Валентине Банаевой сейчас 90 лет. Всю жизнь она мечтала найти информацию об отце, пропавшем без вести на войне. Он ушел на фронт, когда ей было восемь лет. Внучка Валентины Кондратьевны Дина вела поиски, но безуспешно. Процесс осложнялся путаницей с фамилией: оказалось, что в документах Кондрат Посхонович был записан как Тагжиев, а не Тажаев.
Выяснилось это 10 лет назад, когда к 70-летию Великой Победы в ростовском хуторе Топилин проводили работы по нанесению дополнительных фамилий на надгробие братской могилы. Там похоронены солдаты, погибшие на полях сражений во время освобождения хутора зимой 1943 года и умершие от ранений в передвижном полевом госпитале, который в то время дислоцировался в этой местности.
Для уточнения фамилии одного из воинов топилинцы отправили запрос в военкомат Иркутской области. Так и выяснилось, что погибший от ран, несовместимых с жизнью, красноармеец Тагжиев – это отец Валентины Банаевой Кондратий Тажаев, уроженец улуса Качериково Зама-Онгуренского сельсовета Ольхонского района Иркутской области.

Банаевы сразу решили съездить на место захоронения отца и дедушки, ведь для бурят память о предках имеет сакральное значение. К тому же поездка выпадала на 2015-й – год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Валентине Кондратьевне тогда было 80 лет, но несмотря на почтенный возраст, она решительно собралась в дорогу.
— С самого начала поездки все складывалось замечательно, — вспоминает Сергей Банаев. – В Ростове я арендовал автомобиль и ездил по городу и до хутора самостоятельно за рулем. Никаких сложностей, несмотря на незнакомые маршруты, не возникало. Было ощущение, что всю жизнь там ездил! Видимо, дедушка долго ждал нас и как будто бы вел по этим дорогам…
В Топилине сибиряков встретили хорошо. Местные жители даже перенесли время начала митинга с десяти часов утра на двенадцать, чтобы Банаевы успели после прилета доехать до них.
— Народ там хороший, дружелюбный, душевный, — отмечает Сергей. — Нас тепло встретили, напоили чаем. Рассказали, что за 70 лет сюда приезжал только один казах. Наверное, у нас, азиатов, традиция чтить своих предков выражена сильнее.
В Топилине Банаевы побывали на торжественном митинге, выступили с приветственным словом, возложили цветы и поблагодарили местных жителей за то, что они чтят память погибших солдат, берегут мемориал и братскую могилу.
— Когда мы доехали до хутора, пообщались с топилинцами, стало легко, как будто все так и должно было случиться, — вспоминает Сергей. — Уходя, дед сказал: «Я вернусь тогда, когда меня уже забудут». Все эти годы его душа ждала, что мы приедем и заберем его на родину (по нашим поверьям, человеческая душа после смерти может перемещаться). На месте его захоронения мы провели обряд по бурятским традициям, побрызгали… Местные жители разрешили нам сделать все по нашим обычаям, сказали, мол, как вам надо, так и делайте. Кстати, топилинцы были в шоке от того, что мама проделала такой далекий путь в свои 80 лет. Говорили: «Мы мечтаем побывать на Байкале, но боимся, что далеко. А тут бабушка в таком возрасте в Ростов прилетела». Мы пригласили их в гости, дали наши адреса.
Валентина Кондратьевна перенесла дорогу хорошо, тяжело было только психологически: долгожданная встреча с местом, где похоронен отец, принесла много эмоций. Она в деталях запомнила день, когда он уходил на войну. Помнит, что забрала у отца шапку и не хотела отдавать, вернула только после долгих уговоров.
— Ее мать Хеонья Танкилаевна, наша бабушка, прожила 96 лет и всю жизнь ждала мужа с войны, — говорит Сергей. — Помните, как в фильме «Вечный зов» на вокзале Анфиса нашла мужа Кирьяна? Бабушка плакала и говорила: «А может быть, и мой Кондрат не захотел возвращаться к нам без ног…».
Несмотря на раннюю смерть, Кондрат Посхонович оставил после себя множество продолжателей рода. У Валентины, его единственной дочери, и ее мужа Николая Хомоевича Банаева (ныне уже ушедшего из жизни) десять детей! Они воспитали троих сыновей и семь дочерей, которые подарили им множество внуков и правнуков. Банаевы являются «Почетной семьей Иркутской области».
«Семья Банаевых действительно замечательные люди. За несколько часов пребывания в Топилине они стали для нас очень дорогими. Такой далекий остров Ольхон на Байкале стал для топилинцев близким и дорогим. Валентина Кондратьевна на прощание пообещала, что если сама уже не сможет приехать к отцу, то у нее есть еще много родственников (детей, внуков, правнуков), которые обязательно приедут», — так написали в местной ростовской газете о визите гостей из далекой Сибири.
Фотографии из семейного архива Банаевых
Элина Хитрина, IRK.ru