Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Дом, в котором жил Петров: история деревянного здания на улице Баррикад, 35

Мы продолжаем рассказывать о деревянных зданиях, которые восстанавливаются при участии Агентства развития памятников Иркутска. На этот раз речь пойдет о не совсем обычном доме: мало того, что он, в отличие от большинства памятников, находился не на красной линии улицы, а в глубине участка, что повлияло на его планировку, так еще и жил в нем довольно известный человек. Но обо всем по порядку.

Когда-то предместье Рабочее было промышленной окраиной Иркутска. Здесь вдоль Ушаковки стояли кирпичные заводы, суконная фабрика, ремесленный дом. И селились тут в основном мастеровые, рабочие, ремесленники. Квартал, ограниченный улицами Баррикад (Знаменской), Ремесленной (Освобождения), Пивзаводским (Пивоварским) переулком и улицей Радищева (Хорошевской), стал активно (и плотно) застраиваться в начале 19 века. А в конце 19 века у владельца шорной и экипажной мастерской Каршина служил Виктор Емельянович Лукашевич. Именно он и является первым установленным владельцем усадьбы на Знаменской, 35. Судя по планам, на территории усадьбы находилось довольно много строений: четыре жилых дома и хозяйственные постройки. К сожалению, до нашего времени сохранился только один двухэтажный дом, который, как выяснилось, представляет интерес не только с точки зрения истории архитектуры, но и с точки зрения истории революции.

В 1909 году Лукашевич продает свою усадьбу Дарье Вольобовой. По документам она остается владелицей до начала 1920-х. На момент продажи участка строение, о котором идет речь, было еще одноэтажным, но Дарья Вольобова достраивает второй этаж, вероятно для жильца, который поселился там в 1916 году с семьей. Очень интересного человека – ссыльного врача, социал-демократа, революционера Федора Николаевича Петрова. В 1905 году он участвовал в восстании солдат в Киеве, получил ранение и был переправлен в Польшу, где его и арестовали.

Федора Петрова приговорили к каторжным работам, а в 1915 году сослали на вечное поселение в Манзурку. Ему разрешили работать по специальности в Знаменской бесплатной лечебнице, открытой во время эпидемии тифа 1916 года в Иркутске. Больница эта, кстати, оказывала не только медицинские услуги: здесь проводились нелегальные явки революционеров и распространялась партийная литература, а в 1917 году в лечебнице развернулся походный лазарет, куда доставляли раненых красноармейцев.

В 1920 году Федор Николаевич Петров становится министром здравоохранения Дальневосточной республики и его связь с Иркутском прерывается. Уже потом он станет начальником Главного управления научных и учебных заведений Наркомата просвещения, директором издательства «Большая советская энциклопедия», дважды Героем Социалистического Труда, кавалером четырех орденов Ленина и ордена Трудового Красного Знамени. А дом, в котором он когда-то жил, будет понемногу стареть и разрушаться.

Когда Дарья Вольобова достраивала дом, она, по всей видимости, обратилась к профессиональному архитектору, в результате чего тривиальное одноэтажное строение в глубине узкого участка превратилось в эффектный памятник архитектуры: с лицевой стороны дома появился пристрой, выступающий за линию главного фасада. Получился своеобразный ризалит — выступ, акцентирующий парадный вход в дом. А прямо над входом устроили изящную остекленную веранду, фланкированную резными столбиками. Бревенчатые фасады не стали обшивать доской, оставив открытыми. По углам основного объема и пристроя выросли узкие колонны-пилястры, окна обрамили лаконичные рамочные наличники с кисточками на свесах, а главный фасад, выходящий на юго-запад, декорировали резным фризом и классическим карнизом над ним.

В 2014 году дом, в котором когда-то жил врач и революционер Федор Петров, сгорел, превратившись, по сути, в руины, которые и попали на баланс Агентства развития памятников Иркутска. Однако специалистам АРПИ повезло: сохранилось большое количество архивных фотографий и материалов более ранних обследований и обмеров, так что инвестору и реставраторам было, с чем работать.

Получив разрешение на проведение реставрации, строители принялись за дело. Дом разобрали, причем не только сруб, но и пострадавший от времени каменный фундамент, территорию благоустроили и заново возвели на ней сруб на новом железобетонном монолитном фундаменте. Сейчас доходный дом в усадьбе Лукашевич практически готов к сдаче в эксплуатацию. Резной фриз, лаконичные наличники с прямыми сандриками, выступ парадного входа и застекленная веранда над ажурным крыльцом – все вернулось. И хотя времена сейчас совсем другие, никто не мешает пройтись по бывшей Знаменской и представить, как в эту красную дверь входил уставший после работы в больнице человек, который понятия не имел, что в будущем он станет тем, кем станет.

Александр Рожанский, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой

Александр Рожанский, IRK.ru, фото Маргариты Романовой

  • wera 6 декабря 2023 в 10:26

    Дом прекрасен. А вот его окружение подкачало.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля