200 тысяч рублей. Это единичный случай или уже было что-то подобное?

Это, конечно, вопиющий случай, но, к счастью, единичный. Однако детей нередко обманывают при покупках в интернет-магазинах, или они становятся жертвами вымогателей и шантажистов, если речь идет о личных фотографиях. Мы работаем с несовершеннолетними, проводим встречи, беседы, призываем родителей беседовать с детьми. Важны финансовая грамотность и компьютерная гигиена.

Есть с подростками и другая проблема: в последнее время школьников или студентов первых курсов, которые ищут дополнительный заработок, стали использовать в реализации мошеннических схем. Преступники используют наших детей как дропперов, дают им поручения за небольшую плату, например, забрать наличные деньги у бабушки, внук которой «попал в ДТП», и перевести на указанный счет.

Это деяние уголовно наказуемо, мы формируем уголовную практику, и важно донести детям, что нельзя зарабатывать таким способом! Мальчишки, которые этим занимались, чаще всего из вполне благополучных семей. И денег хотели заработать на обычные вещи: девушке купить цветы, приобрести одежду, сходить в кафе. Рано или поздно их задерживает полиция, следователи возбуждают уголовное дело. А это пятно на репутации на всю оставшуюся жизнь: не только в правоохранительные органы не возьмут на работу, но и при трудоустройстве в коммерческую организацию скорее отдадут предпочтение кандидату, у которого отсутствует какой-либо «криминальный опыт». Родители должны говорить с ребенком, знать, откуда у него деньги, и объяснять, что золотых гор не бывает.

Родителям нужно разговаривать со своими детьми, учить их финансовой грамотности
Родителям нужно разговаривать со своими детьми, учить их финансовой грамотности

Почему люди верят мошенникам? Аферисты используют гипноз?

Мне приходилось общаться с жертвами мошенников, все они говорят, что звонившие были очень убедительны. Но мы не можем сказать, что это гипноз, нейролингвистическое программирование и другие подобные методы. Прежде всего, срабатывает эффект неожиданности. Аферисты запугивают людей, говорят, что их деньги в опасности, ведут беседу уверенно. Если речь идет об инвестициях, то здесь играет роль простое желание сэкономить и заработать.

Из уголовной практики сложился социальный портрет преступника. Чаще всего это обычные люди, не айтишники, с низким уровнем образования, в возрасте от 20 до 40 лет. Они обладают коммуникативными навыками и способны ввести в заблуждение. Половина из тех, кого удалось привлечь, уже были ранее судимы за аналогичные преступления.

Как часто удается установить преступников и привлечь их к ответственности?

В прошлом году в Иркутской области расследовано и направлено в суд 1891 дело, это на 26% больше, чем годом ранее. В их числе – большие, многоэпизодные дела в отношении организаторов преступных схем.

Например, прокуратура Октябрьского округа Иркутска направила в суд уголовное дело в отношении ранее неоднократно судимого жителя Республики Удмуртия. Мужчина под надуманным предлогом выманивал деньги у жителей Иркутской области при телефонных разговорах. Еще один мошенник, уже отбывая наказание в колонии, по телефону сумел получить от пятерых жителей Иркутской области предоплату за поставку несуществующего топлива.

«Мне приходилось общаться с жертвами мошенников, все они говорят, что звонившие были очень убедительны», — говорит Регина Ахмедзянова
«Мне приходилось общаться с жертвами мошенников, все они говорят, что звонившие были очень убедительны», — говорит Регина Ахмедзянова

В Саянске и Черемхово в суд направлены уголовные дела в отношении лжебанкиров. В первом случае это были женщины-подруги, во втором – сожители. Прокуратура Усолья-Сибирского направила в суд уголовное дело в отношении жителя Курска, который продал несуществующие оптовые партии живых цветов восьми предпринимателям.

Какое наказание предусмотрено за такие преступления?

Уголовный кодекс РФ предусматривает виды уголовной ответственности в зависимости от способа совершения преступления и, соответственно, его квалификации. В зависимости от конкретных обстоятельств действия преступников, похитивших деньги с банковской карты, могут быть квалифицированы как кража или мошенничество. Один из недавних примеров: Бодайбинский городской суд приговорил жителя Приморского края к шести годам лишения свободы.

А как сейчас обстоят дела с «колл-центрами» в колониях? Правда ли, что часто мошенники звонят из мест лишения свободы?

В 2020-2021 годах это активно обсуждали, такое встречалось часто. Сейчас можно говорить о том, что подобные факты практически искоренены, в том числе и в результате координационной деятельности органов прокуратуры.

Насколько мне известно, есть еще одна проблема: мошенники звонят с подменных номеров. Как бороться с этим?

Действительно, преступники с помощью современных технологий нередко используют подмену номеров, это наш сегодняшний бич. Они говорят: посмотрите, я звоню вам с телефона ФСБ. Доверчивый человек проверяет номер в интернет-поисковике, видит телефон ведомства и безоговорочно верит аферистам. В прошлом году на уровне федерации для операторов предусмотрели административную ответственность за пропуск теневого трафика и пропуск подмены номеров.

Прокуроры по всей России формируют эту практику очень активно, возбуждают дела об административных правонарушениях. При расследованиях таких дел мы видим, что звонок совершен с подменой, и смотрим, кто пропустил. Это может быть очень длинная цепочка, вплоть до каких-то мелких операторов и провайдеров. И виноват тот, кто первым пропустил этот звонок, где был подменен номер телефона. За это уже грозят большие штрафы, и на сегодня правительственная комиссия предлагает ужесточить наказание. Операторы видят, что пропускают звонок с подменой номера. Он идет с территории другого государства, но почему-то имеет российскую нумерацию.

Большая проблема – трансграничность. Мы не знаем, откуда поступил звонок. Глобальная цифровизация, с одной стороны, принесла нам добро – находясь во Владивостоке, мы можем разговаривать с бабушкой в Калининграде, но развитие этих социальных отношений привело к появлению такого вида преступности.

«Не стоит говорить с мошенникам даже ради развлечения»
«Не стоит говорить с мошенникам даже ради развлечения»

Регина Рашидовна, какие профилактические меры применяет прокуратура?

В 2022 году работники прокуратуры провели 375 мероприятий по правовому просвещению граждан. Это лекции, встречи, круглые столы по теме профилактики преступности в IT-сфере. Беседуем с учащимися и коллективами школ и вузов, главами муниципалитетов, чтобы они донесли сведения до населения, трудовыми коллективами организаций, общественниками.

Распространяем информационные материалы, например, на оборотной стороне платежных документов управляющих компаний, размещаем тематические баннеры. Также прокуроры обращаются к жителям в СМИ с призывами быть более бдительными и не доверять мошенникам.

С 2020 года действует межведомственная рабочая группа по решению проблем, возникающих при расследовании уголовных дел о киберпреступлениях. Такие вопросы обсуждаются не только с представителями силового блока, но и банковского сектора и операторов связи. И, конечно, мы осуществляем надзор за деятельностью правоохранительных органов по выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию таких преступлений.

И последний вопрос: как уберечься от мошенников? Как не дать себя обмануть?

Прежде всего, нужно помнить, что банки и сотрудники правоохранительных органов никогда не звонят, чтобы сообщить, что ваши деньги в опасности и не просят называть личные данные. Лучше вообще не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Эффективно использование программ-определителей номеров. Они обозначают на экране звонки как нежелательные, рекламные, похожие на мошеннические.

За 2022 год в Иркутской области зарегистрировано свыше 7,5 тысячи киберпреступлений
За 2022 год в Иркутской области зарегистрировано свыше 7,5 тысячи киберпреступлений

Если вы все же ответили на звонок человека, который говорит о заблокированных картах, кредитах и прочем, сразу же кладите трубку и не отвечайте на повторные звонки. Не стоит говорить со злоумышленниками даже ради развлечения. Если возникли сомнения в безопасности средств, нужно позвонить на горячую линию банка. Конечно, ни в коем случае нельзя называть незнакомцам одноразовый код из sms-сообщения, пин-код карты, ее срок действия и код безопасности – три цифры на оборотной стороне. И в любой ситуации, что бы вам ни сказали, сохраняйте спокойствие и рассудительность.

Екатерина Емелина, IRK.ru
Фотографии Маргариты Романовой, IRK.ru
Иллюстрации Семена Степанова

Екатерина Емелина, IRK.ru

  • Zhorro 13 марта 2023 в 12:33

    Это всё внушение 100%. И плюс многие люди недалёкие и доверчивые.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля