Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Я нашу профессию сравниваю с саперским делом». Один день с энергетиками

Это январское утро для корреспондента и фоторепортера IRK.ru началось в 6:00, чтобы в 8:00 уже присоединиться к команде Иркутской электросетевой компании. Мы оказались в Правобережном районе электрических сетей (РЭС), который отвечает за электроснабжение Октябрьского и Правобережного округов Иркутска, а также прилегающих к городу поселков и садоводств.

Диспетчеры, электромонтеры Правобережного РЭС круглосуточно держат на контроле ситуацию и в случае отключений возвращают свет на довольно протяженной территории – от поселка Молодежный и до 9 километра Александровского тракта. Нам в день «дежурства» повезло с погодой, ниже -15 градусов температура не опускалась. А случается, и в -40 бригады работают в котлованах, траншеях, на воздушных линиях и подстанциях.

Трудятся здесь в две смены. Дневная начинается в 8:00, ночная – с 20:00. Но на рабочем месте нужно быть на полчаса раньше, чтобы принять все дела и в полной готовности включиться в процессы.

В начале смены обязательно пятиминутка по охране труда. Мы тоже прослушали инструктаж и получили каски. Работа с электричеством полна опасностей, и каждый, кто выходит на объект, должен четко знать, как обезопасить себя и коллег. Главные правила еще раз напомнил всем опытный районный диспетчер Сергей Семенов. Он в этой должности уже больше 12 лет, с осени 2011 года, а в компании еще дольше – с 2008-го. Говорит, еще в школе физика очень нравилась, особенно то, что с электричеством связано, потому и выбрал себе такую специальность.

Всё под контролем

Перед глазами диспетчера сразу четыре монитора. На первом он отслеживает данные по обращениям потребителей, они попадают в базу от операторов справочно-информационного центра «Иркутскэнергосбыта» и оперативно выводятся на экран. Сразу видно, о каких отключениях, перебоях и поломках сигнализировали люди. На этот раз относительно спокойно.

Наряду с экстренными диспетчер также отслеживает задачи по текущим работам. «Зимой, конечно, работ меньше, — объясняет Сергей Семенов. – В ремонт и обслуживание берется преимущественно то оборудование, с которым можно работать, сохраняя снабжение потребителей. Либо проводятся срочные работы, чтобы предупредить аварию. Тем не менее, совсем без отключений не обойтись. Важно поддерживать надлежащее техническое состояние системы».

На отдельном мониторе диспетчера высвечиваются имена сотрудников, текущие задачи, отметки по ним. Это оперативный журнал, где в хронологическом порядке видны все события и действия с оборудованием: вывод в ремонт, ввод в работу, разрешение на подготовку рабочего места, выданные допуски персоналу. «Я передаю ребятам, выехавшим на место работ информацию, принимаю от них обратную связь, — рассказал диспетчер, — записываю все распоряжения, указания, команды. Всё четко. Очень строго».

И на крайнем экране отражается состояние «подопечных» объектов. Мы насчитали больше 20 подстанций. Здесь видны аварийные и предупредительные сигналы. Поступает такой сигнал – диспетчер тут же реагирует, отправляет бригаду. Когда система предупреждает об отклонениях вроде перегревов, которые еще не привели к аварии, важно оперативно всё исправить — не доводить до критического момента.

— В начале каждой смены от дежурившего коллеги я принимаю всю оперативную документацию, — отмечает диспетчер Правобережного РЭС Сергей Семенов. — Она рассказывает, что было за предыдущие 12 часов. Происшествия, отклонения, распоряжения, наряды. Ориентирует, где были бригады, что дальше предстоит выполнить. Я заступаю на смену. Ребята докладывают о своей готовности, самочувствии. Я должен быть уверен, что в порядке и люди, и спецодежда с инвентарем, и автомобили.

7-8 ночей в месяц Сергей не дома, дежурит на работе. «Ухожу, когда дети еще в школе и садике, а жена — на работе. Прихожу с ночной смены - жена уже на работе. Толком не видимся. Поздоровались и разбежались», — говорит о своем режиме диспетчер. Спортивные тренировки у него урывками тут же, в комнате отдыха, рядом с рабочим местом, там гиря и турник. И остаются же еще силы на спартакиады, волонтерство и донорство. Сергей — почетный донор России, и кровь сдавал 164 раза.

А во время рабочего дня или ночи диспетчер координирует работу двух-трех бригад распределительных сетей, столько же специалистов по подстанциям, а также ремонтный персонал участков кабельных и воздушных линий, трансформаторных подстанций.

Даже если аварийных ситуаций не произошло, никто без дела не сидит. Работы в электрохозяйстве всегда много — осмотры, техобслуживание, замеры нагрузок, которые нужны как раз для того, чтобы планировать реконструкцию и усиление сети. Только так можно быть уверенным, что всё надежно. Тем более, что нагрузки нарастают постоянно.

Нагрузки на пике возможностей

Энергетики связывают увеличение нагрузок на сеть с целым рядом факторов. Во-первых, растет бытовое потребление, ведь каждый из нас использует всё больше и больше всевозможных девайсов и устройств. А если еще нелегальный майнинг прибавить?

Алексей Карпов
Алексей Карпов

— И всё-таки основной рост энергопотребления у нас идет за счет приборов отопления в частном секторе, — подключается к разговору Алексей Карпов, заместитель начальника по оперативной работе Правобережного района сетей. – Удобно, не спорю: не нужно дрова или уголь запасать, а тариф на электричество в нашем регионе невысокий. Потому «красными зонами» на карте территории, которую мы обслуживаем, я бы назвал, предместья Рабочее и Марата, район Ново-Разводной, другие пригородные поселки и садоводства, где многие живут круглогодично. Еще раз хочу призвать всех к ответственному потреблению. Если разумно снижать нагрузку на сети, многих массовых отключений из-за перегруза можно избежать. Сейчас пока еще не у всех потребителей стоят умные счетчики, которые защищают от превышения нормативов. Так что мы рассчитываем на осознанность потребителей. Нужно понимать: лучше в чем-то ограничить расход электричества (особенно в часы пик, утром и вечером), чем потом совсем без света сидеть, пока монтеры ремонтируют вышедшее из строя оборудование и линии. Если специалисты или автоматика на каком-то участке зафиксируют нагрузку, приближающуюся к критической, нам придется прибегать к веерному отключению – по очереди обесточиваются и включаются какие-то участки. Иначе никак — необходимо спасать линию.

Одна из элементарных рекомендаций. В частном доме после восстановления подачи электроснабжения температуру лучше поднимать постепенно, чтобы снова резко не рвануть к пиковым нагрузкам и избежать повторного вынужденного отключения.

В общем, чтобы в самые холода точно не оказаться совсем без электричества, стоит поберечь сети. Иркутская область в 2023 году установила исторический рекорд потребления электроэнергии – цифра вышла на 10,2 тысячи мегаватт. Запредельная нагрузка, вот и растет число аварий, особенно в самый мороз.

— Да, этот декабрь был экстремальным, — вспоминает Алексей Карпов. – Хотя каждая зима в Сибири для нас период особой готовности. Обязательно есть неделя-другая, когда столбик термометра к -30, а то и ниже опускается. За городом и -40 бывает. Электромонтеры в любую погоду на сложных уличных объектах и участках трудятся, чтобы люди уютно смотрели телевизор, чтобы после работы их встречал горячий ужин. Знаете, как расстраивает, когда в соцсетях встречаешь оскорбительные комментарии, иногда и на выездах кто-то выливает негатив. И, наоборот, всегда приятно, когда читаешь благодарности, слышишь «спасибо». Парни его и правда заслужили. Своей ежедневной непростой работой.

На смене – концентрация и взаимовыручка

Какие задачи решают электромонтеры во время смены, мы сами увидели. Подежурили с одной из оперативно-выездных бригад, специализирующихся на обслуживании подстанций. В составе такой бригады всегда два человека. Так как у каждого сотрудника свой график, то напарники чередуются. И со всеми надо сработаться. Каждый отвечает не только за себя, но и за другого. Друг друга подстраховывают, подсказывают, совместно решения в зависимости от обстановки принимают. Очевидно, что характеры у всех разные, но в таком рискованном деле нельзя давать волю эмоциям. Здесь не место стрессу. Сосредоточенность и ещё раз сосредоточенность.

Виталий Белоусов

Виталий Белоусов

«Нельзя нам нервничать», — говорит с улыбкой Андрей Свинин. Он – за рулем рабочего автомобиля. Мы с фотографом тоже усаживаемся в ГАЗель Соболь. Пока ждем напарника, Андрей Григорьевич (ему уже за 60) рассказывает, как в 1990 году оказался в энергетике. В «Южные электрические сети» пришел по совету родственника. Мастерство электромонтера осваивал на практике, успешно проходил аттестацию. Его профессионализм сегодня – опора для многих новичков в компании.

Надо сказать, что в команде Правобережного РЭС сегодня трудятся и молодые ребята, и те, кто прошел огонь, воду и медные трубы. Старшие с готовностью принимают на себя роль наставников. Всё что знают и на своем опыте освоили – стараются передать. Ведь в одной связке действуют, в бригаде. А работа рискованная.

— Я нашу профессию сравниваю с саперским делом, — говорит Андрей Свинин, электромонтёр-водитель бригады. — Нет у электромонтера права на ошибку. Здоровье и жизнь напрямую от профессионализма зависит, от соблюдения всех инструкций и правил. Не за тот провод под напряжением возьмешься или изолятор подвел… Не будем о печальном. Но вы понимаете, как важно все лишнее из головы выбросить и на работе только о работе думать, каждый свой шаг и действия напарника контролировать?

Дома близкие понимают, в каких условиях Андрей Григорьевич работает. «Семья — это мой надежный и теплый тыл», — говорит электромонтёр. Он свой дом в селе Смоленщина, кстати, когда строил, сам и электрифицировал. Хорошо вышло. Сейчас в родных стенах, общаясь с близкими, с детьми и внуками, получается расслабиться, восстановиться после нелегких смен. Летом обязательно выбираются на природу – подзарядиться энергией на год вперед. А после отпуска – снова на работу, с полной самоотдачей.

— В зоне нашей ответственности шесть подстанций разной мощности в Октябрьском округе Иркутска, — присоединяется к беседе, занимая место рядом с водителем ГАЗели, его напарник Виталий Белоусов, старший дежурный электромонтер. – Иногда еще на Байкальский тракт выезжаем. Вот сейчас оттуда вернулись, на базовой подстанции допустили ремонтную бригаду к выполнению работ. Дальше проверим оборудование на одной из улиц. Утро сегодня в штатном режиме прошло. А иногда за смену и перекусить некогда. У таких бригад, как наша, напряженная пора — лето. Не присесть, потому что ремонтная кампания. Чтобы зима не застала врасплох. А в холодный сезон основное – эксплуатация, осмотры и поддержание оборудования. И, само собой, мы в строю, когда аварийные ситуации.

Если на линиях случается авария, отмечается перегрузка или обрыв, скажем, из-за упавшего дерева, бригада спешит к подстанции, чтобы переключить потребителей. Иногда эту задачу диспетчер может решить удаленно, но далеко не всё еще настолько автоматизировано. Приходится еще вручную переключаться на линии, и в одиночку с этим не справиться. Две пары рук нужны для такой операции. «Мне это парную работу хирургов напоминает», — сравнивает Виталий, супруга у него, кстати, из медиков.

— Процесс в случае аварийного отключения строится так. На место диспетчер, как правило, отправляет две бригады, — объясняет Виталий Белоусов. — Одна на подстанции отключает нужную ячейку, при возможности «перекидывает» потребителей на альтернативную линию и ждет, пока ремонтная бригада ищет место неисправности и устраняет проблему. Все это время на связи координирующий диспетчер. Когда неисправность устранена, участок тщательно тестируют и вводят в работу.

Андрей Свинин
Андрей Свинин

Был недавно случай, когда ночью из строя вышла «стодесятка» — линия на 110 кВ по Байкальскому тракту. Вместо 8 утра только к 12 часам дня бригада со смены освободилась. Не уехали, не завтракали, не спали пока всё не доделали.

— Когда восстанавливается электроснабжение – такая радость внутри! – признается Виталий Белоусов. – Смогли! Сделали! Мы дали людям свет! Вроде бы уже 24 года я в профессии, а это ощущение не проходит. Приятно чувствовать, что ты за такую нужную миссию отвечаешь и справляешься.

В Иркутский район Виталий Белоусов перебрался после наводнения в Тулуне. Там он, получив образование в местном техникуме, начинал электромонтёром на Тулунском гидролизном заводе. Предприятие закрылось – перешел в электросети. Был мастером. Сейчас электромонтер в Иркутске. "Люблю заниматься электричеством, мое это, — говорит Виталий. – И дома все приборы всегда исправны (улыбается). Починить – не проблема. Всё, что в Тулуне из техники, электроинструмента у меня утонуло, вернул к жизни.

Глядя на отца, и сын Виталия выучился на энергетика, стал мастером службы транспорта. Старшая дочь тоже закончила политехнический институт, разбирается в управлении электроэнергетикой и работает в офисе «Иркутскэнерго». Династия.

— Никто из нас о выборе профессии не жалеет, — отвечает Виталий Белоусов на провокационный вопрос о работе в сложных условиях и рисках, которые, быть может, уже надоели. – Нет, не надоело. Правда, когда видим результаты поэтапной модернизации, всё совершенствуется, появляются новые подстанции, но санкции и рост стоимости оборудования не могли на отрасли не сказаться. Тем не менее, всё равно прокладываются новые линии, строятся подстанции. Адаптируемся. Работаем! Осознаем, сколько людей от нас зависит и сколько предприятий запитано от нашей энергосистемы.

Очень на вас, надеемся, ребята. Мы с вами по подстанциям проехали. И даже в -12 с ветерком, оказывается, довольно зябко. А холода в этом году, говорят, спуска не дадут. Еще поморозит. Не подведите!

Ольга Брайт, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой

Ольга Брайт, IRK.ru

  • Зловещий Живой 6 февраля 2024 в 20:29

    Кулинарское дело. Спасательское дело. Водолазское дело.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля