Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Интервью с Баяром Барадиевым — режиссером, снявшим пародию на «Слово пацана»

Баяр Барадиев – режиссер и сценарист, уроженец Забайкальского края. Он снимает фильмы, клипы для российских звезд, вирусные ролики-пародии, набирающие миллионные просмотры, а также ведет телеграм-канал о кино. В июле Баяр прилетал в Иркутск для работы над фильмом «Лето на память», съемки которого велись в порту Байкал. Мы встретились с Баяром, чтобы обсудить тонкости режиссерского мировоззрения, работу со звездами и почему он не сыграет Виктора Цоя в новом сериале.

Конечно же, первый вопрос – о новом фильме. О чем будет кино и почему местом для съемок вы выбрали именно порт Байкал?

— «Лето на память» — это история о мальчике-подростке, который приехал на каникулы к бабушке на Байкал. Есть легенда о том, что наше озеро соединено с Северным Ледовитым океаном подземным тоннелем. То, что могло утонуть там, может всплыть здесь. Это и легло в основу сценария. Когда мы выбрали в качестве локации для съемок порт Байкал, многие говорили, что есть более удачные места, демонстрирующие красоту озера. Но мы нашли там особую эстетику, балабановский сеттинг: деревянные бараки, дачные домики с резными ставнями. Это узнаваемая сибирская айдентика.

На съемках сериала «Соцсети»
На съемках сериала «Соцсети»

Одну из главных ролей играет Кирилл Кяро– с ним вы уже работали на съемках сериала «Соцсети». А как в байкальском фильме появился Владимир Афанасьев (рэпер Нигатив), сыгравший злодея?

— Когда мы писали сценарий, в роли антагониста представляли Никиту Кологривого. Тогда еще гремел сериал «Слово пацана», где он сыграл яркую роль – такой типаж нам был нужен. Но потом начались скандалы с его участием, да и по бюджету мы бы не потянули…

И вот как-то раз наш оператор Алексей Базылевский услышал новый альбом Нигатива, где он в первой же песне говорит о том, что он всегда мечтал о главной роли в кино, а потом упоминает, что его друг – иркутский гонщик Евгений Лосев. И все сложилось! Через Лосева мы вышли на Нигатива. Владимир отнесся к роли серьезно: создал историю персонажа максимально глубоко, придумал его биографию, каким был он в детстве… Я очень обрадовался такому подходу.

В последнее время Байкал становится все более притягательным местом для кинематографистов. Но порой то, как показывают наш регион, приводит местных зрителей в недоумение. Как вы считаете, должен ли художественный вымысел превалировать над достоверностью в кино?

— У меня такой подход к этому вопросу: ты не должен врать. Но в то же время я понимаю, что кино – это большой обман. Да, в кино, снятом на Байкале, не обойтись без шаблонных вещей, но мы хотим подать это без вранья. И на съемках пытаемся все сделать достоверно: например, момент, когда герой плывет из Листвянки в порт Байкал, хотели снять в обратную сторону (просто логистически так было удобнее). Но я настоял на том, чтобы сделать все, как надо, ведь внимательный зритель все поймет.

Баяр Барадиев
Команда проекта «Лето на память»

Баяр Барадиев

Команда проекта «Лето на память»

Недавно вы рассказывали, что проходили кастинг на роль Виктора Цоя в новом сериале, но после первого этапа решили отказаться от этой идеи. Почему?

— Это было прошлой осенью: для самопроб надо было изобразить игру на гитаре и спеть. Помню, я был в легкомысленном настроении: взъерошил волосы и записывал презентацию специально с утра, чтобы голос был пониже. Отправил видео и забыл. В марте пришел ответ с просьбой записать пробы повторно. Я подумал: «О, Боже! Куда я вообще лезу». Я посмотрел на это как режиссер: если бы я снимал про Цоя, то не взял бы себя. А если бы меня утвердили на эту роль, сразу стало бы ясно, что у фильма большие проблемы (смеется). Я же не умею петь! А значит, зрителя придется обманывать.

А почему фигура Виктора Цоя до сих пор значима для медиапространства? И почему эта эстетика 80-х, 90-х так популярна сейчас?

— Ностальгия – очень сильное чувство. Людям всегда приятно заглядывать в свои старые фотоальбомы и вспоминать, какими они были и как жили. Этот прием срабатывает и в кинематографе. Зрителю всегда приятно смотреть про себя. Что же касается молодёжи, то поколение, которое не застало те времена, выросло и начало потреблять контент. И им показывают то, как жили их родители. А Виктор Цой – это глыба в идейном смысле. В его песнях — простая музыка и глубокие тексты, каждая строчка – готовая цитата.

«Иркутск – место красивых людей и природы»

Ваш клип на песню молодежного исполнителя Хабиба «Грустинка» снимался в Иркутске и набрал свыше ста миллионов просмотров на YouTube. Почему именно наш город выбрали локацией для съемок?

— Мне позвонил продюсер Хабиба, сказал, что видел мои клипы для Niletto и Джаямми и им нужно что-то подобное. Я тогда даже не знал, кто такой Хабиб. Послушал «Ягоду-малинку» —очень классный трек, несмотря на видимую простоту. Потом послушал «Грустинку» — понял, что это то же самое, но сильно проигрывает «Малинке». Часто после успеха первого хита исполнители становятся заложниками музыкального стиля и выпускают то, что ждет от них публика. Я осознал, что этот трек в сравнении с «Малинкой» не зайдет, и снять клип на неочевидную песню будет сложнее… Когда мы определили бюджет — полтора миллиона, продюсер расстроился. Съемки срывались. После некоторых раздумий написал ему: «Можно снять дешевле, за 850 тысяч – у нас есть продакш в Иркутске». Он обрадовался, и мы отправились в Иркутск! Сейчас я доволен тем, как все у нас вышло.

Каково работать со звездами?

— Звезды — простые люди, и съемки для них – обычный рабочий процесс. С Кириллом Кяро было классно работать. Мы с ним снимали в Томске, причем он тогда был на волне популярности. Команда была неопытная. Но было легко и приятно.

Niletto кайфовый. После съемок клипа мы с ним и его командой обсуждали дальнейшую работу. Я предлагал какие-то идеи для клипа на песню «Невывозимая». Но потом я увидел, что на этот трек снимают клип, подумал: «Ну ладно» (смеется).

С певцом Niletto
С певцом Хабибом
С актрисой Любовью Аксеновой

С певцом Niletto

С певцом Хабибом

С актрисой Любовью Аксеновой

А сами вы какую музыку слушаете?

— Разную. Абсолютно. У меня в плейлисте рядом могут оказаться и условная Жанулька с девчачьим треком «Кис-Кис», и песни Rammstein, Macanа и Джанго… Очень специфическая подборка.

Может быть, поэтому вы так легко откликаетесь на предложения разных исполнителей? У того же Хабиба, например, легкая молодежная музыка, не все могут поймать эту волну…

— Песня для меня является ориентиром, но не финальной точкой. Когда я пишу сценарий для клипа, я пишу историю, не связанную с музыкой. Мне хочется посмотреть на нее с другой стороны, дать другое прочтение.

Вы часто бываете в Иркутске, снимали тут некоторые проекты (например, клип для Сергея Трофимова и фильм о футболисте Андрее Ещенко). Каким вам видится наш город?

— Иркутск для меня — город романтики. Здесь я познакомился с женой (сейчас мы, правда, в разводе), тут началась наша история любви. Была весна, апрель, мы гуляли по городу вечерами…

Также отмечу, что в Иркутской области, как и в Бурятии и Забайкалье, мой любимый сеттинг: горы, равнины, степи, поля… Такой природный микс. Это прослеживается и в людях: исторически сложилось так, что тут проживает много национальностей, большинство – смешанных кровей, что придает особый внешний шарм и разнообразие типажей. Иркутск для меня – место красивой природы и красивых людей.

Очень поэтично. А у нас, иркутян, в последнее время больше претензий к городу, чем восторга… Дороги, благоустройство, инфраструктура…

— Ну да… Помню, в 2018 году мы хотели переехать в Иркутск, сняли квартиру в сталинке на улице 5-й Армии. И там все лето шел ремонт во дворе: жена даже случайно вывихнула ребенку руку, когда они пробирались сквозь ремонтные развалины. Сейчас я прилетел в Иркутск, решил зайти в тот двор, где мы жили… А там опять все раскопали, в том же самом месте! (смеется).

«Суть юмора — парадокс»

Вы сняли множество вирусных роликов (пародии на рекламу «Азино» и сериал «Слово пацана» набрали свыше 4 миллионов просмотров каждая). Признайтесь, вам, как автору, важно количество просмотров? Или творческая реализация главнее?

— Конечно, просмотры важны. Весь медиаконтент, в том числе и кино, делается для зрителя. Не признавать этот факт – самообман. Просмотры, комментарии, обсуждения подпитывают режиссерское эго. Но при этом наши самые известные ролики-пародии — плохого качества. Когда мы с Omog GROUP (группа, которую Баяр создал с забайкальскими КВНщиками) выпустили пародию на «Азино 777», он завирусился, об этом писали многие топовые издания: Esquire, «Афиша». Я был очень доволен, но потом мы увидели, что в видео некрасивый, обрезанный оранжевый баннер «ТеплоСибирь»… Они тогда выступили спонсорами ролика. Я сказал другу: «Да, это выглядит ужасно, но так и должно быть. Зато сразу видно, что ролик про кольщика дров сняли реальные деревенские ребята». В «Слово чабана» мы торопились со сроками, и в итоге после неудачных попыток колориста ролик вышел вообще непокрашенным. Но ребята со стоянки так бы и сняли! Чем хуже, тем лучше (смеется).

Вообще, пародию легче делать – у тебя есть основа. Идея для пародий возникает стихийно: ты просто смотришь что-то, что на слуху у всех, и в голову приходит решение, как это можно обыграть. Сейчас мы сняли ролик о костоломах. Планировалось как пародия, но мы не нашли материал. Так что это будет самостоятельное видео.

Пародия на сериал «Слово пацана», 18+

В своих роликах вы часто показываете бурятскую культуру через юмор. Пару лет назад мы делали интервью с иркутским продюсером и режиссером Юрием Яшниковым. Он сказал, что бурятский юмористический код не разгадал до сих пор. А вы знаете этот секрет?

— В 2008 году мы с командой «Гураны» играли в КВН. Там шли за командой из Иркутска «Байкал»: когда они были в Премьер-лиге, мы были в Первой лиге, потом они попали в Вышку, мы – в Премьер-лигу. Они были круче, старше, но мы дружили, общались. Параллельно мы с ними играли в улан-удэнской лиге в Бурятии, там проверяли материал. И там мы их разносили в одну калитку. Как-то ребята из «Байкала» спросили: «Вы же что-то знаете? Какой-то секрет воздействия на публику?». И тогда я задумался. Потом, в связи с популярностью Omog group, снова начал анализировать. И пришел к выводу: наш юмористический код – это смешение бурятского и русского менталитета. Юра не смог разгадать наш юмористический код потому, что он носитель только русского менталитета. Я же, будучи бурятом, также являюсь русским по менталитету. А суть юмора – это парадокс, который рождается от смешения.

«В комфорте легко зажировать»

Вы ощущаете потребность постоянно что-то снимать, рассказывать истории, даже вне работы? Проще говоря, замечаете ли за собой профдеформацию?

— Да, такое есть. Как-то мы с друзьями собрались на новогодних праздниках. В какой-то момент понадобилось что-то из продуктов, и мы пошли толпой в магазин. Смеемся, разговариваем, кто-то скользит, падает. И я сразу решил это заснять и начал командовать: «Ты встань здесь, ты пойдешь туда». Друзья засмеялись: «Ой, все, опять врубил в себе режиссера». Но я не скажу, что это профдеформация: я не получил режиссерское образование, бывало, снимал что-то без гонорара, так что съемки для меня не были работой. Я просто так существовал. Это внутренняя потребность запоминать что-то через камеру. Это происходит неосознанно.

Вы сняли пару эпизодов сериала «Соцсети» для Premier. И сами активно ведете социальные сети. Многие сейчас видят в них угрозу, ведь люди, наблюдая за яркими картинками, зачастую гонятся за показным успехом, выпадают из реальности. Психологи говорят, что это разрушает ментальное здоровье. Видите ли вы опасность в этом?

— Мне кажется, наоборот – сейчас все такие осознанные и проработанные стали… (смеется). Недавно у меня юная знакомая спросила: «А какой у тебя язык любви?». Я говорю: «Что? Когда мы были в вашем возрасте, даже и не задумывались об этом». Сейчас из-за обилия и доступности информации в соцсетях, как мне кажется, время наоборот – безопасное. Все задумываются о своем и чужом ментальном здоровье.

Вы полтора года живете в Москве. Думаю, что всем уехавшим задают этот вопрос: как живется сибиряку в столице?

— Москва хороша тем, что это очень удобный для жизни город. Дороги, которые моют шампунем, инфраструктура, парки, социальная сфера – все идеально. В каждом дворе – прекрасные детские площадки, в поликлиниках все очень удобно устроено. Например, я впервые прошел полный чек-ап организма там, в Москве. Уровень сервиса высокий: за 5 минут тебе привезут доставку еды или продуктов. Это город комфорта, но в этом заключается ловушка. Мне нравится фраза Конфуция: «Живя в своем доме, не помышляй об уюте». В комфорте легко зажировать, расслабиться. Поэтому все-таки должна быть некая аскетичность, спартанские условия, сложности.

Блиц-опрос:

Любимый фильм:
«Апокалипсис» Мела Гибсона

Любимый режиссер:
Квентин Тарантино, Джеймс Кэмерон, Фрэнсис Форд Коппола

Любимые актеры:
Шарлиз Терон, Леонардо Ди Каприо

Любимый музыкальный исполнитель:
Джанго

Фото Маргариты Романовой и из соцсетей Баяра Барадиева

Элина Халтанова, IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля